search
Топ 10

Философия успеха. Директора школ размышляли о плюсах социального партнерства

​На первый семинар, проведенный Общероссийским профсоюзом образования для руководителей образовательных организаций, в Москву приехали представители 25 регионов России. Среди них не только директора школ, но и профсоюзные лидеры, сотрудники органов управления образованием. За три дня они не только пополнили свой багаж знаний в области управления образовательным учреждением, посетив передовые столичные школы, но и смогли обменяться опытом с коллегами из других регионов и еще раз осмыслить все плюсы сотрудничества с профсоюзом.

Все три школы, в которых побывали участники семинара, – одни из лучших в Москве и входят в Топ-500 лучших школ России. Школы очень разные, но все коллективы объединяет то, что их руководители являются настоящими звездами в образовании и в каждом действует сильная профсоюзная организация.Активно участвовал в организации семинара учебно-методический центр Общероссийского профсоюза образования «Гармония-Профцентр». Руководитель центра Елена Масленникова призналась, что идея его проведения зрела давно и, можно сказать, родилась среди региональных профсоюзных лидеров: они не раз обращались с предложением организовать семинар для социальных партнеров – руководителей образовательных организаций. Не секрет, что численность школьной первички во многом зависит от отношения директора к профсоюзу.Открыла семинар-совещание председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова. То, что регионы активно откликнулись на инициативу профсоюза, по мнению Галины Ивановны, свидетельствует о том, что необходимость в такой встрече действительно назрела, потому что жизнь директора школы непроста, особенно сегодня, когда проблем и новаций в образовании очень много.На семинаре были предложены лекции на актуальные темы, связанные с управлением и взаимодействием в образовательном учреждении.Учительская карьера – в общественном признанииДиректора учреждений, которые стали базовыми для проведения семинара, делились не просто своим опытом, но философией руководства. В первый день гостей принимал центр образования №548 «Царицыно» во главе с народным учителем РФ, членом Общественной палаты Ефимом Рачевским.Центр, выросший из маленькой школы, теперь располагается в трех муниципальных районах столицы и двух регионах Российской Федерации: Москве и Московской области. В него входят два детских сада, начальная, подростковая и старшая школа, которые расположены в отдельных зданиях.Участники семинара побывали непосредственно в подростковой школе, где учатся ребята 5-7‑х классов. В школьном дворе, символизируя извечное детское любопытство, красуется большой ярко-оранжевый знак вопроса. Отсюда и началась экскурсия по образовательному учреждению, в ходе которой гостям показали все местные достопримечательности. Они побывали в прекрасной школьной оранжерее, заглянули в музей «Две эпохи», зал китайского языка и культуры, мастерские керамики и декоративно-прикладного искусства.Целый корпус занимает художественная школа центра, которая дает возможность получить полноценное среднее и художественное образование в одном учебном заведении. Участники семинара посетили ежегодную отчетную выставку работ к конкурсу детского рисунка имени Нади Рушевой, в котором участвуют не только ученики школы, но и ребята из многих регионов России, а победители награждаются в Академии художеств.Ефим Рачевский рассказал об истории формирования центра. Образовательное учреждение открылось в 1936 году, долгое время это была крошечная школа, которую он возглавил как директор в 1984 году. Расширение от маленькой школы до крупного центра шло естественным образом: к 1989 году в школе, рассчитанной на 800 учеников, обучалось 2700 детей. Поэтому в 1992‑м построили еще одно здание и «отселили» туда старшеклассников, вскоре появилось отдельное помещение и для начальных классов. Потом к центру присоединили пустующее здание одного из детских садов в Подмосковье. Ефим Лазаревич поделился своим опытом общения с властью: «Бессмысленно представителя власти о чем-то просить, нужно требовать, потому что на нашей стороне – правда, ведь за нами – дети!».Центр стал родоначальником школьного предмета ОБЖ, начав в 1991 году преподавание курса «Школа выживания». В бывшем детском саду теперь организован оздоровительно-образовательный центр, где проводится изучение различных дисциплин с помощью технологии погружения. Ученики вместе с родителями проводят там выходные дни.В 2004 году коллектив центра получил премию Президента РФ в области образования. Теперь эта модель по созданию крупных образовательных комплексов стала типовой для Москвы, так как в столице активно идет процесс интеграции образовательных учреждений.Территориальная разбросанность предполагает несколько принципов управления центром. Первый – единое информационное пространство, для чего необходим скоростной Интернет, второй – информационная компетентность всех сотрудников, и третий – делегирование полномочий. Своим заместителям, которые руководят ступенями образования в каждом здании центра, директор делегировал все полномочия, включая участие в распределении денег. Такой заместитель практически выполняет функции директора школы. Кстати, в центре образования есть освобожденный председатель профсоюзной организации, что само по себе говорит об отношении директора к профсоюзу.Часть корпоративной культуры центра – награждение заслуженных сотрудников. Те, кто отработал в образовательном учреждении 20 лет, награждаются специальным золотым знаком и денежной премией. В коллективе трепетно относятся к этой традиции. «Учительская карьера – в общественном признании, – говорит Ефим Рачевский. – Это признание надо укладывать в различные корпоративные формы. Кстати сказать, труд такого учителя стоит дороже».Первая лекция семинара была посвящена профилактике экстремизма и терроризма в образовательном учреждении. Проректор Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, доктор политических наук Анатолий Кирсанов считает, что нужно менять систему воспитательной работы в школе и систему подготовки учителей в вузах.«Трагедия, которая в начале февраля произошла в 263‑й школе Москвы, заставила не только изменить отношение к системе безопасности образовательной организации, но и посмотреть на систему подготовки и повышения квалификации педагогов. Мы предложили руководству МГППУ, Департаменту образования Москвы, Минобрнауки России свои подходы в этой области.Наших педагогов нужно учить и профилактической работе, и тому, как вести себя в угрожающих ситуациях, умению сглаживать конфликт. Учитель из любого конфликта должен выйти победителем, но при этом сделать так, чтобы ребенок, с которым у него произошел конфликт, не стал изгоем. Мы должны обучать учителей распознавать и реагировать на тревожные сигналы, свидетельствующие о предрасположенности подростков к экстремистскому поведению. Ученик, который захватил одноклассников, неоднократно высказывал, что он будет бандитом, что ему нравится бандитская жизнь, об этом знали и дети в классе, и родители учеников, но, к сожалению, никаких мер не было принято».Заметив, что с учеником происходит что-то неладное, к примеру, он начинает систематически высказывать агрессивные намерения, учитель должен способствовать тому, чтобы показать его психотерапевту, поговорить с родителями.Полина Арапова, преподаватель Московского городского педагогического университета, говорила о способах разрешения конфликтов, адекватных возможностях бесконфликтного решения вопросов. Особенно важно обладать этими навыками именно директорам школ, которые задают климат в коллективе.Территория любвиВторой день семинара прошел в стенах школы №2077, созданной в октябре 2012 года, всего полтора года назад. Она объединила пять школ разного профиля и 10 детских садов, а скоро присоединится школа-интернат. Директор школы заслуженный учитель России, кандидат социологических наук Ирина Валентиновна Сивцова поделилась с коллегами из разных регионов страны опытом создания многопрофильного и многоуровневого образовательного учреждения.Ежегодный бюджет учреждения – почти полмиллиарда рублей, это финансирование обеспечивает обучение и воспитание 3300 детей.В школе есть своя финансовая служба, служба безопасности, служба по воспитанию, административно-хозяйственная, социально-педагогическая, методическая и даже PR-служба, что и для Москвы большая редкость. «Мы убеждены, что она нужна, – утверждает руководитель службы, учитель математики Наталья Соловьева. – В крупном мегаполисе, где выбор образовательных организаций очень большой, наша задача – привлечь как можно больше детей в нашу школу».PR-служба занимается ведением блогов, общением в социальных сетях, разъяснительной работой с родителями, созданием имиджевой продукции: блокнотов, ручек. У школы есть типовой сайт и свой индивидуальный – современный, информативный, красочный. Это тоже часть имиджа образовательного учреждения, потому что многие по сайту позитивно оценивают школу.Запрос сегодняшнего дня – мультипрофильная школа, над созданием которой работает коллектив 2077‑й. Школа гордится своими медико-биологическими классами, открытыми при сотрудничестве с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова. Обучение профильным дисциплинам ведется при непосредственном участии преподавателей вуза. Кроме того, ребята проходят дополнительную подготовку по курсу «Младшая медицинская сестра» в университетском центре непрерывного профессионального образования и по окончании школы, как правило, поступают в медицинский вуз.Реализуют в школе и профиль юридической психологии, пока уникальный для Москвы.Наряду с общеобразовательными классами в школе есть подразделения для особенных детей. Например, для ребят с ограниченными возможностями здоровья, которым отведено большое пятиэтажное здание с замечательным школьным двором. В подразделении учатся 160 детей, сто из них имеют инвалидность. Весь процесс обучения сопровождается психологами, учителями-логопедами, дефектологом, специалистом по лечебной физкультуре. Ребята получают навыки в картонажных и переплетных мастерских, учатся делать мозаику.В школе №2077 серьезно подходят к социализации и интеграции детей-инвалидов. Они вместе со здоровыми сверстниками участвуют в концертных и творческих вечерах, в спортивных мероприятиях, занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.Еще одно структурное подразделение школы занимается обучением детей с девиантным поведением. С ними идет работа по своему образовательному маршруту. «Общество виновато перед этими детьми, – считает Ирина Сивцова. – Они не родились хулиганами, их поведение сформировано пьющими родителями, наркоманами, не выполняющими своих родительских обязанностей. Часто это дети, которым не хватает любви и тепла. Во второй половине дня ребята общаются с учениками обычных классов, это позволяет им социализироваться. Мы ставим перед собой задачу, чтобы при окончании обучения они сравнялись в психологическом развитии с выпускниками общеобразовательных классов. Такой опыт перехода детей с девиантным поведением в обычные классы у нас есть».Один из плюсов слияния школ разного профиля, по мнению Ирины Валентиновны, в широком привлечении узких специалистов: «Ни для кого не секрет, что дети, идущие в садик или первый класс, которым врачи поголовно ставят норму, не всегда этой норме соответствуют. Дефектологи, клинические психологи, которые у нас работают, очень помогают в обследовании детей, приходящих в детский сад или школу. Чем раньше специалисты диагностируют какие-то отклонения в развитии ребенка от нормы, тем больше шансов помочь этому ребенку и объяснить родителям, что он требует особого педагогического и медицинского сопровождения. То есть взаимодействие профильных и узкопрофильных специалистов в большой школе дает мощный педагогический и медицинский эффект».Первые итоги работы этого крупного комплекса уже можно подвести. Выпускники 2013 года, выходя во взрослую жизнь, поблагодарили педагогов: «Спасибо, что создали в нашей школе территорию любви».Зачем директору профсоюз?Самой многочисленной на семинаре стала делегация не из Москвы и не из Подмосковья, а из далекого Ямало-Ненецкого автономного округа, откуда прибыло семнадцать человек во главе с председателем окружной профсоюзной организации Ольгой Березиной. Это представители всех муниципальных образований ЯНАО – руководители органов управления образованием, профсоюзные лидеры и, конечно, директора школ, которые были заявлены как основные участники семинара.По мнению Ольги Березиной, профсоюзную работу необходимо переориентировать с культмассового сектора на реализацию значимых проектов в области образования, финансовой помощи. Поэтому окружная организация профсоюза проявила инициативу в формировании этой большой делегации и взяла на себя все расходы по участию представителей автономного округа в семинаре. Председателям территориальных профсоюзных организаций он показал, что можно без чаепитий и подарков эффективно налаживать контакты с социальными партнерами. А директора убедились в том, что с помощью профсоюза можно удовлетворять свои профессиональные интересы, посещая такие мероприятия, как этот семинар.Много внимания на семинаре уделили актуальным проблемам социальной и правовой защиты работников образования. Эксперт аппарата профсоюза Вера Понкратова рассмотрела вопросы организации и оплаты труда, формирования стимулирующего фонда, перехода на эффективный контракт.Вера Николаевна отметила, что норма – 30 процентов на стимулирующие выплаты – исключена из Постановления Правительства РФ №583. Действие этого постановления распространяется на учреждения образования федерального подчинения, но в регионах ориентируются на документы, которые принимаются на федеральном уровне. В связи с этим тенденции в стимулировании работников в учреждениях регионального и муниципального подчинения, скорее всего, тоже будут меняться.Говоря об эффективном контракте, Вера Николаевна подчеркнула, что это тот же самый трудовой договор, где конкретизированы обязанности работника и его права. В статье 57 Трудового кодекса РФ прописаны обязательные условия трудового договора, которые относятся и к эффективному контракту.Особый интерес вызвала тема аттестации руководителей образовательных организаций. Вера Понкратова напомнила, что пока нет единого порядка ее проведения. В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена аттестация кандидатов на должность руководителей и руководителей образовательных организаций через каждые пять лет. Ее порядок определяется учредителями, то есть той структурой, которая с директором заключает трудовой договор. Если директор работает в муниципальном учреждении, то порядок аттестации будет определять учредитель на муниципальном уровне, если в региональном – учредитель на уровне субъекта РФ.Председатель Московской городской организации профсоюза Марина Иванова и заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина провели круглый стол «Роль профсоюзной организации в жизни школы на современном этапе».Марина Алексеевна Иванова, которая оказала большую помощь в проведении семинара, напомнила, что в недавно утвержденной примерной форме трудового договора с руководителем государственного муниципального образовательного учреждения есть указания на то, что социальное партнерство с профсоюзной организацией является для него обязательным. Это касается государственно-общественного управления образовательным учреждением, которое предполагает взаимодействие не только с управляющим советом, но и с профсоюзным комитетом.Во время круглого стола участники семинара заполнили анкету с единственным вопросом: «Назовите пять причин, почему директору нужна профсоюзная организация». Елена Елшина, подводя итоги анкетирования, привела самые распространенные ответы: предотвращение конфликтов, создание хорошего микроклимата, сплочение коллектива, защита прав работников, в том числе и директора, делегирование контролирующих функций. Елена Станиславовна отметила, что профсоюз уделяет внимание и профессиональному росту педагогов, поэтому еще одна важная функция профсоюза – организация конкурсов профессионального мастерства.Заключительный день семинара прошел в гимназии №1518 Москвы, базовой школе Финансовой академии при Правительстве РФ, где экономика преподается с первого класса.Директор гимназии – народный учитель России, доктор педагогических наук, профессор Марина Михайловна Фирсова. Гимназия первой в России в 2011 году стала образцовой школой Smart. Практически в каждом кабинете здесь установлена Smart-доска, документ-камера. Учителя гимназии продемонстрировали участникам семинара преимущества работы с чудо-техникой на уроках изобразительного искусства, английского языка и математики.Малая академия наук (МАН), действующая в гимназии, является важной составляющей ее информационно-образовательной среды, проектной и исследовательской деятельности учеников и учителей. МАН включает в себя 5 учебных исследовательских центров. Среди них – центр энерго- и ресурсосбережения, который позволяет гимназии экономить миллионы рублей.В заключительной лекции семинара заместитель заведующего правовым отделом аппарата профсоюза Жанна Дорохина рассмотрела вопросы, связанные с правами руководителя образовательной организации, его взаимодействием с учредителем, остановилась на особенностях заключения трудового договора с руководителем на основе типовой формы, которая появилась в апреле 2013 года.В частности, она разъяснила директорам, в каком случае они могут претендовать на досрочную пенсию. Право на ее назначение непосредственно связано с учебной нагрузкой. У руководителя образовательного учреждения она должна быть не менее 6 часов в неделю и не менее 240 часов в год, чтобы он мог получить досрочную пенсию.В завершение Галина Меркулова вручила благодарственные грамоты Центрального совета профсоюза всем участникам семинара и директорам, которые принимали гостей в своих учебных заведениях.Продолжение следует…Директор Разребельской общеобразовательной школы Большесолдатского района Курской области, председатель районной профсоюзной организации Нина Сухорукова на протяжении 10 лет совмещает общественную работу с директорской, причем весьма успешно: все работники образования в районе – члены профсоюза. «Мы пришли к выводу, что только в социальном партнерстве с профсоюзами достигаем своих целей, поэтому профсоюзные организации у нас активные», – говорит Нина Никитична.На семинар она приехала как директор, чтобы получить новые знания в области управления, и не обманулась в своих ожиданиях: «Очень полезным было общение с коллегами из других регионов, узнала из первых уст, как там обстоят дела в сфере школьного образования, ведь проблем с модернизацией образования очень много. И главное – удалось побывать в лучших школах и понять, к чему нужно стремиться».Марину Евгеньевну Шилину, заместителя директора лицея №5 Волгограда, особенно заинтересовал вопрос организации образовательного комплекса: «У нас в лицее очень большая численность детей, в соседних учреждениях – в несколько раз меньше. Мы долго пытались работать над системой объединения школ, пока, к сожалению, у нас в городе не получается этого сделать. В школе №2077 я с удовольствием ознакомилась с опытом такого объединения.Профсоюз выступил с замечательной инициативой, и хочется, чтобы она имела продолжение, потому что открывает перед нами новые перспективы, позволяет увидеть разные формы деятельности школы, и то, что профсоюзные деятели и руководители школ на семинаре объединились, вдвойне приятно, ведь цель у нас одна».Марина Васильевна Агаркова, директор лицея №6 города Невинномысска Ставропольского края, в этой должности всего один год, поэтому считает для себя опыт маститых директоров очень ценным: «Все, что я увидела на семинаре, меня очень впечатлило, школы абсолютно разные, и в каждой есть то, что можно взять для себя и к чему нужно стремиться нам на местах. Когда находишься на своей территории, многое приедается, становится обыденным, а здесь я получила новый всплеск впечатлений. Профсоюзу большое спасибо, у нас он всегда был, есть и будет. Мы идем с ним рука об руку, он и советчик, и помощник, и где-то регулировщик».Галина Меркулова пообещала, что профсоюз и впредь будет проводить подобные семинары для руководителей образовательных учреждений. Также она обратила внимание на то, что директора школ, как правило, разобщены, и призвала создавать в регионах объединения работодателей. В Республике Марий Эл, Астраханской области такие объединения уже есть. И если в других субъектах РФ активно подхватят это начинание, профсоюз будет содействовать созданию такого объединения на всероссийском уровне. Тогда у руководителей образовательных организаций появится возможность высказывать свою общую позицию федеральным органам власти и быть услышанными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту