search
main
0

Фонарик фантазии

Гимнастика для мозга

Как начинается обычный день в детском саду? Встреча детей, улыбки, обмен новостями и впечатлениями, а также обязательно зарядка! Каждый из педагогов понимает важность этого утреннего ритуала. Утренняя зарядка призвана разбудить организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма. На каждый день подготовлен определенный комплекс упражнений, в котором задействованы различные части тела малышей. А как же мозг?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур и интеллекта. Поэтому регулярно нужно проводить занятия на развитие мозговых функций и повышения эффективности мыслительной работы детей.

В последние десятилетия педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с проблемами в поведении и обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с невнимательными, неорганизованными и не способными сосредоточиться детьми. По приходу в школу у этих ребят наблюдаются проблемы в чтении, письме, в своевременном и правильном выполнении поставленного задания. Зачастую может возникнуть впечатление, что ребенок ленится или не старается. Но это не так! Все дело в особенности строения мозга и нарушении межполушарных связей.

Все занятия построены на принципе полного включения в образовательный процесс маленького оппонента, а развитие творчества и инициативности стоят во главе угла. Все занятия проходят живо и интересно, однако любимыми остаются занятия на развитие межполушарных связей.

Учитывая опыт педагогов и ученых в этой сфере, воспитатели нашего детского сада разработали комплекс упражнений и занятий, с помощью которых можно улучшить межполушарное взаимодействие и расширить границы возможностей детей. Они проводятся ежедневно в качестве отдельных занятий, а также внедрены в НОД практически по всем направлениям.

Работа начинается со второй, младшей, группы. В этом возрасте доминируют упражнения на развитие моторики кистей рук, пространственной ориентации и координации движений. По мере взросления занятия усложняются и уже больше направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения и восприятия. Эти игры и упражнения используются в образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию. Физминутки и утренняя гимнастика не обходятся без ряда кинезиологических упражнений («Фонарик», «Лезгинка для детей»). Регулярно уделяется время для индивидуальной работы с ребятами, испытывающими особые трудности в данном направлении.

Наиболее часто используемые упражнения «Угадай наощупь» (ребята с завязанными глазами пытаются угадать, что за предмет у них в руках), «Волшебные палочки» (ребятам предлагается по памяти воспроизвести геометрические фигуры; предварительная фиксация 3-5 сек.), «Игра-загадка» (ребята пытаются угадать движение, которое показывает один из детей).

Все эти упражнения в комплексе улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают эмоционально-волевую устойчивость.

Планомерное использование приемов улучшения межполушарного взаимодействия оказало положительное влияние на развитие интеллекта детей. Ребята стали более смышлеными, любознательными, начали лучше воспринимать информацию. Они с удовольствием участвуют в играх и стараются правильно выполнять задания.

Все родители, когда их детям исполняется 5 лет, а иногда даже и раньше, начинают задумываться о подготовке своего чада к школе. Но, к сожалению, очень многие ошибочно полагают, что готовность к школе – умению ребенка читать или владению начальными навыками иностранного языка. Это очень распространенное заблуждение, которое мне хотелось бы развеять. Ребенок, придя в школу, обязательно научится и писать, и читать, наверняка овладеет иностранным языком, а может, и не одним. Но все это ему удастся осуществить только при готовности мозга, при достаточном развитии познавательной активности, мотивации к учебе и хорошей памяти. Все эти навыки развиваются в процессе активизации межполушарных связей. 10-15 минут в день, и вы через некоторое время увидите положительную динамику во всех областях развития детей, будь то речь или психоэмоциональные навыки.

Я твердо убеждена, что каждый ребенок рождается гением. Главная задача нас, взрослых, – помочь не растерять эту гениальность нашим детям!

Ирина ЛАЗОРКО, воспитатель детского сада присмотра и оздоровления №766

 

 

Комментарий

 

Хабият ГАСАНОВА, воспитатель:

– Дети играют со всем, что их окружает: с куклами, машинами, кубиками, дощечками, мебелью, деревьями, водой, со взрослыми и во взрослых. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Необходимо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для такого восприятия. Чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей. Другими словами, точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст три года.

Наблюдения показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, самостоятельно передвигаясь, познавали окружающий мир. С физическим и интеллектуальным развитием неразрывно связано эстетическое, включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи.

Встает вопрос: когда и как развивать творческие способности детей? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда малыша учат говорить. С ним просто разговаривают со дня его рождения, то есть заранее создают условия для развития речи. Так и для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить малыша такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность.

Основное правило развивающих игр: взрослые не должны выполнять задания за ребенка, не должны подсказывать ему. Искать ошибки ребенок тоже должен главным образом сам.

Для творческого процесса необходима высокая концентрация внимания. Способность долго и увлеченно заниматься, преодолевать преграды лучше всего воспитывается в таких ситуациях, когда человек достигает потолка своих возможностей и постепенно поднимает его выше и выше. Как это ни парадоксально, но наиболее интенсивная познавательная деятельность у детей приходится на время, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень активно, опытом взрослых малыш воспользоваться не может, а словесное объяснение еще малоэффективно.

Перенапряжение и переутомление не будут страшны ребенку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, чередовании дел, в выборе способов работы. Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно. Эти игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте