Под политическими свободами принято понимать законодательно закрепленные возможности личности самой определять свое политическое поведение, самой избирать те или иные виды и меры политических действий и поступков, которые предпринимаются с целью оказания воздействия на принимаемые политические решения.
Политические права и свободы, как это следует из их определения, являются составной частью общей системы прав человека, одной из ее подсистем. Другими элементами являются экономическая, социальная и культурная подсистемы. Все они самым непосредственным и теснейшим образом связаны между собой. Каждая занимает свое место в общей системе прав человека, играет свою роль в ней.
Располагая определенными политическими правами и свободами, личность в то же время должна следовать установленным государством и закрепленным в его правовых актах требованиям общественно необходимого поведения. Говоря иначе, на личность возлагаются определенные обязанности. Они находятся в определенном единстве с политическими правами. Суть этой связи можно выразить так: политические права и свободы в цивилизованном обществе не могут существовать и функционировать без соответствующих обязанностей, а эти обязанности немыслимы без политических прав и свобод.
Совокупность политических прав, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации составляют политико-правовой статус личности. Его основными элементами являются, во-первых, права, свободы и обязанности, закрепленные в конституции и других законодательных актах. Они составляют ядро содержания политико-правового статуса личности. Во-вторых, гражданство, под которым понимается способность гражданина иметь права и нести установленные государством обязанности.
Возникновение и утверждение политических прав и свобод личности. В предыдущем параграфе отмечалось, что временем появления политических прав и свобод стала эпоха античности, а местом рождения Греция и Рим, в которых в V-IV вв. до новой эры возникли первые на нашей планете республики. Правда, круг этих прав и свобод, а также граждан, которые могли ими воспользоваться, тогда был сильно ограничен. Так, например, в Афинской демократической республике эти права и свободы распространялись всего лишь на 10-12 процентов ее населения. Следующий шаг в истории политических прав и свобод личности был сделан только через тринадцать столетий, а точнее, в 1215 г., когда в Англии была принята Великая хартия вольности.
Последующим крупным шагом в расширении системы политических прав и свобод личности была отмечена эпоха Нового времени.
Документом особой значимости в конце ХVIII века стала рожденная Великой французской буржуазной революцией 1789 г. Декларация прав человека, в которой были широко представлены политические права гражданина.
ХХ век новейшего времени принес новые права и свободы гражданам, открыл всеобщим выборам дорогу. Политические права и свободы в ХХI веке по масштабам действия могут быть разделены на две группы, связанные между собой определенной зависимостью. Первая включает в себя те права и свободы, которые признаны мировым сообществом и предусмотрены соответствующими международными соглашениями. Вторую – образуют права и свободы, узаконенные в пределах государств и предоставляемые их гражданам. Первую группу прав и свобод можно определить как международную систему, а вторую – национально-государственную.
Международная система получила отражение в целом ряде международно-правовых актов. Общезначимыми из них считаются два: первый – Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., вторая – Пакт о гражданских и политических правах человека, принятый в 1966 г. Показателен тот факт, что второй документ специально посвящен политическим правам и свободам, в то время как в первом они рассматриваются в комплексе с другими группами прав и свобод.
Признанная мировым сообществом система прав и свобод личности расценивается им как стандарт, то есть образец, которому должны соответствовать национально-государственные системы этих прав и свобод. Возможные при этом отклонения могут быть направлены на расширение либо на конкретизацию этих стандартов.
Необходимо обратить внимание и на то, что после принятия Всеобщей декларации прав человека изменился характер норм и принципов правовых актов мирового сообщества. Если в названном документе он был рекомендательным, то в последующих актах – обязательным (императивным).
Правовые системы различных государств в своем большинстве соответствуют требованиям международного права, имеют много общего. Обратимся в качестве примера к системе политических прав и свобод, существующей в современной Российской Федерации.
Политические права и свободы граждан в постсоветской России получили свое отражение и закрепление в Конституции РФ 1993 г. и в других законодательных актах на рубеже ХХI века. Непосредственно политическим правам и свободам граждан России посвящен ряд статей второй главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Центральное место среди них занимает статья 32, в которой за гражданами РФ закрепляется право участвовать в управлении делами государства. Согласно этому праву российские граждане правомочны:
1) избирать и быть избранными в органы государственной власти;
2) быть государственными служащими;
3) участвовать в отправлении правосудия, например, в качестве присяжного заседателя в судопроизводстве (ст. 123).
Такими же полномочиями наделяют своих граждан конституции США, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии и других демократических государств. Так, в конституции Итальянской республики 1947 г. об этих правах и свободах итальянцев говорится в статье 3, 49, 51; конституция Японии 1947 – ст. 15.
Конституция РФ наделяет своих граждан также таким важным правом, как право участвовать в управлении общественными делами. Оно включает в себя право российских граждан: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32, п. 2; ст. 130); объединяться в различные общественные организации, принимать участие в работе их выборных органов (ст. 30). Речь идет о политических партиях, в профессиональных союзах, молодежных и других общественных и общественно-политических формированиях граждан; участвовать в референдумах.
Одним из основных является право граждан РФ на мирные собрания, проведения митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирований и других политических акций (ст. 31).
В конституции США этому праву личности особое внимание уделяется в поправке к статье 1; в 21 статье конституции Японии; в пункте 1 статьи 8 конституции ФРГ.
В Российской Конституции согласно статьи 33 все граждане имеют право на обращение в органы государственной власти, а также органы местного самоуправления с предложениями по поводу решения тех или иных вопросов государственной и общественной жизни своей страны. Подобное право содержится также в конституции Италии ст. 50.
Конституция РФ предоставляет своим гражданам и широкий круг политических свобод. Он включает в себя:
свободу мысли и слова (ст. 29, п. 1), выражения своих мнений и убеждений или отказа от них;
свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4);
свободу вступать или пребывать в какой-либо политической партии, движении, объединении и т.д. (ст. 30, п. 21);
свободу участвовать в управлении своей страны (ст. 32, п. 1);
свободу принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях других формах современных политических действий (ст. 31), а также ряд других свобод.
Перечень и содержание названных свобод практически ничем не отличается от тех, которые предоставляются конституциями большинства государств современного мира.
Система политических прав и свобод граждан России, согласно Конституции РФ строится на основе таких принципов, как:
1) равенство всех граждан в отношении обладания и осуществления основных политических прав и свобод;
2) неотчуждаемость политических прав и свобод;
3) непосредственное прямое действие этих прав и свобод;
4) гарантированность политических прав и свобод;
5) запрещение любых форм ограничения политических прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
6) неотделимость прав, свобод и обязанностей граждан на всей территории РФ (ст. 6, п. 2);
7) соответствие основных конституционных политических прав и свобод граждан РФ нормам и принципам международного права (ст. 17).
В Конституции РФ предусмотрены и определенные ограничения, пределы этих ограничений. Целью ограничения прав и свобод личности, разъясняется в Конституции РФ (ст. 56, п. 3), является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государств.
Что же касается ограничения конкретных политических прав и свобод личности, то они зафиксированы в соответствующих статьях Конституции РФ и заключаются в следующем: в статье 32, п. 3 записано, что избирательных прав лишаются граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Конституция Итальянской республики расширяет круг граждан, избирательные права которых могут быть ограничены. Основанием для этого (ст. 48) могут служить случаи недостойного поведения личности, названные в специальном законе.
Приведенные выше конституционные положения о политических правах, свободах и обязанностях граждан России составляют основы их политико-правового статуса, о чем свидетельствует статья 64 Конституции РФ о правах человека и гражданина. В этой связи возникает два вопроса: первый – кто должен защищать политические права, свободы и достоинство граждан? Второй – от кого?
Отвечая на первый вопрос, мировое сообщество, большинство государств современного мира в своих правовых актах заявляют: защищать права человека и гражданина, в том числе политические, – это обязанность государства. «Задача республики, – гласит статья 3 Конституции Италии, – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые мешают полному развитию человеческой личности.
Более последовательно об этом сказано в конституции ФРГ. В первом ее разделе «основные права» подчеркивается: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти». Еще более определенно в этом вопросе говорится в Конституции РФ. Во второй статье ее записано: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Ответ на второй вопрос (от кого защищать права, свободы личности) на первый взгляд может показаться парадоксальным: от самого государства, его должностных лиц, организаций и учреждений. Такое положение, как правило, имеет место в странах с тоталитарными или авторитарными режимами. Политическая элита и лидеры тоталитарных или авторитарных политических режимов декларируют политические права и свободы в законодательстве, но на практике устанавливают жесткие ограничения свобод. Всякое инакомыслие, политическое инакодействие такими режимами расценивается как незаконное, а стало быть, требующего сурового наказания.
Подведем итоги. Ни в коей мере нельзя оправдывать ограничения и запреты в области политических прав и свобод граждан. Особенно неприемлемы конституционные ограничения проведения митингов, демонстраций, уличных шествий.
Все это приводит к протесту со стороны широкой общественности, отдельных граждан и ответным действиям, направленным на защиту политических прав и свобод личности. Свое воплощение это находит в правозащитной деятельности, которая осуществляется как на международном, так и национально-государственном уровнях, проявляется в самых неординарных формах.
Вопросы и задания
1. Что понимается в Конституции РФ под политическими правами и свободами граждан? Какие виды прав личности получили наибольшее закрепление в Конституции РФ 1993 года (гражданские или социально-экономические).
2. Конституция РФ предоставляет возможности активного участия своим гражданам в управлении государством и общественной жизни. Перечитайте и изложите ст. 29, 30, 32 Конституции.
Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук
Комментарии