search
main
0

Физкультура в арьергарде. Будущим спортсменам негде заниматься

Омск ликует – хоккейная команда «Авангард» впервые стала чемпионом России. Во время трансляции решающего матча в городе было тихо – люди прилипли к телевизорам. Потом начались народные гулянья с фейерверками. Стало ясно, что такой хоккей Омску нужен. И название города будет греметь по России. По крайней мере год – до следующего чемпионата.

Из витаминов – картошка

Студенты Омского государственного педагогического колледжа №2 тоже смотрели матч. Кто где мог, потому что электричества в колледже не было – отрубили за долги. Ребята, которые готовятся стать физруками, тренерами, воспитателями детсадов – руководителями физического воспитания, учителями начальных классов с программой подготовки в области физкультуры, знают, как труден путь к вершинам. Правда, в хоккей не играют – нет ледовой площадки. Зато занимаются 11 другими видами – от традиционных сибирских лыж до восточных единоборств.

Освобожденных от физкультуры в колледже нет. Альбина Семина, его директор, убеждена – таких детей не бывает. Бывают педагоги, не умеющие работать с больными детьми. Именно поэтому не так давно открылась новая специальность – учитель адаптивной физкультуры. Иначе здоровых выпускников школ не останется вообще. Их и сейчас мало – примерно один на десяток абитуриентов, как считает фельдшер колледжа Татьяна Работа. Правда, у сельчан – а их здесь 70 процентов – список недугов обычно поменьше.

Трудно было когда-то предположить, что из хиленьких хорошистов вырастут закаленные личности. На 500 учащихся колледжа – 47 перворазрядников, 15 кандидатов в мастера спорта, 5 мастеров.

В 1945 году, когда было создано педагогическое училище №2, в стране катастрофически не хватало воспитателей детских садов. Нужно было освободить родителей, чтобы они могли восстанавливать разрушенную войной страну. В 1987 году училище переехало в новое здание, сменив статус, а в стране стало катастрофически не хватать учителей физкультуры – тех, кто несет здоровье детям. Не лечат, а помогают сделать так, чтобы лекарства не понадобились. Потом, в 1992 году, выяснилось, что в стране дефицит на преподавателей иностранного языка. Педагогический колледж №2 продолжил традицию училища, по-прежнему выпуская специалистов, которые жизненно необходимы государству. И только государство почему-то не очень интересуется тем, чего катастрофически не хватает колледжу.

Налог за подарок

С тех пор как колледж поселился в новом доме, в нем без конца идет строительство. Обычное типовое здание школы не было приспособлено для занятий студентов. Вместо аудиторий с кафедрами – классы, в маленьком дворе не разобьешь опытное поле – ведь сельские учителя должны знать, как обрабатывать землю. Теперь, конечно, оно похоже на школу только внешне, хотя целое крыло занимает начальная гимназия, где малыши осваивают азбуку, а студенты – азы педагогики.

Из 66 педагогов 6 награждены за успехи в среднем специальном образовании, 12 отличников народного просвещения, 1 заслуженный учитель России. Пять человек защитили кандидатские диссертации по материалам колледжа. 30 совместителей – профессора и доценты Омского педагогического и Сибирского физкультурного университетов. Библиотека колледжа, превращенная в библиохрам из трех классов. В книгохранилище – 106 тысяч экземпляров на разных языках, 130 подписных изданий. Самой потрепанной оказалась подшивка «Учительской газеты» – ее читают чаще всего. Нынче университет физкультуры подарил компьютерную программу, теперь Любовь Тронцевич, заведующая библиотекой, делает электронный каталог. Книги колледж покупает на свои, заработанные. Или получает в дар от «меценатов». Директор колледжа например, принесла собрание сочинений Достоевского, Галина Александровна Физикова, преподаватель на пенсии, пожертвовала частью домашней библиотеки. Других спонсоров не наблюдается. Правда, из Америки как-то пришла роскошная гуманитарная помощь – посылка с аудио-, видеокассетами, иностранной литературой, методическими пособиями. Порадовались всем коллективом, прослезились и …отправили обратно. Потому что за подарок нужно было отдать государству налог – 100 тысяч рублей.

Зачем вам деньги?..

Увы, при ближайшем рассмотрении все богатство колледжа оказывается иллюзорным.

Сумма, которая «капает» с внебюджетного обучения, составляет примерно столько же, сколько собирается с помощью добровольных пожертвований родителей и редких бизнесменов – чуть больше миллиона рублей. Из областного бюджета выделяется в год 10 миллионов. Цифра выглядит выпукло и красиво. Но 5 с половиной уходит на зарплату – очень скромную, если не сказать нищенскую. И еще 2 с лишним – на налоги. На оплату коммунальных услуг бюджетных средств недостаточно. Вода вообще не включена ни в какие сметы.

Стипендия студента – 161 рубль. Этого не хватает даже на проездной билет, а общежитие находится в другом конце города. Полагается оплачивать расходы на транспорт, но не из чего. Ровно 50 процентов стипендиального фонда уходит на социальные стипендии. Причем надо еще больше!

– А зачем, спрашивают финансисты в ответ на наши просьбы, – сетует Альбина Петровна. – Советуют: награждайте только за научную работу, а не за учебу. Бывает научная работа без хорошей учебы? Да и откуда взяться науке – это тоже требует денег. Практика у студентов исследовательская есть, а преподаватель-ученый не нужен? Лучшие уходят в вузы.

Видимо, там же, в вузе, ребята смогут вволю заниматься в нормальном спортзале. Потому в колледже в спортзал – обычный, школьный, размером 12 на 24 метра – расписана очередь. Он занят все дни недели, с раннего утра до позднего вечера. Есть место под свой спортзал, давно составлена проектная документация. Но нет двух миллионов рублей.

Спору нет – большой спорт Омску нужен. Это слава. Но начинается все с малого – со школьной физкультуры. Это здоровье будущих поколений. А среднее специальное учебное заведение, готовящее физруков для сельских школ, в Омске только одно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте