Творю свой предмет, ищу и рискую, фантазирую и изобретаю, веду своих учеников по пути поиска и открытий, грез и сомнений, призываю находить самостоятельное решение.
Интегрируя уроки, я ставлю перед собой задачи: привлечь учащихся к миру искусства, культуры, развить их творческие способности: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость, донести до них общечеловеческие ценности, помочь овладеть языком искусства.
Тема 1. Поэзия и живопись.
Цель: сделать вывод о сходстве путей анализа стихотворения и интерпретации живописного полотна.
Материалы для интеграции: Лессинг и его размышления о разнице между живописью и поэзией в средствах изображения действительности (изображение физических тел в живописи и воспроизведение действий в поэзии); репродукция картины К.Петрова-Водкина «Пустыня ночью»; стихотворение А.Фета «Я долго стоял неподвижно…».
Творческая работа. Написать отзыв об оформлении сборника лирической поэзии или самостоятельно оформить сборник стихов любимого поэта.
Тема 2. Конфликт между идеалом и действительностью как основа романтического разочарования и печали.
Цель: найти ответ на вопросы: что роднит живописные фигуры с героями романтических элегий, в чем разница?
Материалы для интеграции: элегии К.Батюшкова, А.Дельвига, Е.Баратынского; репродукции картин О.Кипренского, В.Перовского, К.Брюллова «Автопортрет».
Творческая работа: размышление на тему «Чьи картины ближе к романтическим элегиям?»
Тема 3. Метафора в изобразительном искусстве и литературе.
Цель: определить метафоры, рисующие женский образ или образ солнца.
Материалы для интеграции: репродукция картины П.Пикассо «Франсуаза-солнце»; стихотворения К.Бальмонта, Н. Гумилева, М.Цветаевой; репродукции картин М.Чюрлениса «Спокойствие», «День»; стихотворение С.Есенина «Осень».
Творческая работа: написать метафорический этюд.
Тема 4. Поэты – художники (творчество М.Волошина, В.Маяковского).
Цель: доказать созвучность двух видов искусств.
Материалы для интеграции: стихотворение М.Волошина «Осень… осень… Весь Париж…»; стихотворение В.Маяковского «Ночь»; репродукции картин О.Дикса «Большой город» и В.Кандинского «Композиция».
Творческая работа на тему «Как отразилось в стихах то, что поэты были одновременно хорошими художниками?»
Тема 5. «Я лиру посвятил народу своему…» (Лирика Н.Некрасова и творчество художников-передвижников).
Цели: знакомство с творчеством художников-передвижников; через сопоставительный анализ стихотворений Н.Некрасова и репродукций картин подвести учащихся к мысли: в основе схожести тем и мотивов – одинаковый взгляд на окружающую действительность.
Материалы для интеграции: стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога», «На Волге», «В полном разгаре страда деревенская» и др.; репродукции картин В.Перова «Тройка»; Г.Мясоедова «Земство обедает»; А.Венецианова «На пашне»; И. Репина «Бурлаки на Волге» и др.
Творческая работа: «живописность» литературы и «повествовательность» живописи (сопоставительный анализ одного из стихотворений Н.Некрасова и репродукции картины – по выбору учащихся).
Тема 6. Борьба Добра и Зла.
Цель: сопоставительный анализ «живописного» и «поэтического» Демона. Поиск ответов на вопросы: схожи ли Демоны поэта и художника, что определяет их сходство и различие?
Материалы для интеграции: поэма М.Лермонтова «Демон» (разные редакции), стихотворение «Демон»; репродукции картин М.Врубеля «Демон летящий», «Демон сидящий», «Поверженный Демон»; стихотворение В.Брюсова «Демон».
Творческая работа: Демон Лермонтова и Врубеля – символы времени.
Тема 7. Фламандский стиль Обломова: мотив «еды» и его функции в романе И.Гончарова.
Цели: знакомство с фламандским стилем живописи. Особенности жанра «Натюрморт». Роль детали в создании характера героя.
Материалы для интеграции: репродукции картин Р.Снейдерса «Кухонный натюрморт», «Рыбная лавка»; Аврахама ван Бейерена «Завтрак».
Творческая работа: мотив «еды» и его функции в поэме Н.Гоголя «Мертвые души».
Наталья ОРЛОВА, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры СШ №3 г. Ленска, учитель года Республики Саха (Якутия)-2003
Комментарии