Мы все крутимся вокруг обсуждения совершенно четкого круга вопросов: зарплата, труд, занятость, социальное страхование. Что делать, в этом наша жизнь. 122-й закон привнес очень опасные решения, как шагреневую кожу стянул те льготы, которые были традиционными в советское время. Все было бы понятно, если бы уровень оплаты труда одновременно повысился во много раз, человек чувствовал себя более достойно, понимал, что он – гражданин государства, расправил плечи и говорил: «Мне не нужны ваши льготы, я способен сам делать все, что необходимо для меня, для моей семьи, для моего карьерного, образовательного роста». Но ведь этого не происходит, у нас отнимают то, что было, и не предлагают взамен ничего.
Рассчитывать на существенное повышение заработной платы за счет выявления внутренних резервов в случае сокращения кадров, закрытия части школ, библиотек, сокращения койко-мест в больницах вряд ли приходится, поскольку в результате осуществления в последние годы программы Правительства РФ по оптимизации бюджетных расходов такие резервы во многих регионах уже исчерпаны. В свою очередь Министерство здравоохранения и социального развития РФ по непонятным нам причинам приостановило разработку систем оплаты труда по федеральным государственным учреждениям, активное участие в которой принимали представители нашей Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы, а ведь эти системы могли быть рекомендованы и субъектам РФ как возможные модели. Даже принятие постановления Правительства РФ по совершенствованию организации заработной платы федеральных государственных учреждений, проект которого содержит основные принципы и порядок разработки новой системы оплаты труда, притормозилось. Не рассматривается вопрос о разработке и утверждении базовых ставок и окладов, которые должны бы стать минимальными государственными гарантиями по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений по соответствующим профессиональным квалификационным группам и послужить основой не только федеральных, но и региональных, муниципальных систем оплаты труда в бюджетной сфере. Решение этого вопроса становится еще более актуальным в связи с предстоящим принятием нового закона о минимальном размере оплаты труда, предусматривающего не только увеличение МРОТ, но и его отрыв от тарифной ставки первого разряда ЕТС.
Можно сделать вывод, что Минздравсоцразвития РФ явно опаздывает с исполнением своих функций как регулятора, так и арбитра этого процесса. Это может привести к крайне негативным последствиям, когда в каждом регионе будут приниматься системы оплаты труда без соблюдения базовых основ, полномочия по установлению которых по-прежнему сохраняются за федеральным центром. Эта работа затягивается несмотря на то, что необходимость ее ускорения была подтверждена на заседании Российской трехсторонней комиссии всеми сторонами социального партнерства.
Мне кажется, что после встречи на съезде с разными уровнями власти стало ясно, как непросто будет складываться наша жизнь. Мы должны сделать очень много для того, чтобы действительно стать авторитетными профсоюзами, чтобы с нами считались. А пока социальное партнерство не получило реального развития. По-прежнему решения, имеющие важные социальные последствия, готовятся без участия профсоюзов, а многие из них по-прежнему принимаются без согласования с профсоюзами и их объединениями. Нередко звучат заявления: мы с вами проводили консультации, и этим вполне можно ограничиться. Мы не должны с этим мириться. Профсоюзам важно научиться так выражать категорическое неприятие подобных действий власти, чтобы они не повторялись.
Сегодня у нас реализуются национальные проекты, и мы к этому подключились не потому, что были с ними согласны. Разве на всю Россию только 10 тысяч умных и профессиональных учителей из почти полутора миллионов? Разве из оставшихся 60 тысяч школ только 3 тысячи лучших? Создается общий фон, предпринимаются, как мы говорим, точечные меры. Они, конечно, задают некоторое движение вперед. Но если мы будем продвигаться такими темпами, то потребуется очень много времени, чтобы люди почувствовали реальное улучшение. К сожалению, на работников культуры эти проекты не распространяются, а из работников здравоохранения лишь около 25% улучшили свое материальное положение. Положение же большинства работников образования изменится незначительно. Можно сделать вывод, что в условиях принятия точечных мер государственной поддержки лидеров, лучших образцов деятельности учреждений без системных решений работники бюджетной сферы будут по-прежнему относиться к наиболее низко оплачиваемым категориям населения. А ведь требования по повышению качества медицинских и образовательных услуг предъявляют единые вне зависимости от материального положения работников.
Сегодня нам предлагают национальный проект по увеличению деторождаемости. Если мы на самом деле хотим сделать рывок вперед, то уже сегодня должны думать о работниках дошкольных учреждений. Ведь если женщины с 1 января 2007 года действительно начнут рожать, то через 1-1,5 года им понадобятся ясли и детские сады. Разве не нужно уже сегодня принимать превентивные меры и по крайней мере в рамках национальных проектов предусматривать повышение материального положения работников дошкольных учреждений? Это было бы правильно, системно, своевременно, но пока ничего этого не делается.
Как известно, Президент РФ поставил задачу увеличения за три года – к 2007 году – в 1,5 раза реальной заработной платы бюджетников. Если взять среднюю зарплату по совокупности отраслей бюджетной сферы, то даже в случае выполнения поставленной задачи уровень оплаты труда по-прежнему будет более чем на треть ниже средней зарплаты в экономике. Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы подтвердила свою открытость, готовность вести переговоры со всеми уровнями исполнительной и законодательной власти и способность не только к конструктивному диалогу на основе хорошо проработанных предложений, но и в случае крайней необходимости – к организации коллективных действий. Учитывая, что сегодня значительно повысились роль и ответственность региональных организаций профсоюзов, мы уделили серьезное внимание оказанию им необходимой методической помощи. Изменения федерального законодательства, вступившие в силу в 2003-2005 годах, предоставили субъектам РФ и муниципалитетам право формировать систему оплаты труда, при этом регулирующие полномочия в части установления базовых ставок и окладов, вопросы нормирования труда, а следовательно, и определение государственной политики в сфере оплаты труда Трудовой кодекс сохранил за федеральным центром.
За федеральным центром сегодня пока оставлены регулирующие функции во многих важных вопросах: установление базовых окладов, нормирование труда, то есть вещи, которыми должно заниматься Минздравсоцразвития. Когда проводили административную реформу, когда создавали этот конгломерат-министерство, то равнодушно относились либо к социально-трудовым отношениям, либо к здравоохранению, но сегодня нужно такое объединение ликвидировать.
В ведение субъектов Федерации и муниципалитетов переданы дополнительные полномочия, во многом на них возложили ответственность за такие важные сферы, как здравоохранение, образование, культура, не обеспечив эти полномочия необходимыми финансовыми ресурсами. Нынче, не предприняв никаких мер в рамках действующего законодательства, чтобы обеспечить регулирующие функции, начинают стимулировать в субъектах РФ процесс разработки региональных систем оплаты труда в сфере образования, направленных на отмену ЕТС. Причем говорят: «Делайте это в основном за счет собственных ресурсов». Одновременно перед субъектами РФ ставится задача обеспечить повышение заработной платы работникам в бюджетных учреждениях. И это в условиях, когда в большинстве регионов, а тем более в муниципалитетах, не хватает средств для выплаты зарплаты даже на установленном уровне, не говоря уже о значительном ее росте. Эта работа должна быть необычайно системной, но Минздравсоцразвития опаздывает, и это может привести к тому, что система оплаты труда в стране станет похожа на лоскутное одеяло. Этого нельзя допустить, если мы хотим сохранить единство России.
Есть еще один опасный момент: социальная сфера выбрасывается в рыночные условия. Уже принят Закон «Об автономных учреждениях», в котором снимается субсидиарная ответственность государства. Пять лет Ассоциация профсоюзов непроизводственной сферы пыталась противостоять этому, вряд ли следует сейчас перечислять все действия, предпринятые для того, чтобы не допустить распространения этого закона на учреждения, обеспечивающие реализацию конституционных гарантий прав граждан в области образования, здравоохранения, культуры. К сожалению, этого добиться не удалось, была проявлена очень жесткая политическая воля. Вместе с тем в ходе переговоров нам удалось внести поправку в проект закона, предусматривающую право коллектива участвовать в принятии решения об изменении правового статуса учреждения. Закон принят, и 3 ноября его подписал президент. Перед профсоюзами бюджетной сферы стоит задача оказывать необходимую помощь первичным организациям с тем, чтобы эти решения принимались взвешенно, профессионально, на основании оценки социальных последствий как для коллектива работников, так и для потребителей услуг, оказываемых в сфере образования, культуры, а следовательно, для всех нас, поскольку в обеспечении стабильности и повышении эффективности работы учреждений, ответственных за соблюдение конституционных гарантий граждан в этих сферах, заинтересовано все население страны. Мы сейчас готовим очень серьезные рекомендации для наших первичных организаций, потому что трудовым коллективам дано право решать, перейдет учреждение в статус автономного или нет.
Сегодня всем профсоюзам предстоит очень серьезно заниматься вопросами бюджетной сферы. Ограничиваться тем, что впереди постоянно, как толкач, идет наша Ассоциация, нельзя. К сожалению, существующий порядок распределения обязанностей среди руководства ФНПР, структура аппарата не учитывают специфику бюджетной сферы. Все прошедшие годы Ассоциация практически самостоятельно занималась вопросами не только защиты социально-трудовых интересов членов наших профсоюзов, инициируя переговоры на федеральном уровне, но и вопросами, связанными с обеспечением конституционных гарантий прав граждан в сфере образования. Федерация, к сожалению, как правило, ограничивалась лишь эпизодической поддержкой наших действий. В сложившейся ситуации Ассоциация профсоюзов непроизводственной сферы настаивает на включении всех членских организаций ФНПР в процесс совершенствования государственной социальной политики на основе разработанных и утвержденных четких социальных стандартов.
Комментарии