search
main
0

Формы и методы. Организация обучения с использованием средств ИКТ

Организационные формы оказывают основополагающее влияние на многие стороны учебного процесса. Они формируют определенную часть содержания образования (общую для всех учеников и всех предметов), учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе.

Урок – наиболее распространенная организационная форма работы в нашей школе. Можно выделить следующие основные типы уроков:

изучения нового материала;

контроля знаний;

обобщающий урок и зачет;

лабораторно-практическая работа;

комбинированный.

В рамках урока информатики используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы школьников.

В коллективном уроке возможно участие нескольких классов одной параллели. Это может быть урок-представление, урок-конференция, урок – компьютерное или видеопутешествие. В любом случае занятие требует наличия в школе стационарного оборудованного медиалектория.

Фронтальная форма охватывает работу всего класса по теме. В рамках такого урока возможно фрагментарное использование рабочей станции, регламентированное по времени. Это может быть урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками, обсуждение эксперимента в виртуальной лаборатории. Для урока требуются использование рабочей станции учителя и наличие необходимого материала на CD либо на школьном сервере. Желательно наличие в классе переносного проектора, возможно использование дополнительного цифрового оборудования, например стационарной видеокамеры с освещением для фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов, в том числе самими учениками.

Групповая форма обучения в рамках одного урока предполагает деление класса на две или более группы (желательно не менее четырех учеников в группе) и обычно используется для проектной деятельности. Каждая группа работает над своим заданием в проекте, в результате чего формируется единое решение по проектному заданию для всего класса. Такой урок требует тщательной проработки заданий для каждой группы и специализированного дополнительного оборудования, позволяющего ученикам не только выполнить задание качественно и в единый срок, но и затем объединить каждый фрагмент решения и получить единый результат.

Для каждой группы возможно использование оборудования различной комплектации: например, группа сбора информации должна иметь цифровые устройства для сохранения результатов наблюдения за объектом, процессом, их ввода в компьютер для дальнейшей обработки. Группы обработки информации должны иметь специальное программное обеспечение. Группа обобщения результатов должна использовать презентационное оборудование. При этом на уроке могут использоваться 1-2 компьютера с четким расписанием их использования группами.

Индивидуальная или парная форма обучения требует наличия компьютерного рабочего места, единообразно оснащенного дополнительным оборудованием, необходимым для выполнения конкретных заданий. Это задания могут иметь различную сложность реализации, но должны быть все построены по одной дидактической схеме.

Для людей характерна информационная деятельность, связанная, как правило, с работой в коллективе. Поэтому следует шире применять учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы школьников с учебным материалом. В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение детей по степени заинтересованности и уровню подготовленности. Следовательно, при проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий.

На уроках информатики достаточно эффективны следующие формы работы:

фронтальная беседа;

работа за компьютером индивидуально и попарно;

демонстрация презентации или работы программы всему классу;

обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем.

Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования:

разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;

возбуждать интерес ребят, мобилизуя их познавательные усилия и прежде всего их внимание;

обсуждать с детьми способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;

восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;

не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах;

обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.

При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учеников младших классов не должна превышать 10-20 минут. Возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата, и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.

В большинстве случаев учитель имеет дело с несколькими дидактическими целями, поэтому на практике широко распространены комбинированные уроки. Такой урок имеет разнообразную структуру и обладает рядом достоинств:

обеспечивает многократную смену видов деятельности;

создает условия для быстрого применения новых знаний;

обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом;

приносит много отметок;

реализует индивидуальный подход в обучении.

Комбинированные уроки наиболее приемлемы в обучении младших школьников, когда предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учеников на уроке рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а в конце планировать деятельность, которая наиболее интересна для детей и имеет для них большее личностное значение.

В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и актуализация ранее изученного материала);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и так далее, сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. В процессе беседы он вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения;

4) работа за компьютером (клавиатурный тренажер, компьютерный практикум, логические игры и головоломки);

5) подведение итогов урока.

Первый и второй этапы достаточно традиционны. Рассмотрим более подробно третий этап урока, так как он связан с использованием средств ИКТ и имеет важное значение для становления информационно-технологической культуры младших школьников.

Используя мультимедийный проектор и демонстрационный экран или интерактивную доску, учитель может демонстрировать ученикам различные учебные элементы содержания курса, ввести новые технологические приемы. Мультимедийные презентации придают новые краски рассказу, эвристической беседе, диалогу, решению проблемных ситуаций и так далее. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения.

Использовать презентации можно и без мультимедийного проектора, когда учитель объясняет материал, а дети по его команде производят смену слайдов на своих компьютерах. В таком случае успех заключается в синхронной, слаженной работе всех участников. Возможна и полностью самостоятельная работа учеников с презентацией, но это реально при условии соответствия сложности темы возможностям детей и обеспеченной должным образом мотивации учеников, чтобы они понимали, для чего это нужно.

Учитель должен четко ставить вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. После такого просмотра важно получить эти ответы, проверить степень понимания материала презентации и при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить.

Такая форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении можно попросить детей самим прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов. Презентацию можно использовать при устном опросе учеников в начале или в конце урока.

Таким образом, мультимедийные презентации можно рассматривать:

как иллюстративный материал при изложении новой темы;

как повторительно-обобщительный материал при подготовке к самостоятельной или контрольной работе;

как материал для самостоятельного выборочного повторения учащимися.

Фронтальные лабораторные работы и практикумы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области использования средств ИКТ.

В условиях лабораторной работы все ученики под руководством учителя одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:

освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);

закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);

отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора);

проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).

Действия школьников могут быть синхронными, например, при выполнении одних и тех же заданий с одинаковыми средствами ИКТ. В ряде случаев более продуктивен (хотя и более сложен в реализации) такой подход к организации фронтальной лабораторной работы, когда различные школьники занимаются в различном темпе и даже с различными средствами ИКТ.

Индивидуальная практическая работа – более сложная форма работы по сравнению с фронтальной лабораторной. Ее характерные черты:

разнотипность заданий по уровню сложности;

большая самостоятельность;

большая опора на учебник и справочный материал;

более сложные вопросы к учителю.

Эта работа может приобретать черты учебно-исследовательской практики, когда ученики получают от учителя индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учитывая гигиенические требования к организации работы школьников со средствами ИКТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы не превышало рекомендуемых норм.

Валерия ТРОФИМОВА, учитель информатики и ИКТ гимназии №8, Коломна, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте