Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Мой профессиональный выбор

Формула мгновения

Дата: 08 сентября 2020, 00:00
Автор:

Даже если решение принимается незамедлительно, зависит оно от многого

Глобальный экономический кризис, охвативший весь мир, требует пересмотра и корректировки содержания всех форм общественной жизни. В условиях застоя банковской системы и крупных сокращений объема выпускаемой продукции проблема использования трудовых ресурсов становится намного более серьезной. Снижение экономической сферы всегда приводит к значительному сокращению штатов, что может вызвать ряд социальных катаклизмов.

Вопрос о профессиональной подготовке молодых людей, которые всегда являются самым слабым элементом с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда, стоит особенно остро. Поэтому важно учитывать все аспекты профессиональной само­идентификации у молодежи. Реализация права личности на самореализацию находит свое практическое воплощение в различных концепциях и теориях дифференцированного образования, в том числе в теории и практике организации профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
В старшем школьном возрасте подросток принимает первые реальные решения о своей будущей профессии и карьере. Например, профильный класс. Это этап самосознания, этап поиска своего места в жизни. При выборе своей будущей профессии необходимо учитывать несколько факторов: личные потребности, интерес к той или иной деятельности, способности, возможности здоровья.
Иногда выбор профессии кажется легким, сделанным чуть ли не моментально: просто вдруг понял, что стану тем-то, и все. Но на самом деле это решение в таких случаях обычно осуществляется по формуле «одно мгновение плюс вся предшествующая жизнь»: даже если само решение принимается незамедлительно, зависит оно от всего предшествующего жизненного опыта.
Поэтому можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию – значит отказаться от многих других.
Профориентацию часто сводят к выбору будущей профессии, а в более практичном русле – к ответу на вопрос, куда идти учиться после школы. В такой логике неудивительно, что профориентацией начинают заниматься в 9‑м классе с вопроса, идти в колледж или в вуз.
В 11‑м классе, естественно, возникает вопрос, в какой именно вуз поступать. Ответ находят посредством баллов ЕГЭ и связей родителей. Но это все не имеет отношения к настоящей профориентации. Профориентация – это не выбор настоящей профессии, а помощь в поиске самого себя, личностном самоопределении, что дает основу для определения профессионального.
Зачастую мнение родителей, друзей, школьных учителей играет важную роль в выборе профессии. Любая деятельность более эффективна и плодотворна для человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы.
Задача профориентации школьников – это задача для психолога. Как ее решать? С чего начинать?
Самое главное – это понимание, что профориентация – процесс длительный, непрерывный и системный. Перескочить через какие-то этапы в нем невозможно, это только перенесет проблему неудачного выбора в будущее.
Особое внимание необходимо уделять тому, чтобы профориентационная работа не вступала в конфликт с психологическими потребностями, присущими каждому возрасту, такими как потребность в формировании своего социального статуса в коллективе (10-12 лет), гормональный взрыв, исследование физиологии своей и противоположного пола (14-17 лет) и т. д.
В дошкольном возрасте ребенок получает первичные представления о разнообразии и функционале профессий; закладываются основы трудолюбия – привычка и любовь к труду как к процессу.
В младшей школе ученик получает системное представление об устройстве трудовой деятельности через отраслевой подход. «Системное» в данном случае означает целостное представление о мире.
В средней школе ученик выявляет свои сильные и слабые стороны, склонности, которые могут развиться в таланты; получает расширенные представления о видах деятельности в области его интересов и склонностей; последовательно переводится из стадии любопытства – искреннего интереса к деятельности, профессии или отрасли – в стадию увлеченности, то есть получения расширенной информации по выбранному и смежным направлениям.
В старшей школе ученик переходит от стадии увлеченности в стадию направленности на получение практического опыта. Это и профессиональные пробы, и участие в олимпиадах, конкурсах, и, конечно, кружки.
Молодой человек, прошедший все эти стадии, имеет ярко выраженное увлечение, которое опирается на его способности и таланты. Он уже в средней школе точно знает, чем именно хочет заниматься в жизни. У него повышенная мотивация к учебе (правда, только по тем предметам, которые, как он считает, могут ему пригодиться). В старших классах у него не стоит проблема выбора, на кого учиться. Этот выбор предопределен его интересами. Личностное профессиональное самоопределение в данном случае – это процесс осмысления и осознания своих талантов и слабых качеств. Наличие яркого интереса и выраженных способностей (талантов) влияет и на мотивационную составляющую ученика – у него есть цель, жизненный смысл. На практике хорошо видно, как подобная мотивация позволяет «прокачивать» слабые личные качества и влиять на психологические особенности, казалось бы, «неизлечимые», такие как интроверсия или тип референции.

Виктория ДЕБНЕР,
педагог-психолог школы №937
имени Героя РФ А.В.Перова


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt