search
main
0

Факультатив. Пробуждать умы, а не затемнять их

Недавно состоялись выборы в Московскую городскую Думу. В соответствие со статьей 60 Конституции Российской Федерации: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», но он знакомится заранее со своими правами и обязанностями, изучая текст Конституции РФ в школе на уроках граждановедения. Вспоминаю предыдущие выборы в городскую Думу, состоявшиеся 16 декабря 2001 г. Ученики активно обсуждали предвыборную кампанию и анализировали реализацию права избирать в действии. Специально останавливались на статьях 3, 32, 60, 65, 76 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Обратили внимание на то, что Москва – это не только столица России, но и самостоятельный субъект Российской Федерации, город федерального значения.

Согласно ст. 76 осуществляет «собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов». Это делает специальный орган власти – Московская городская Дума. Жители Москвы избирают в него 35 депутатов на 4 года. В функции депутатов входит: принимать законодательные акты города, утверждать городской бюджет, устанавливать городские налоги. Городская Дума первого созыва, избранная 12 декабря 1993 г., приняла Устав города Москвы. Это документ, утвержденный 28 июня 1995 г., – основной закон жизни города и его жителей, москвичей.

Изучив тогда выборные процедуры и законы, их регламентирующие, школьники легко справлялись с вопросами: Кто имеет право участвовать в выборах? Количество депутатов в Мосгордуме? На какой срок они избираются? Какие основные направления городской Думы? Есть ли у Москвы свои атрибуты власти, и каковы они?

К сегодняшним выборам в Мосгордуму бывшие школяры уже стали полноправными избирателями. И знания, полученные ими на уроках граждановедения, без сомнения, пригодятся. Но вот отыскивая ответ на вопрос – какой по счету это будет созыв городских депутатов в Москве, – они пользовались тогда агитационными материалами, в которых сказано, что первый созыв депутатов Московской городской Думы состоялся 12 декабря 1993 г. От этой даты как бы начинается отсчет. Тогда выходит, что через четыре года – в 1997 г.- был второй созыв. Считаем дальше, в 2001 г. – третий созыв. Следовательно, 4 декабря 2005 г. – бывшие ученики на прошедших недавно выборах смогли реализовать свои гражданские права и голосовать за депутатов четвертого созыва Московской городской Думы – представительный и законодательный орган власти.

Если ограничиться только этими сведениями, то получается, что за прошедшие со дня основания Москвы века, россияне весь свой путь устремили к событию 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации и пошел новый отсчет времени, свершений и дел. В результате подспудно складывается убеждение, что если бы не современные демократы, предложившие западную модель выборов, так и не знали бы россияне, что такое настоящие выборы и выборные органы власти. Знания о гражданских свободах и свободных выборах подрастающему поколению необходимы, но, думаю, было бы целесообразнее знакомить молодых людей и с собственным опытом реформирования государственного управления. Анализ отечественного опыта, причины его ошибок и неудач при сопоставлении с существующими системами в других странах смог бы продуктивнее работать на формирование гражданского сознания, чем оголтелое навязывание «западных достоинств» демократии, что на протяжении перестроечных лет делали либеральные средства информации. Не отсюда ли неприязнь к так называемым правым силам, не получившим представительства в последнем составе Государственной Думы? Многое не устраивает россиян в сегодняшней жизни, но красиво рассказывать о порядках, по которым живут в высокоразвитых странах – одно, реализовать их – другое. Перечеркивать тысячелетний опыт государственного строительства России нельзя.

Летописные сведения

Первое упоминание о Москве относится к 1147 г., а позднее в Тверском летописном своде передается: «Того же лета князь великий Юрий Володимирич заложи град Москву на усть ниже Неглинной, выше реки Ауза». Вскоре Москва из маленького городка-крепости на границе феодального Суздальского княжества превратилась в крупный город и стала основой объединения русских земель. И многое зависело от властей, но важно было также и одно обстоятельство, о котором напоминает Ключевский: «В цепи отношений, связующих власть с обществом, не было одного звена, которое Петр I пытался вставить, но которое после него не было закреплено и выпало. Это звено – народное убеждение, совместное дело власти и общества, слагающееся, с одной стороны, из сознания общего блага, с другой – из умения внушить это сознание и уверить в своей решимости и способности удовлетворять потребностям, составляющим общее благо».

В 1713-1714 гг. Петр I перевел столицу из Москвы в Петербург, и до весны 1918 г. он оставался столицей Российской империи. Пушкин в «Медном всаднике» отмечает:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова

Екатерина II, взявшись за реформирование России, понимала, как важно «для успеха правительственных мер согласить с ними народное разумение». Продолжая попытку Петра Великого, Екатерина, обращаясь, как и он, к разуму народа, будила в нем и чувства, которые способны были еще сильнее склонить умы на сторону законодателя».

Императрица подготовила «Наказ», над которым «современники лили слезы». Это были слезы, по выражению Карамзина, вызванные новой постановкой власти, с непривычными манерами, словами и идеями. Новая власть создавала настроение, без которого все вышеперечисленные победы и торжества, законы и учреждения ее не производили бы на общества такого сильного впечатления.

Для обсуждения подготовленного ею документа, состоящего из двадцати глав, включающих 526 статей, был издан манифест о созыве депутатов со всей империи. В заседаниях Комиссии депутаты встречались с представителями высших правительственных учреждений и полтора года сидели плечо к плечу, присматривались друг к другу, сблизились, обменивались мыслями, напряженно обсуждая важнейшие вопросы общенародного блага и государственного благоустройства. Под влиянием непривычной работы над вопросами морали, политики и общежития законодательный и литературный язык запестрел отвлеченной терминологией академического красноречия: «добронравие» или «благонравие», «человеколюбие», «человечество», «попечение о благе общем», «отечество», «граждане» или «сограждане». Особенно любимыми стали слова «общество» и «род человеческий».

Так идея солидарности, отмечает Ключевский, постепенно охватила общественные слои, между которыми прежде не чувствовалось единения.

Работа по новому кодексу законов не привела к появлению нового Уложения, остался действовать старый порядок, но опыт работы Комиссии 1767 г. обогатил и депутатов, и монархиню.

Депутаты разнесли по всей России аксиомы, усвоенные из «Наказа», и впечатления из этой совместной работы. Оставалось дать подходящее дело гражданскому чувству, столь живо возбужденному, и политическому сознанию, столь заботливо подготовленному.

Что касается Екатерины, то, приступая к работе над «Наказом», она считала, что такая своеобразная страна как Россия, «невозделанная и неискаженная историей, нуждается не в пересмотре, а в коренной перестройке законодательства на новых началах, что все в ней надо переделать заново». После работы с депутатами она увидела «с кем дело имеем»: у России есть свое прошлое, по крайней мере свои исторические привычки и предрассудки, с которыми надобно считаться. Екатерина не первая смотрела на Россию, как на белый лист бумаги. (К сожалению, и не последняя. Об этом свидетельствует поведение современных отечественных реформаторов). Но, к ее чести, надо отметить, что, убедившись в тщетности своих попыток радикальной преобразовательницы, она захотела стать воспитательницей народа. Не трогая основ существующего порядка, она стала действовать на умы.

Это пробуждение умов по призыву власти – едва ли не самый важный, по оценке Ключевского, момент в росте впечатления, какое оставило после себя царствование Екатерины. Считаю, что в наше время общество располагает гораздо большими возможностями воздействовать на умы, но народ убедился, что современные властители далеки от того желания, которым руководствовалась Екатерина Великая: «Слава страны – моя слава. Я была бы счастлива, если бы мои дела этому способствовали». Для них важны либеральные ценности, под которыми они понимают личные корыстные интересы. Желание пойти во власть диктуется не ответственностью перед избирателями, а именно стремлением обогатиться за счет общества.

Заботы первопрестольной

Перелистаем печатные страницы, освещающие многостороннюю деятельность московских властей столетней давности, в том числе журнал «Известия Московской городской Думы», ежедневные газеты «Русское слово», «Русские ведомости», «Московский листок».

В конце 1904 года «Известия Московской городской Думы» сообщали: «16 декабря. Состоялись выборы 152 гласных и 12 кандидатов в гласные Думы на четырехлетие 1905-1908 гг. по шести избирательным участкам».

В начале следующего года в выпуске 4 этого издания читаем: «На первом собрании гласных, избранных на четырехлетие 1905-1908 гг. закрытой баллотировкой шарами городским головой избран кн. В.М.Голицын». При такой информации мысль ученика срабатывает на сопоставление с сегодняшними правилами избрания городского головы, который хотя и называется по-другому – мэром, но по существу им остается.

Уже через три дня, 14 января 1905 г., по инициативе 60 гласных созвано Чрезвычайное собрание Думы. Оно постановило: просить градоначальника при возникновении забастовок, волнений и беспорядков уведомлять городское управление о принятых мерах по охране безопасности жителей и городских предприятий; образовать временную подготовительную комиссию из 15 человек и поручить ей совместно с управой представлять ежедневные доклады Думе о ходе рабочего движения; рекомендовать управе в случае возникновения мирной забастовки рабочих не прибегать к вызову вооруженной силы; ходатайствовать перед высшим правительством: а) об установлении в законодательном порядке условий и форм проявления стачек как мирного средства защиты рабочими своих интересов; б) о предоставлении рабочим права собраний и союзов при соблюдении ими установленного правопорядка.

В феврале 1905 года в Москве забастовали рабочие. «Русские ведомости» от 5 февраля сообщают: «В 2.45 в стенах Кремля на Сенатской площади взрывом брошенного снаряда был убит Великий князь Сергей Александрович. Е.И. Высочество ехал один в карете из Николаевского дворца в генерал-губернаторский дом. Смерть наступила мгновенно. Убийца задержан, начато следствие». В связи с трагическими событиями собралась чрезвычайная сессия Московского губернского собрания.

18 октября на чрезвычайном собрании Думы городской голова огласил Высочайший манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании Государственного порядка».

Манифест 17 октября был подготовлен С.Ю.Витте, подписан Николаем II и опубликован в печати: 1) населению даровались незыблемые основы гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний и союзов; 2) к участию в Думе привлекались те слои населения, которые были совсем лишены избирательных прав; 3) устанавливалось, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы.

Но забастовки и выступления не прекратились. Московские власти в условиях революционных событий 1905-1907 гг. продолжали вести многостороннюю деятельность и заниматься повседневными делами города.

Остановимся подробнее на событиях московской жизни, происходивших в ноябре – декабре 1905 года.

«Известия Московской городской Думы»: 1 ноября. По вопросу об улучшении труда городских рабочих и низших служащих Дума постановила: установить двухнедельный отпуск и два свободных дня в месяц по газовому заводу; выдавать всем рабочим квартирные деньги в размере 5 руб. в месяц; для машинистов, кочегаров, рабочих при регуляторах и занятых непрерывно ввести трехсменный 8-часовой рабочий день, для рабочих при ремонтных мастерских – 9-часовой. Следовательно, московские власти пошли на встречу требованиям бастующих.

«Русское слово»: 10 ноября. Спектакли в городском Народном театре, на Введенской площади, решено не возобновлять приблизительно до Рождества. Помещение театра используется сейчас для митингов и собраний рабочих.

«Русское слово»: 2 декабря. На Остоженке обнаружено подпольное производство бомб и взрывчатых веществ. Пироксилин, глицерин и порох, найденные в квартире, опечатаны. Делавший бомбы арестован.

«Русские ведомости»: 6 декабря – День тезоименитства Е.И.В-ва государя императора Николая Александровича. Во всех храмах были совершены молебствования о здравии и. и. в-в и всего Августейшего дома. Особой торжественностью отличалось богослужение в Храме Христа Спасителя. При пении «Многие лета» государю императору был произведен салют 101 выстрелом с набережной Москвы-реки. В частях войск Московского гарнизона состоялись церковные парады. Город был украшен флагами и иллюминирован. В театрах перед началом представления исполнялся гимн.

«Известия Московской городской Думы»: 14 декабря. Городской голова сообщил Думе об учреждении охраны для защиты имущества обывателей; о приказе не стрелять в ответ на отдельные выстрелы; об оказании санитарной помощи всем раненым без различия.

«Русское слово»: 14 декабря. Город быстро пустеет: из Москвы в уезды разъезжаются крестьяне, рабочие и извозчики.

Из Петербурга на помощь московским войскам прибыли артиллерия и Семеновский гвардейский полк.

«Русское слово»: 16 декабря. С утра стали возвращаться на работу рабочие Лефортовского и Басманного районов. Начала работу Центральная электрическая станция, и в 3 часа дня свет был пущен в квартиры.

Город стал приходить в нормальное состояние: магазины везде открылись, на улицах небывалое оживление, стрельбы в центре города нет, баррикады разбираются.

«Русское слово»: 23 декабря. Распоряжением генерал-губернатора выход газеты «Русские ведомости» приостановлен, касса опечатана, и из нее взяты все деньги (более 50 тыс. руб.), предназначенные для забастовщиков.

«Русское слово»: 24 декабря. В канун праздника Рождества Христова улицы города являли картину обычной предпраздничной суеты и оживления. Возросшие цены на съестные припасы и продукты точно не оказали влияния на настроение обывателей – они толпами ломились за покупками. Торговцы, однако, заметили, что покупатель «сузился». Кто раньше «без индейки не обходился», теперь «перешел на гуся».

В заключение вернемся в наши дни. Сегодняшняя жизнь москвичей требует не менее напряженной и разносторонней заботы городских властей. Здесь, как и сто лет назад, те же проблемы: безопасность, освещение домов и улиц, их уборка, развитие и совершенствование систем водоснабжения, транспорта, канализации, организация медицинских и образовательных учреждений, приютов для сирот и престарелых, поддержка литературы и изящных искусств, науки и образования, здравоохранения и спорта, внимание благотворительности и меценатству. Понимание, что эти заботы направлены на общее благо, – важно для рядовых граждан, так же как и умение власти внушить уверенность в своей решимости и способности удовлетворять потребностям, составляющим общее благо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте