Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Общество

Фольклор, быт и большая литература

Народное искусство живо и современно
Учительская газета, №49 от 3 декабря 2019. Читать номер
Автор:

Фольклор в общественном сознании – особенно если речь идет о молодых людях – это нечто архаичное и устаревшее, музейное. Если не сказать резче – отжившее. Форум «Живая традиция» доказывает на практике: народное искусство не только живо, но и современно.

Выступления этнических театров и фольклорных ансамблей со всей России, дефиле в традиционных народных костюмах, мастер-класс по игре на крыловидных гуслях, диалоговые площадки, выставка ремесел – все это объединил Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», состоявшийся уже в тринадцатый раз благодаря усилиям организаторов – Центра русского фольклора и Российского фольклорного союза.

В этом году особое внимание на форуме было уделено детям. Первый день форума – 7 ноября – был полностью посвящен творческой встрече артековцев – детских фольклорно-этнографических коллективов Москвы и Московской области, лауреатов Всероссийского детско-юношеского форума «Наследники традиций», вот уже три года собирающего в «Артеке» талантливых ребят со всей страны, чтобы показать им все разнообразие красоты народной культуры, а главное – дать возможность и самим приобщиться к ней: попробовать себя в качестве гусляра, спеть народную песню, станцевать чечетку, освоить народное ремесло. Теперь в рамках форума «Живая традиция» лучшие из лучших смогли, как говорят в народе, себя показать и на других посмотреть. Кажется, само место, выбранное организаторами, способствовало особой атмосфере дружбы, которую отметили все участники встречи, – артековцы встретились во Дворце творчества детей и молодежи «На Стопани», где когда-то открылся первый Дворец пионеров.

На следующий день форум переехал в центр дизайна Artplay, где работала выставка декоративно-прикладного искусства. Здесь можно было не только оценить искусную работу мастеров, сохраняющих в своем творчестве техники традиционных промыслов, но и пообщаться с современными народными умельцами. Кроме этого, дефиле в народных костюмах, мастер-классы… Не обошлось и без обсуждения актуальных проблем. Участники дискуссии «Традиционная народная культура и молодежное фольклорное движение в XXI веке» затронули животрепещущие темы сохранения нематериального культурного наследия – народного творчества.

Своеобразной квинтэссенцией всего представленного на форуме стал третий день. В конференц-зале Дома журналистов выступили этнотеатральные коллективы из самых разных уголков страны. Во вступительном слове Екатерина Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора, отметила, что этот день форума посвящен Году театра в России, однако особо подчеркнула: «Это ни в коем случае не дань моде, скорее желание восполнить утраченный народный контекст».

Этнотеатр аккумулирует в себе все богатство культуры – здесь и традиционный костюм, и обычаи, и быт, и обряды, и песни. Спектакль фольклорного ансамбля «Вереница» из Тулы «Пятница. Досужие разговоры в ожидании гостя», кроме того, обозначил связь народной культуры с литературой. А именно – с самым, пожалуй, близким народу писателем – Львом Николаевичем Толстым. Опираясь на дневники графа и его жены Софьи Андреевны, воспоминания его крестьян, худрук ансамбля Юлия Бортулева и режиссер Ирина Кудряшова воссоздали тот самый народный контекст, где и фольклор, и быт, и большая литература.

Спектакль объединяет в себе народный дух и современную сценографию. Крестьяне вспоминают графа «Леву Николаича» и показывают сценки из прошлого, изображая Толстого с помощью подручных средств – предметов домашнего обихода крестьян. При этом вместо головы у фигуры Льва Николаевича зеркало. Таким же образом, из нескольких корзин составлена фигура Софьи Андреевны. В финале спектакля, когда крестьяне вспоминают себя детьми, вспоминают щедрость и доброту графа, который дарил им подарки, на сцене вновь появляется фигура писателя, его зеркало-голова отражает свет в зал, и то на одного зрителя, то на другого падают лучи. Подарки, которые дарит Лев Николаевич детям-крестьянам, символизируют колоски, которые актеры передают в первый ряд. А дальше – дальше совершается чудо! Зрители без всякой подсказки начинают делиться с другими людьми колосками.

«Финал спектакля – это каждый раз эксперимент. Толстой по колоску раздает себя – всем нам. И каждый раз непонятно: поймут ли люди, что надо делиться этим добром, общим культурным достоянием? И каждый раз люди понимают, передают колоски, а вместе с ними делятся добром и светом», – рассказывает Ирина Кудряшова.

«При этом в нашем спектакле играют в основном непрофессиональные актеры, участники певческого ансамбля, но так как фольклор – это искусство синкретичное, включающее в себя разные виды творчества, мне кажется, подобный «непрофессионализм» придает естественности», – добавляет Юлия Бортулева.

Как еще можно осовременить народное искусство, блестяще показали Всеволод Мизенин – артист-кукольник – и его театр «Папьемашенники». Используя эстетику народного ярмарочного театра с неизменным Петрушкой, он, однако, не замыкается в каких-то старых сюжетах. Он рассказывает свои незатейливые кукольные истории современным языком, необычайно живо, пестро и смешно, в постоянном контакте со зрителем, участвует в действии и сам. К концу представления не только дети, но и взрослые, кажется, верят, что Петрушка и в самом деле маленький живой человечек.

Точно так же и участники форума «Живая традиция», думаю, убедились в том, что народное творчество – это не музейные экспонаты. Это живые люди, это мы с вами и наши корни.

Иван КОРОТКОВ, фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt