Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Раздвигая границы

Феномен компьютерных игр в курсе прикладной лингвистики

УГ - Москва, №03 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Как показывают исследования, для детей ИКТ так же естественны, как дыхание: школьники большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютерными играми. Поэтому в течение последних нескольких лет в теории и методике преподавания остро встал вопрос о разработке игровых и безопасных технологий, применимых в обучении детей.

Я лингвист, являюсь педагогом первой в Москве государственной КиберШколы, в которой реализуется обучение компьютерному спорту в элективных курсах. Бесспорно, практически все дети играют в определенные «цифровые произведения», которые развивают их всесторонне – от физических до интеллектуальных навыков. В КиберШколе представлен колоссальный перечень предметов в рамках элективных курсов: английский язык в сфере IT, география компьютерного спорта, теория игр, футбольный симулятор FIFA, танцевальный симулятор JustDance и многое другое. Все они объединены разрешенным и безопасным информационным и игровым контентом. Так, один из наиболее популярных курсов – «Прикладная лингвистика».

Практическая значимость данного курса заключается в том, что дисциплина не имеет границ взаимодействия предметных областей и применения различного материала исследования. Прикладная лингвистика – это деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка, его системы в различных сферах человеческой жизни. Казалось бы, сложное определение. Так почему же он является одним из самых востребованных среди старших классов?

Во-первых, прикладная лингвистика изучает систему языка в целом. Поэтому используются знания и методы совершенно разных дисциплин: математики (математическая лингвистика), психологии (психолингвистика), биологии (нейролингвистика), юриспруденции (юрислингвистика), социологии (социолингвистика), политологии (политическая лингвистика). Дети изучают каждый уровень языка: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, семантический. Это позволяет закрепить знания теории не только родного языка, но и иностранного. Отдельно стоит отметить раздел прагмалингвистики, где школьники знакомятся с основами речевого воздействия, что является ценным практическим умением в реальном и виртуальном пространстве. Основы речевого воздействия позволяют начинающим игрокам, вступившим в киберспортивную индустрию, получить полезные навыки правильного и эффективного общения с целью взаимодействия команды. В данном случае мы также не обходимся без феномена компьютерных игр.

Во-вторых, данный курс предполагает подготовку школьников к традиционной олимпиаде по лингвистике, которая проводится ежегодно в два этапа. Олимпиада дает преимущества при поступлении в ведущие вузы страны (МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГЛУ). Так, в прошлом году ученики нашей школы впервые приняли участие в лингвистической олимпиаде, все участники прошли отборочный этап и вышли в финал. На данном этапе обучающиеся КиберШколы готовятся к выступлению и решают лингвистические и математические задачи, в основе которых заложены искусственные языки компьютерных видеоигр. Такие задания готовятся непосредственно учителем, прорабатываются все варианты решений, что делает подготовку более увлекательной и познавательной для ребят.

В-третьих, разработанный практический материал позволил внедрить курс «Прикладная лингвистика в виртуальном пространстве» в дистанционном лагере «КиберЛето-2020», в котором в условиях пандемии и самоизоляции приняли участие более 3000 детей. В ходе занятий дети изучали такое понятие, как «дискурс», особенности массовых многопользовательских игр на материале английского языка, новые слова и выражения, которые характерны для компьютерного спорта. Так, слово «commoner» синонимично «новичку в игре» (noob), а благодарность за проведенное время в режиме онлайн-игры «I owe you one» вместо «Thank you».

В-четвертых, полученные научные результаты школьников в перечне основного предмета «Индивидуальный проект» позволили применить знания и методы для создания электронного русско-английского словаря «языка вражды» на материале гимнов стран Европы. На уроках литературы дети в проектной деятельности работают с креолизованными текстами (картинка + текст), создают «литературные мемы», раскрывающие основное содержание художественного произведения. Это позволяет приобщить детей к чтению, к анализу художественного слова. А представьте, как можно замотивировать детей для создания компьютерной вселенной, например, по художественному произведению «Война и мир» Л.Н.Толстого? А иcпользовать навыки 3D-моделирования для изображения отдельных литературных героев? Это еще раз доказывает тот факт, что феномен понятия «компьютерная игра» расширяет перед нами границы творческой деятельности, активности, мотивирует к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дмитрий КНЯЗЬКОВ, преподаватель прикладной лингвистики, русского языка, литературы и иностранных языков КиберШколы


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt