Открывая двери детского сада, ребенок попадает в мир игры, фантазий, сказки. Наша группа так и называется – «Фантазеры». Основным средством формирования познавательных способностей в своей работе я избрала сказку, потому что только сказку или игру в сказку можно противопоставить вообще игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Елена КОНОПКИНА,воспитатель ЦРР -детского сада №1511
В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
С любимыми героями сказки ребенок незаметно для себя решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
Корней Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».
Сегодня сказка – один из немногих оставшихся способов объединения взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?
Сказка – это фантастический, вымышленный рассказ о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомятся с богатством его культуры.
Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно из сказок черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Именно намек, а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.
Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.
Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывают заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творения новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка, можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно-оценочную деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.
Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Одна из особенностей детского восприятия – то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает их мотива.
В среднем возрасте, в котором сейчас находятся мои фантазеры, расширяется круг представлений ребенка, обогащаются жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже необязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по-прежнему несут положительную функцию.
В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно-следственные связи. Характеризуя героя, чаще всего высказывают правильные суждения о его поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.
Это дает возможность, используя сказку, способствовать развитию познавательных способностей детей, творческой активности, формировать умение логически мыслить, решать интеллектуальные задачи.
Для решения этих задач были подобраны сказки, пословицы, составлены конспекты игровых занятий с использованием сказок. Я нашла сказки, пословицы, составила конспекты игровых занятий с использованием знакомых сказок.
В этом возрасте у детей недостаточно развито внимание (многие дети часто отвлекаются, не видят и не выделяют главное, быстро устают, отвлекаются). Это объясняется тем, что дети слабые, часто болеющие подолгу не посещают детский сад. Они не привыкли к заданиям, требующим усидчивости, поэтому быстро теряют интерес даже к той игре, которая только что их интересовала.
В связи с возрастными особенностями развития памяти в среднем возрасте дети могут запомнить часть материала на слух, но результат запоминания будет хуже, чем если дети будут действовать с предложенными картинками. Память в этом возрасте носит непроизвольный характер.
Дети показали неплохие результаты при развитии мышления. Они выделяют предметы, не относящиеся к данной тематической группе, но не все могут объяснить свое мнение, у детей еще не развита доказательная речь. Над этим мне предстоит работать.
Кроме того, у детей слабо развита мелкая моторика, быстро устают пальчики, детям плохо даются задания со шнуровкой.
Чтобы сказка способствовала раскрепощению ребенка на занятии, чтобы он почувствовал радость от учебной деятельности, охотно преодолевал трудности вместе с любимым героем, необходимо, чтобы ребенок прожил, прочувствовал сказку, чтобы она была отражена во всех видах деятельности, чтобы ребенок жил в ней какое-то время.
Систему работы я хочу показать на примере сказки «Рукавичка» (украинская народная сказка).
После чтения сказки, обсуждения героев происходит моделирование сказки на фланелеграфе при пересказе.
Затем в самостоятельной деятельности к детям приходят герои сказки. Дети одевают шапочки героев и играют. Лягушка и Мышка песенки поют и для развития памяти разучивают стихотворения.
Зайчик приносит кубики. Дети самостоятельно придумывают, что можно сделать из геометрических фигур. Лиса приносит игры, развивающие внимание («Круг, треугольник, квадрат», «Зашиваем ковер», «Белый лист», «Заполни картинку»), и предлагает поиграть.
Параллельно с работой с развивающими играми ведется работа со сказкой. Совместно с воспитателем и самостоятельно дети показывают сказку на фланелеграфе.
Мы репетируем инсценировку одновременно со всеми детьми, чтобы каждый желающий мог заменить артиста или организовать самостоятельный показ сказки.
В группе прошел не один показ сказки, а подряд сразу три, так как все желали быть артистами и знали слова сказки.
Атрибуты костюмов находились в группе, чтобы дети могли самостоятельно или с помощью воспитателя показать сказку в свободной деятельности или поиграть в ее героев. Аналогично проводится работа и с другими сказками: «Лисичка со скалочкой», «Два жадных медвежонка», «У Солнышка в гостях».
После представления дети с удовольствием вспоминают более понравившиеся задания, рассказывают, как выступали артисты, кто более понравился, пробуют играть сами, придумывают задания для артистов в самостоятельной деятельности.
Усиливают эмоциональное восприятие сказок русские народные пословицы и поговорки. Они создают эмоциональный настрой, активизируют умственную деятельность ребенка, учат разным способам доказательств. После обсуждения сказок я знакомлю детей с пословицей, которая помогает еще больше прочувствовать смысл сказанного. Например, к сказке «Рукавичка» применяются пословицы: «В тесноте, да не в обиде», «В согласии жить – никто не одолеет», к сказке «Пых» – «У страха глаза велики». К сказке «Лисичка со скалочкой» – «По труду и плата».
Дети даже 4-5-летнего возраста понимают справедливость этих слов. В похожей ситуации они могут провести параллель между своим поступком и поступком героя.
Привлечь ребенка к процессу мышления, то есть заставить его думать, можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Такими являются проблемные ситуации – ситуации, с которых начинается процесс размышления. При невозможности разрешить проблему привычным путем нужно побуждать ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, к поисковым действиям.
Не секрет, что дети одного возраста при одинаковом обучении развиваются по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому я в работе использую индивидуально-дифференцированный подход.
Развивающие игры позволяют осуществлять этот подход, не нарушая общего режима занятия, так как имеют разные уровни сложности.
Если более развитые дети, освоив начальный этап работы с игрой, то есть выделяя свойства деталей, классификацию, научились вкладывать детали в рамочку, начали проявлять интерес к выкладыванию картинок, я предоставляла им такую возможность, так как каждый набор игры снабжен набором картинок. С детьми, не освоившими первый этап, я работала, используя такие методы и приемы, как показ, объяснение, совместные действия, поощрение, упражнения. Постепенно все дети овладевают игровыми действиями.
Реализация современного похода к развитию ребенка невозможна, на мой взгляд, без организации предметно-развивающей среды. Я тоже уделила этому внимание. В книжном уголке выделено место для сказок. Здесь есть выставка книг со сказками, тут и авторские сказки, полюбившиеся детям: К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, В.Сутеева и других авторов, и русские народные сказки, сказки народов мира. Дети приносят свои любимые книги, делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение о героях, характеризуют их.
В таких мероприятиях у детей формируется речь, они становятся раскрепощенными, чувствуя одобрение взрослого и видя интерес сверстников, становятся более уверенными. В Уголке сказки «живут» игры: «Расскажи сказку», «Мои любимые сказки», «Узнай сказку», «Собери сказку». Здесь же находятся различные театры: настольные, пальчиковые, бибабо, теневые. Весь материал выставляется и заменяется. Здесь же находится стойка с костюмами для создания образов. Дети могут по своему желанию нарядиться в героев сказки, что способствует организации театрализованных представлений.
Чтобы занятия и игры в сказки проходили интересно, я использую куклы Сказочница и Красавица, от имени которых в дальнейшем идет повествование сказок. Эти куклы близки детям, они вносят теплоту и доверие на занятиях.
Сказочные герои приносили на занятия интересные развивающие игры. Для Зайчика дети с удовольствием строили новую избушку из деталей конструктора. Волк и Лиса из сказки «Теремок» приносили игру «Цветные льдинки», и дети с удовольствием строили елку к Новому году, а потом составляли из цветного материала яркие бусы на елку, сохраняя заданную последовательность цветов.
Приходила к нам Девочка из сказки «Лисичка со скалочкой» и просила ребят построить расческу из цветных кубиков. Из этих же кубиков дети делали для нее разноцветные бантики. Затем рассказывали, что утром и вечером надо умываться, чистить зубы, как они, причесываться, приходя в детский сад.
Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно-следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь. Сказочные герои участвовали в разных занятиях, в играх, игровых ситуациях, обсуждали с детьми прочитанные сказки, одевались с ними на прогулку. Благодаря этому дети научились отделять сказочного героя от одного содержания, не привязывать его к одной сказке, пытались объединять разных персонажей одним содержанием, самостоятельно изменять концовки знакомых сказок.
В интересной для детей обстановке формировался интерес к развивающим играм и к процессу обучения в целом. Формировалось желание преодолевать трудности, чтобы потом радоваться решению поставленной задачи, формировать усидчивость, самостоятельность.
Комментарии