search
main
0

Факультатив. Идеология взаимопомощи

Первые упоминания о том, что государства помогали своим соседям, пострадавшим от стихийных бедствий, относятся еще к эпохе древности. Однако на протяжении большей части человеческой истории государства чаще предпочитали пользоваться чужими проблемами. Отмечено много случаев, когда пострадавшая от стихии страна становилась объектом иностранной агрессии. В наше время государства стали совместно бороться с разбушевавшимися стихиями лишь в середине двадцатого века.

Первые примеры того, как государства мира стали коллективно бороться со стихийными бедствиями, относятся к началу XVIII века, когда европейские страны, принимая соответствующие законы, старались совместно противостоять эпидемиям. Значительные подвижки в этом направлении произошли лишь в конце XIX века. При этом борьба со стихийными бедствиями долгое время находилась на обочине большой мировой политики и вне поля внимания правительств, религиозных и общественных организаций. Объяснялось это достаточно просто: основной ущерб человечеству наносили не наводнения и землетрясения, а войны. Не случайно, что главной задачей ведущих международных организаций, Лиги Наций и ООН, на протяжении десятилетий было предотвращение военных конфликтов и в случае неудачи быстрейшее их прекращение и ликвидация их негативных последствий.

Первая подлинно международная организация, Лига Наций, была основана в 1919 г. после окончания Первой мировой войны для борьбы за мир и безопасность во всем мире. Это было обусловлено уроками страшнейшего на тот момент военного конфликта в истории человечества. Первую скрипку в Лиге играли «великие державы» (изначально в качестве постоянных членов в Совет Лиги входили страны-победительницы – Великобритания, Франция, Италия и Япония, позднее к ним присоединились Германия и СССР). В Конвенцию Лиги Наций были включены 26 пунктов, однако ни один их них не предусматривал, что члены этой организации будут оказывать помощь другим государствам в случае, если произойдет стихийное бедствие. Тем не менее предусматривалось, что возможно обсуждение любых вопросов, которые влияют на мир во всем мире, а также указывалось, что государства-члены будут стремиться к «международному сотрудничеству в гуманитарных целях». Лига достаточно успешно помогала многочисленным беженцам, боролась с работорговлей и наркоторговлей, стремилась оказывать экономическую помощь нуждающимся странам (например, во многом именно благодаря усилиям Лиги Наций была спасена от краха экономика Австрии). Однако уже к 1939 г. Лига практически прекратила свою деятельность: великие державы предпочитали действовать в своих интересах, а не в интересах мирового сообщества. В 1939 г. началась Вторая мировая война, показавшая, что Лига Наций не справилась со своей главной задачей. В 1946 г. Лига Наций произвела процедуру самороспуска, ее имущество было передано Организации Объединенных Наций, созданной в 1945 г.

ООН была объявлена организацией «миролюбивых государств», и вначале многие решения принимались практически единогласно. Но уже в конце 1940-х годов началась «холодная война», которая крайне негативно повлияла на эффективность ООН. Великие державы предпочитали договариваться друг с другом вне рамок ООН, это привело к тому, что длительное время ООН играла вторичную роль в мировой политике. Это также привело к тому, что страны Запада и советского блока, пострадавшие от стихийных бедствий, предпочитали не принимать помощи от своих противников в «холодной войне». Более того, в 1948 г. разразился берлинский кризис: советские войска заблокировали доступ грузов в Западный Берлин, фактически поставив жителей этой части столицы Германии на грань голода. Тогда США организовали «воздушный мост» и доставили в Западный Берлин необходимое продовольствие. В 1948 г. под эгидой ООН была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в уставе которой записано, что она готова оказывать помощь жертвам стихийных бедствий по запросу правительств пострадавших государств.

На протяжении десятилетий ООН концентрировалась на миротворческой деятельности, однако с начала 1970-х годов начала уделять значительно больше внимания помощи слаборазвитым странам, борьбе с эпидемиями, голодом и т.д. ООН разработала механизмы, в рамках которых «богатые» страны могли оказывать помощь «бедным». Благодаря этому удавалось избежать политических, религиозных, этнических противоречий, существующих между странами и народами.

После окончания «холодной войны» ООН начала уделять намного больше внимания борьбе со стихийными бедствиями. В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая предписывала концентрировать усилия международного сообщества на предупреждении и борьбе со стихией. Тогда же ООН объявила о Десятилетии борьбы со стихийными бедствиями – страны мира, чьи усилия координировались структурами ООН, должны были объединить свои силы. Тогда же в иерархии ООН было создано Управление по координации гуманитарной деятельности, возглавляемое Координатором чрезвычайной помощи. По состоянию на 2004 год, в штате управления было около 700 человек. К концу 2004 г. 80% государств мира внесли соответствующие изменения в свои законодательства, разработали стратегию противостояния стихийным бедствиям и т.д.

В случае стихийного бедствия оперативные учреждения ООН предпринимают оперативные усилия для оказания помощи пострадавшему населению. Две структуры ООН несут основную ответственность за эти действия: Управление по координации гуманитарной деятельности и Программа развития ООН. Такая помощь включает продовольственную помощь, предоставляемую через Всемирную продовольственную программу; кров и защиту, обеспечиваемые управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; чрезвычайную помощь матерям и детям, предоставляемую Детским фондом Организации Объединенных Наций, и т.д. Практически вся гуманитарная помощь ООН финансируется за счет добровольных взносов: за период с 2001 по 2004 г. ООН удалось собрать на эти цели около 1,4 миллиарда долларов, что позволило оказать помощь 44 млн. человек.

Показательно, что ныне государства и народы мира стараются оказывать немедленную помощь пострадавшим от природных катаклизмов вне зависимости от того, где они произошли. В 1995 г. США оказали масштабную продовольственную помощь Северной Корее, в которой начался голод, несмотря на то что отношения между двумя странами были весьма напряженными. Показателен пример наводнений 2002 г. в Европе. Тогда беспрецедентные осадки привели к тому, что из берегов вышли такие реки, как Дунай и Эльба. От наводнений серьезно пострадали Чехия, Германия, Польша, Венгрия, Словакия, Австрия. В общей сложности погибли более 100 человек, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома, экономический ущерб достиг 15 миллиардов евро. Любопытно, что помощь пострадавшим оказывали даже жители «бедных» стран – правительство Шри Ланки с этой же целью передало пострадавшим 2 тонны отборного чая.

Впрочем, газета Independent указывает, что обещанная помощь зачастую не доходит до адресатов. К примеру, международные доноры в 2003 г. пообещали выделить жертвам землетрясения в Баме (Иран) 32 млн. долларов – де-факто было получено 17,7 млн. Жертвам урагана «Митч» в Центральной Америке было обещано 9 млрд. долларов – реально они получили около 3 млрд.

Вильгельм ВОЛКОВ (По сообщениям агентства Washington ProFile)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте