search
main
0

Фронтально и в группах. Полезное дополнение к учебникам по физике линии Александра Васильевича Перышкина

Всё большую популярность среди учителей физики набирает известная линия учебников для 7-9 классов А.В.Перышкина, выпускаемая издательством «Экзамен». Этот комплект учебников включён в Федеральный перечень учебников согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации № 766 от 23 декабря 2020 года. Большим достоинством этой линии учебников является её полная обеспеченность разнообразной учебно-методической литературой.

В список пособий к этой линии входит классический «Сборник задач по физике: 7–9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому ФПУ)» автор А.В.Перышкин. В нём собраны 1870 задач по физике по всем темам, которые изучаются в 7–9 классах, а также справочные таблицы необходимые для решения представленных задач. Кроме того, УМК включает в себя тетради для лабораторных работ по физике для 7-го, 8-го и 9-го классов. Авторы Р.Д.Минькова, В.В.Иванова, В.С.Степанов.

Всего в тетрадях за три класса представлено 39 лабораторных работ и 12 дополнительных экспериментальных заданий ОГЭ, на которые стоит обратить особое внимание. По классам лабораторные работы и экспериментальные задания распределены следующим образом:

Класс Количество работ Количество дополнительных экспериментов
7 12 7
8 15 5
9 11

Таблица 1

Необходимо заметить, что экспериментальные работы охватывают практически все основные темы 7-го класса, такие как механические явления, блоки, рычаги, энергии. Их выполнение предполагает не только совершение заранее заданных действий, но позволяет учителю  включить творческие элементы в лабораторные работы.

Так, одна из экспериментальных работ в 7 классе связана с измерением средней скорости игрушечного автомобиля. Этот эксперимент позволяет также получить зависимость средней скорости от массы автомобиля с грузом, построить график зависимости средней скорости от массы по значениям, полученным в ходе работы. При этом учащиеся всего лишь заполняют выделенные для каждой работы строки, что существенно уменьшает время выполнения работы.

В каждой экспериментальной работе школьникам предлагаются несколько вопросов как качественного, так и количественного планов. Например, дети сбрасывают шарик в песок, но если вначале они должны визуально определить зависимость размеров ямки от высоты сброса, то затем им предлагается измерить их глубину. Это позволяет учителю самостоятельно формировать вопросы повышенного уровня интереса. Ученики на собственном опыте могут «прочувствовать» цепочку познания от наблюдения к поставленному эксперименту.

Многие виды деятельности предполагают выполнение школьниками достаточно объемных и сложных операций. Примером является работа по определению выталкивающей силы, в которой авторами предлагается 18 пунктов для ответа (Рис. 1).

 

В восьмом классе экспериментальных работ меньше, но они так же интересны и охватывают материал всего года. Примером могут служить «Изучение испарения жидкостей» или «Создание модели камеры-обскуры». Ряд работ позволяет по-новому взглянуть на обычные приборы. Классический пример приведён на рис. 2.

Такого вида экспериментальные работы стимулируют развитие интереса к физике не как к «формульному» предмету, а как к предмету прикладному, знания по которому позволяют взглянуть на окружающий мир и бытовые предметы по-новому. В каждой из них требуется определить погрешность измерения. И хотя сами действия по их определению просты, но в совокупности они формируют у учащихся необходимость  принимать во внимание  точность любого  измерения.

Рабочие тетради по физике для 7-го, 8-го и 9-го классов за авторством А.В.Перышкина позволяют обратить внимание на важные моменты при изучении физики и отработки решения задач. Издания содержат примеры таких решений.  В рабочих тетрадях особое внимание уделяется системе  СИ в заданиях с 7 класса. Обращается внимание на приставки дольных и кратных единиц измерения в подписях на осях координат. В задачах на гравитацию особое внимание уделяется использованию четных показателей степени 10 под корнем.

Помимо основных, стандартных задач в рабочих тетрадях достаточно много дополнительных задач и качественных вопросов, которые помогут расширить базу заданий, которую использует учитель в своей работе.

Тесты по физике для 7-го, 8-го и 9-го классов авторов А.В.Чеботаревой и О.И.Громцевой  подготовлены для всех трёх классов, к одному или двум параграфам учебника. Таким образом, охвачены все изучаемые физические понятия и явления. Задания тестов представлены в формате ОГЭ. Это психологически благоприятно влияет на учащихся, у них нет психологического дискомфорта при выполнении заданий на экзамене в форме ОГЭ. Кроме того, в пособия включены контрольные тесты по главам учебников по 2 варианта.

Сборники Контрольных работ по физике для 7-го, 8-го и 9-го классов также содержат по 2 варианта самостоятельных работ. Вопросы из них можно использовать как для письменного опроса, так и для фронтальной беседы в классе, задания представлены в формате ОГЭ.

Особенно хотелось бы отметить вопросы по электростатике. Эта тема для учащихся одна из самых сложных, так как предполагает достаточно глубокое понимание процессов перераспределения зарядов под действием внешнего электростатического поля  (рис. 3).

Например:

Рис. 3

Для ответа на этот вопрос ученики должны объяснить реакцию стрелки при различных начальных состояниях электроскопа, что и предполагает глубокое понимание устройства электроскопа, принципа его работы и процессов электризации касанием.

Понравились вопросы на соответствие, имеющие прикладной характер (рис. 4).

Рис. 4

По сути, чтобы ответить на них, необходимо знать принцип работы обозначенных технических устройств.

Методические пособия по физике для 7-го, 8-го и 9-го классов за авторством О.И.Громцевой включают рабочую программу, поурочное планирование с указанием целей, результатов обучения, методическими рекомендациями к каждому уроку, а также тематическое поурочное планирование и примерные варианты контрольных и самостоятельных работ.

Анализ линии учебников для 7-9 классов А.В.Перышкина показывает, что на базе исторически сложившегося содержания физики 7-9 классов удалось создать систему материалов, которые не только соответствуют, но и дополняют друг друга. Наряду с известными лабораторными работами и тестовыми заданиями в систему включены учебные элементы творческой направленности. Ряд заданий позволяет учителю по своему усмотрению их усложнять.

Хотелось бы высказать собственные рекомендации по использованию линии учебников для 7-9 классов А.В.Перышкина. Большой объем учебного и методического материала, как правило, вынуждает учителя изучать его высокими темпами, работая фронтально. В силу возрастных особенностей учащиеся на уроке обычно весьма активны. «Лес рук» – это про них в этом возрасте. Понятно, что далеко не каждый, имея свою точку зрения, может ее высказать вслух, но каждый хочет это. Поэтому в своей практике я активно применяю работу в группах, по 4-5 человек. Так ребята могут обменяться своими мыслями и выработать ответ группы.

Как показывает опыт, подобная форма работы на уроке приводит к высокой активизации учебной активности каждого школьника. Учитель, подойдя к любой из групп, без труда поймет, в правильном ли направлении идет дискуссия. И если это необходимо, направит коллективную мысль в нужном направлении.

Работа в группах не ограничивается работой на уроке. Современные средства коммуникации позволяют организовать при дистанционном обучении. Так, в своей работе я активно применяю распределение учащихся по залам в программе ZOOM. Ребятам эта форма так понравилась, что зачастую им предлагается дома самостоятельно организовывать и проводить конференции, работая над домашним заданием. И очень часто предметом рассмотрения являются материалы на базе учебников для 7-9 классов А.В.Перышкина.

Сергей ЮДАКОВ, преподаватель физики лицея №14 имени заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина, Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте