Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Фестиваль науки: Крутите педали, и вода закипит!

Дата: 17 октября 2011, 16:19
Автор:

«Прикоснись к науке!» – такой призыв стал девизом VI Фестиваля науки, прошедшего в Москве с 7 по 9 октября. Тысячи посетителей Фестиваля смогли воочию убедиться, что благодаря науке сегодня воплощаются в реальность вещи, еще вчера казавшиеся возможными только на страницах фантастических романов.

Организовали Фестиваль МГУ им. М.В. Ломоносова, Правительство Москвы, Министерство образования и науки Российской Федерации. В этом году VI Фестиваль науки проводился одновременно с I Всероссийским фестивалем науки. Именно поэтому его география намного шире, чем в прошлые годы: в фестивальное движение включились свыше 50 регионов страны.

К празднику науки присоединились десятки российских и зарубежных вузов, академические центры, научные музеи, инновационные центры. Выставки, презентации, лекции, кинопоказы проходили одновременно на нескольких площадках Москвы. Главные события разворачивались на трех центральных площадках – в Фундаментальной библиотеке МГУ, Первом учебном корпусе МГУ на новой территории и ЦВК «Экспоцентр».

Уникальные выставки не оставили равнодушным никого, но в первую очередь ими заинтересовались школьники. Среди самых ярких впечатлений от фестиваля большинство гостей отметило выставку интерактивных экспериментов «Зазеркалье», организованную Дворцом творчества детей и молодежи «Интеллект». Попробуй построить скульптуру на основе магнита или вскипятить воду, крутя педали велосипеда, и поразись результатам эксперимента. А потом прочти табличку, доступно объясняющую, на каком законе физики основан тот или иной опыт – и этот закон уже не «вылетит из головы в самый нужный момент. Как рассказал представитель Дворца творчества «Интеллект» Дмитрий Потапенко, на фестивале были показаны самые интересные экспонаты, а с полной увлекательно-познавательной экспозицией все желающие могут ознакомиться во Дворце творчества «Интеллект».

Не менее удивительные эксперименты для своих сверстников проводили воспитанники Специализированного учебно-научного центра МГУ. «Научные опыты – одно из моих любимых занятий, – поделилась Анна Ришко. – Я приехала в Москву из Набережных Челнов и учусь в СУНЦ уже второй год. Я не устаю поражаться возможностям науки и сегодня хочу продемонстрировать их ребятам из других школ, чтобы они увлеклись ею так же, как я. Я не думаю, что стану научным деятелем в будущем, но знания в самых различных областях только помогут в жизни. Сегодня мы предлагаем всем желающим побывать внутри огромного мыльного пузыря, поэкспериментировать с удивительной ньютоновской жидкостью… И все это для того, чтобы физика, химия, математика перестали быть для них набором сухих формул из учебника».

Именно эту цель – показать практическую значимость всех областей науки – и преследовали участники выставки. Аспирантка Института биологии гена РАН Анна Лопатина увлеченно рассказывала школьникам о ДНК и прямо в зале учила их с помощью нехитрых манипуляций выделять свою собственную ДНК.

– Я убеждена, что после прочтения параграфа из учебника большинству детей все молекулы, в том числе и ДНК, представляются чем-то абстрактным и малопонятным. А мы даем ребятам возможность убедиться в их существовании. Метод, который мы используем, достаточно простой. Выделенную таким образом ДНК нельзя использовать для анализа, зато этот метод может применяться даже на уроках биологии в школе. Главное – обеспечить школьные лаборатории необходимыми приборами. А их, к сожалению, в России не производят – следовательно, и стоит нужная аппаратура недешево…

О достижениях медицины рассказывали у стенда Московского государственного медико-стоматологического университета. На 9 факультетах университета постоянно ведется научно-исследовательская работа. Как рассказал начальник управления науки и инноваций университета, доктор наук Андрей Георгиевич Малявин, многие из разработок университета уже нашли практическое применение. В качестве примера можно привести ультразвуковой доплерограф, по качеству ничуть не уступающий зарубежным, но значительно более дешевый, который уже используется в машинах скорой помощи. В университете активно внедряются передовые методы протезирования зубов. На фестивале сотрудники университета провели для школьников занятия, посвященные правильному уходу за зубами, методам оказания неотложной помощи, а также мастер-класс «Здоровье и красота». Подобные занятия университет проводит и в школах – для этого нужно оформить соответствующую заявку, и дети получат возможность узнать больше о своем здоровье и о том, как его сохранить на долгие годы.

На стенде Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) – макет подводного аппарата, занявший в этом году четвертое место на Международных студенческих соревнованиях в области телеуправляемых подводных аппаратов “MATEInternationalROVCompetition 2011”. Как рассказал руководитель команды по подводной робототехнике Сергей Мун, команда университета принимает участие в конкурсе уже на протяжении четырех лет, и каждый раз демонстрирует высокие результаты. В этом году перед участниками стояла задача предотвратить аварию в Мексиканском Заливе. Аппарат, созданный по макету команды Дальневосточного университета, мог бы справиться с этой миссией успешно. Он был признан оценочной комиссией одним из лучших. Надо отметить, что стенд Дальневосточного университета был одним из самых оригинальных – на нем были представлены корейские национальные костюмы. Посетители могли прикоснуться к культуре Востока, попробовав свои силы в каллиграфии и поприсутствовав на настоящей китайской чайной церемонии.

То, что наука и культура неотделимы друг от друга, наглядно подтверждали многочисленные художественные выставки. Среди них – выставки фотографий «Макрофотомир» и «Красота материалов» и экспозиции детских рисунков на научную тематику. Ценителей музыкального искусства порадовали выступления творческих коллективов: представления фольклорных ансамблей филологического факультета МГУ, театра бард-оперы «Антиптица» и других.

Многих гостей фестиваля заинтересовали лекции ведущих ученых на волнующие современную науку темы. Профессор Борис Животовский рассказал о причинах разрушения клеток и образования опухолей, доктор физико-математических наук Леонид Большов проанализировал причины и следствия аварии на Фукусиме, а заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ Виктор Саврин озвучил первые результаты и перспективы экспериментов на Большом адронном коллайдере.

Для присутствовавших на фестивале преподавателей наиболее интересными оказались мастер-класс по арт-педагогике «Образ – Я» (ведущий – кандидат педагогических наук Владимир Анисимов) и презентация доктора педагогических наук Светланы Титовой «Блоги не для развлечения, а для обучения».

В своем мастер-классе Владимир Анисимов поднял важнейшую проблему, заставив взглянуть на педагогику как на создание образа «Я» человека, формирование гармоничной личности. Концепция арт-педагогики заключается в развитии личности через самопознание и преобразование негативных эмоций в позитивные. Особое внимание, по мнению Анисимова, нужно уделять воспитанию ребенка в возрасте до трех лет, включая дородовой период – именно в это время закладываются основы личности, и поэтому будущей матери так важно во время беременности следить за своим образом жизни и эмоциональным состоянием.

Из презентации Светланы Титовой слушатели могли узнать о преимуществах использования Интернета в образовании. В частности, социальные сети и блоги могут быть чрезвычайно полезными в изучении иностранных языков. Ведь Интернет предоставляет безграничные возможности в общении, а с помощью  блога преподаватель может хранить и классифицировать большие объемы информации, контролировать активность студентов, публиковать задания различных типов, пользоваться самыми разнообразными ресурсами. К тому же можно стимулировать интерес студентов, используя нестандартные задания. К примеру, вместо составления обычного диалога предложить им воспользоваться сайтом для создания простых мультфильмов и вложить диалог в уста мультипликационных персонажей. И таких вариантов бесконечно много. Как результат мы видим повышение коммуникативной компетенции учащихся, рост академической и творческой активности.

Можно сказать, что Фестиваль науки прошел успешно. Здесь просто не возможно было остаться равнодушным. И если благодаря фестивалю хотя бы для части гостей наука станет делом всей жизни, можно будет сказать, что цель его достигнута в полной мере.

MATEnternationalROVCompetition


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt