search
main
0

Федеральные государственные требования реализуем творчески

С введением в действие федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы многие дошкольные учреждения столкнулись с некоторыми проблемами перестройки содержания и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

В ​переходный период в Южном округе шла большая методическая работа, направленная на то, чтобы помочь педагогам привести образовательные программы дошкольных учреждений в соответствие с ФГТ, проведены встречи с авторами и создателями ФГТ, с представителями МИОО, ФИРО, ППГУ, МПГУ. В работе по созданию условий реализации основной общеобразовательной программы активное участие принимали представители ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», ООО «Компания КОнтрАст». По заданию Департамента образования на кафедре педагогики и методики дошкольного образования МИОО работала творческая группа, в состав которой входили преподаватели кафедры, методисты окружных методических центров Москвы, старшие воспитатели и практические психологи ДОУ. Методическая служба Южного округа разрабатывала содержание, формы и методы реализации образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество», внутри округа также были созданы творческие группы для разработки практического материала для педагогов по интеграции образовательных областей, комплексно-тематическому планированию различных видов деятельности взрослых и детей. Материалы были размещены на сайте лаборатории дошкольного образования окружного методического центра Южного округа и отданы в печать. Наше дошкольное учреждение участвовало в разработке тематического планирования для детей подготовительной к школе группы. Конечно, сегодня в некоторых дошкольных учреждениях еще существуют проблемы в реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы: сложно переключить воспитателей от учебной модели деятельности к комплексно-тематической и предметно-средовой на основе интеграции различных образовательных областей. Наше учреждение уже имеет опыт подобной работы. В рамках сотрудничества с доцентом кафедры педагогики и методики дошкольного образования, методистом МИОО, заслуженным учителем Российской Федерации С.Мерзляковой наше дошкольное учреждение с 2003 года реализует модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Росинка» – «В мире прекрасного» – (авторы Л.Куцакова, С.Мерзлякова), которая представляет собой реализацию современной идеи интегрированного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.Детская художественная деятельность многогранна: в нее входят изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная. Мы ставили перед собой задачу объединить музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельности общей темой, поэтому использовали в своей работе новый тип комплексных, интегрированных занятий, где дети создают один и тот же образ средствами разных видов искусств. Благотворной формой такой интегрированной, комплексной работы с детьми стали театрализованная деятельность и театрализованные игры. Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, мы используем театральную постановку. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, основа занятий (и по развитию речи, и по сценическому мастерству, и по изодеятельности). В процессе подготовки дети рисуют персонажей спектакля, афиши, пригласительные билеты, делают элементы костюмов и декораций, каждый ребенок пробует себя в разных ролях, выбирая их себе по желанию. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль.В процессе работы у детей активно развиваются изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. С большим желанием и старанием мастерят дети декорации и игрушки и, конечно, с интересом используют их в театрализованной деятельности. Для развития самостоятельной художественной деятельности детей педагоги разработали интегрированные театральные занятия, где идет практическая деятельность детей в «театральных мастерских», они мастерят персонажей спектакля, изготавливают элементы костюмов и декораций, а потом используют их в разыгрывании различных этюдов, сценок и упражнений. Например, при подготовке к спектаклю по русской народной сказке «Гуси-лебеди» дети предварительно делали пирожки и наливные яблочки из папье-маше, расписывали их, а потом использовали в проигрывании сцен из спектакля. На занятии по подготовке к спектаклю «Самый большой друг» они сделали макет декорации к спектаклю, а затем изображали разных африканских животных.Опыт работы учреждения неоднократно был представлен на городских и окружных курсах повышения квалификации, методических мероприятиях Южного округа и Москвы, а также на городском семинаре «Истоки творчества» в 2007, 2008 и 2011 годах. Наш опыт был опубликован в «Учительской газете-Москва». На основе нашей деятельности были созданы учебно-методические фильмы «Волшебный мир театра», «Самый большой друг», «Интегрированное занятие «В театральной мастерской».В результате работы по подготовке к спектаклю проходит интеграция таких образовательных областей, как «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура». Интеграция образовательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей вылилась в то, что в самостоятельной деятельности дети стали больше импровизировать, творчески использовать полученные знания, умения, навыки общения. В подготовительной группе дети уже сами, без активного участия взрослого могут организовать игру в спектакль. Имея опыт такой работы, педагоги нашего учреждения постепенно переходят к комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса. Елена ПАВЛОВСКАЯ, старший воспитатель ЦРР – детского сада №743

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте