search
main
0

Функциональная грамотность

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут

Умеете ли вы писать и читать? А умеют ли делать это ваши родные, друзья и знакомые? Эти вопросы вызывают недоумение? Но можете ли вы с уверенностью сказать, что каждый человек, с которым вы общаетесь, является грамотным? Далеко не все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь чтение и письмо не синонимы грамотности в наши дни.

Практически все взрослые в России – грамотные люди. Крестик вместо подписи уже никто не ставит, и вывески по слогам читают только дошкольники. А вот функционально неграмотных людей очень много. Им трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар, так как эти люди ориентируются не на сведения о товаре, указанные на упаковке, а только на этикетки; трудно быть пациентом, так как при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению – каковы показания и противопоказания, побочные эффекты, правила применения. Функциональную неграмотность в XXI веке называют цивилизационным риском, поскольку именно она приводит к человеческому фактору – неумению верно воспринять инструкцию по использованию оборудования, машины или инструмента, что приводит к несчастным случаям вплоть до техногенных катастроф.

Базовые навыки жизни в обществе востребованы, чем бы человек ни занимался. Основные компоненты функциональной грамотности школьника:
1. Читательская грамотность.

Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, читать между строк.

2. Математическая грамотность.

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.

3. Естественно-научная грамотность.

Под естественно-научной грамотностью понимают способность ребенка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.

4. Глобальные компетенции.

Это способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым ей. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать.

5. Креативное мышление.

Под креативным мышлением понимается способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

6. Финансовая грамотность.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

В школе №1208 давно поняли, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где ведется интенсивное развитие у детей грамотности чтения, естественно-научной и математической грамотности.

При работе с текстом у детей надо формировать умение самостоятельно находить необходимые сведения; находить аргументы, подтверждающие вывод; применять информацию из текста при решении учебно-практических задач; оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний; учить сравнивать информацию из нескольких источников, работать с графической информацией и делать выводы; учить создавать собственные тексты.

Формируя математическую грамотность, необходимо научить детей применять математические знания в решении реальных и близких к ним проблем, то есть учить решать жизненные задачи. Решение задач такого типа должно носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы.

Примеры таких заданий:
1. Катя посещает изостудию во Дворце культуры. Успеет ли она на занятия к 15.00, если уроки в школе заканчиваются в 13.10, на дорогу домой она тратит 25 минут, на обед – столько же, на дорогу до Дворца культуры – 1 час?

2. Лена хочет позавтракать в кафе. Меню показано на рисунке. Лена выбрала овсяную кашу, Цезарь Ролл, зеленый чай и отдала кассиру 500 рублей. Сколько рублей сдачи она должна получить?

Биг Мак – 130 рублей.
Гамбургер – 48 рублей.
Цезарь Ролл – 160 рублей.
Омлет – 108 рублей.
Овсяная каша – 89 рублей.
Чай зеленый – 59 рублей.

3. Коллекцию музыки нужно переписать на диск. Всего в коллекции 12 часов музыки. Каждая минута занимает в памяти компьютера 1 МБ. 1 диск – 700 МБ. Хватит ли одного диска для хранения всей коллекции?

Учителя школы зачастую сами придумывают интересные задания по всем предметам. В прошлом учебном году в школе состоялся конкурс на самое интересное многофункцио­нальное метапредметное задание по формированию функциональной грамотности. Была создана огромная база таких заданий, доступная всем учителям школы. Авторы лучших работ получили премии за разработку таких заданий.

Особое внимание на уроке для формирования функциональной грамотности необходимо уделять построению поисково-исследовательской деятельности. Организация поиска, обсуждение проблемы, выдвижение предположений и отбор доказательств для установления их истинности – все это касается содержания любого предмета – русского языка и математики, окружающего мира и литературного чтения.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Елена ЯЗЫКАНОВА, учитель начальных классов школы №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте