search
main
0

Фотомодель на мостовой. В конкурсе «Мир, в котором нет чужих» победила дружба народов

Уважение к тем, кто не похож на тебя, умение понимать и принимать тех, кто рожден в иной системе культурных, исторических, да и просто жизненных координат, нравится нам это или нет, но сегодня только эти качества и удерживают мир в хрупком равновесии, не позволяя ему рухнуть, рассыпаться на куски. Но толерантность, а если по-русски – терпимость – сложнейшее искусство, ему, как и хорошим манерам, нужно учиться с детства. Да не за партой и по книжкам, а каждое мгновение, просто широко раскрыв глаза и сердце, дав «зеленый свет» собственной фантазии и здравому смыслу, что с рождения заложены в каждого из нас. Именно такой путь предложил фонд «Новая Евразия», объявив Всероссийский конкурс детских фотографий «Мир, в котором нет чужих. Проблемы миграции глазами детей».

Окончательного решения жюри, куда вошли журналисты Александр Архангельский и Артем Соловейчик, телеведущая Юлианна Шахова, швейцарский дипломат Мирослав Вепрек, знаменитый австрийский фотограф Лео Кандл и замечательный грузинский оператор Леван Пааташвили, с нетерпением ждали 63 юных фотографа. Самому младшему фотохудожнику едва стукнуло восемь, старший, в свои 18, уже бороду бреет. Но вне зависимости от возраста каждый участник, если верить почти 200 снимкам, присланным в оргкомитет, судит об окружающей их действительности умно, светло и, что самое приятное, не без тонкого чувства юмора.

Фотоконкурс – фрагмент комплексной программы фонда «Развитие межнациональных отношений и урегулирование проблем миграции в регионах России», поддержанной Министерством регионального развития РФ, региональными подразделениями Федеральной миграционной службы РФ и департаментами межнациональных отношений, несколькими национально-культурными объединениями. К финалу двухлетней программы в крупных городах России появятся центры комплексной поддержки мигрантов, где можно будет получить юридическую помощь, а кому необходимо – и профессиональный курс русского языка.

Пока взрослые решают проблемы миграции на своем законодательно-организационном уровне, дети – и россияне, и те, чья родина – величественный Кавказ и жаркие среднеазиатские степи – смотрят на них через объектив фотоаппарата. Кто-то, прослышав о конкурсе, сам взял камеру в руки, пошел путем самостоятельного эксперимента. Другим золотые правила светописи открывали студенты и педагоги Московской международной киношколы. Мастер-классы прошли на Алтае, в Карелии и в Новосибирской области в летних лагерях для детей переселенцев из Казахстана, Таджикистана, Азербайджана.

После долгих раздумий и обсуждений судьи назвали имена девяти победителей в четырех номинациях. Всех ждали подарки, в том числе и неоценимо интеллектуальные – мастер-классы известного писателя, публициста и «фотонаблюдателя» Юрия Роста и членов жюри – Левана Пааташвили и Лео Кандла. Главный приз, поездку в Рим, решили вручить пятнадцатилетней Адж-Наран Якшимаевой из Республики Алтай, посчитав, видимо, что лишь ее необычайно тонкий и эмоциональный внутренний взгляд сможет разгадать и по достоинству оценить тайну, скрытую в глубинах Вечного города.

Победа в номинации «За лучшую журналистскую работу» у двенадцатилетнего Теймураза Беручашвили. В его снимках – непередаваемое остроумие, без которого невозможна настоящая журналистика: в стройных рядах бабушек-старушек, вечно сидящих у подъезда, он, как следует из подписи к фотографии, увидел самых настоящих стражей порядка. А ведь такие бабушки везде одинаковы – и в Москве, и в Тбилиси. А вот два грузина, на мгновение задержавшиеся под древней тбилисской стеной, фотография «Усталость» дышит воздухом Куры и сделана могла быть только на ее берегах.

В номинации «За гражданскую позицию» лучшим оказался десятилетний Михаил Лычагин. На одной из московских улиц он заприметил молодую таджичку с ребенком, сидящую прямо на пыльной мостовой. И вышел портрет – не побирушки, от которой раздраженно отмахиваются прохожие, а просто красивой женщины.

Совершенно не важно, какой путь выберут в будущем юные фотографы. Превратятся ли в матерых «зубров» журналистики, исколесят со своей неподъемной аппаратурой все «горячие точки», коих на их век, увы, хватит, будут ли организовывать персональные выставки или просто будут фотографировать любимых людей для семейного альбома. Важно другое – их имен никогда не будет в списках радикальных неонацистских движений, кормящихся человеческой злобой и невежеством. Глаза их не нальются сталью презрения к «незваным гостям» неславянской внешности. Они никогда не пойдут громить рынки, хрипло крича что-то про «Россию для русских». Эти снимки – цветные и черно-белые, наивные и смешные, трогательные и печальные дарят самую главную надежду: их авторы вырастут просто умными людьми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте