search
main
0

Евроремонт для старых стен . В Чувашии готовы к финансовой самостоятельности

Чувашия – один из тех продвинутых в плане модернизации регионов, который приводит в пример министр образования России Владимир Филиппов. Вот и в отработке механизма норматива бюджетного финансирования (НБФ) она опередила остальные регионы. Зачем это надо республике и что из этого вышло, мы решили выяснить на месте.

Досье «УГ»Информация к размышлению:На 2003 год норматив составил в республике: по селу – 5999,5 рубля на ученика, а по городу – 4202,5 рубля.Комментарий заместителя министра образования ЧР Светланы Петровой:- Конечно, нынешний республиканский норматив – это минимум, который наш бюджет сегодня способен обеспечить школе. Но если предложение председателя нашего думского комитета Александра Шишлова пройдет и депутаты законодательно примут решение о едином нормативе по стране, то он, по-моему, должен быть на уровне 14-15 тысяч рублей в год.

Денежки счет любят

Эффективность механизма НБФ в республике поняли еще в конце 90-х. Но если думаете, что шли к нему легко и просто, то вы заблуждаетесь.

В июне 1998 года правительство республики приняло закон «О республиканских нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений ЧР». Однако как заставить закон работать? Где найти деньги на обучение главных менеджеров учебных заведений – директоров, на целый штат школьных бухгалтеров? Для этого в конце 90-х годов Чувашия приняла участие в проекте «Реформа системы образования» Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который как раз давал крупный кредит под гарантию перехода всех учебных учреждений на нормативное подушевое финансирование. Между прочим, от всей огромной России под это требование подошли только три региона – Самарская область, Ярославль и Чувашия. Все три отвечали разным условиям: Чувашия как дотационная республика, Самарская область как самодостаточный регион и Ярославль – как что-то промежуточное между ними.

Оба «конкурента» и сравнить с абсолютно дотационной Чувашией нельзя. Однако она вместе с продвинутой Самарой и выиграла тендер МБРР и получила солидный займ – 9,680 миллиона долларов. Часть этих средств планируется потратить на совершенствование методики расчета НБФ, семинары по введению механизма подушевого финансирования, а также по переводу бухгалтерий на самостоятельный баланс и семинары по совершенствованию нормативно-правовой базы системы образования и т.д.

При этом процесс введения НБФ оказался тесно завязан с другими образовательными программами республики.

– В Чувашии действует комплекс программ, имеющих целью модернизацию учебных учреждений, – подтвердила нам зам. министра образования республики Светлана Петрова. – Это президентские программы «Сельская школа», «Новая школа», «Школьный автобус», которые были начаты на региональные деньги. Проект МБРР – хорошее продолжение этих целевых программ. Так, программа «Сельская школа» способствовала реструктуризации малокомплектных школ и появлению полнокомплектных. А в их становлении большую роль играет финансовая самостоятельность.

Но ведь чего стоит финансовая самостоятельность школ в разрушенных стенах? Поэтому в задачи проекта «Реформа системы образования» помимо отработки и усовершенствования НБФ входят полное обеспечение современных учебных учреждений. На деньги МБРР 27 базовых школ и 11 училищ республики получат новые компьютерные классы, спортинвентарь, мастерские, мебель и т.д. А также проведут евроремонт. Это один из пунктов программы Чувашского республиканского фонда образования (ЧРФО), созданного специально под реализацию механизма НБФ.

Это о проблемах, с которыми столкнулись республиканские власти с введением НБФ. А их немало. В частности, нехватка бухгалтеров в школах, которые не идут туда из-за низкой зарплаты. Тем не менее на 1 июля этого года в республике насчитывается 82 самостоятельные бухгалтерии в школах, 17 – в дошкольных образовательных учреждениях, 8 – в учреждениях дополнительного образования. Кустовых бухгалтерий на несколько школ пока 3. Все три в столице республики, в Чебоксарах. Однако главная проблема – в менталитете управленцев от образования. Но она решается.

– Некоторые директора школ, в силу возраста или непривычки к самостоятельности, неохотно встретили процесс модернизации, – признались нам сотрудницы ЧРФО Жанна Бухаринова и Наталия Гердо. – Но за три года была проведена большая социологическая работа: социологи выясняли плюсы, минусы модернизации, социальные последствия. Сейчас умы людей повернулись в нужном направлении.

Так ли это? Чтобы убедиться в сказанном, мы попросили отвезти нас в сельские школы, куда прогресс обычно заглядывает в последнюю очередь. Подчеркнем, потемкинских деревень нам показывать не стали.

«Если не я, то кто-то другой займет эту нишу»

Калининской средней школе Вурнарского района, куда мы приехали, механизм НБФ еще только предстоит освоить – она перешла на самостоятельный баланс с начала нового учебного года.

– Школа старая, но по проекту модернизации здесь все должно измениться – наше здание станет базовой школой, ведь к нам ездят из 18 окрестных деревень, – уверена директор Татьяна Ефимова.

Шикарным здание школы не назовешь – и деревянные полы кое-где пришли в негодность, и «удобства» во дворе, да и оборудование бедное. Но все чисто и опрятно. Нам с гордостью показывают столовую, в которой новенький пол из монолитных плит. Ремонт вышел почти бесплатным: пол настелили с помощью школьников, которых привлекли через центр занятости, заплатив за работу. А плиты и вовсе достались бесхозные – они остались со времен строительства трассы Уренгой-Помары-Ужгород. Вот так – собственной смекалкой и трудом – и живет школа. Пришкольный участок снабжает детей и учителей свежими овощами и фруктами. Под солидный урожай – одна картошка занимает 2 гектара – понадобилось овощехранилище, которое они тоже сумели построить, частично при помощи района. А в прошлом году они собрали урожай на 90 тысяч рублей.

– Могли бы продать, но решили, что лучше накормим школьников, – делится секретами выживания директор. – Благодаря республиканской дотации и собственному участку мы бесплатно кормим 363 ребенка. Денег с родителей – а здесь все живут бедно – даже в трудные времена мы не брали.

Главное, что школа готова к модернизации с «содержательной» стороны. Для коллектива из 32 педагогов – трое заслуженные учителя республики, согласитесь, неплохо, еще семеро имеют высшую квалификацию. Но главное – школа выиграла конкурс на право стать базовой, доказав, что в учебном, воспитательном и методическом планах она готова к этому лучше всего. Так, в Калинской школе есть картинная галерея, где каждый может полюбоваться шедеврами… Леонардо, Пикассо и Рублева. Репродукции знаменитых картин – не просто украшение интерьера. Учительница английского Зинаида Еремеева после уроков готовит гидов, способных провести экскурсию по картинным галереям мира (а свою экспозицию Еремеева время от времени меняет) не только на русском, но и на английском языке. Может быть, именно из-за высокого творческого потенциала школа уже неоднократно выбиралась как место проведения различных выездных курсов для учителей со всей республики. Здесь постоянно готовы учиться чему-то новому.

– Я поняла, что если не я, то кто-нибудь другой займет эту нишу, – переиначила известную поговорку Ефимова. – Если мы сейчас не модернизируемся, в будущем у нас не будет перспективы. Будет у нас базовая школа – больше возможностей появится давать углубленные знания, дополнительные образовательные услуги. Вот сейчас у нас только 5 компьютеров, еще 11 должны поступить – уже сейчас планируем сделать компьютерный, полностью оснащенный класс.

Планы здесь строят большие – оснастить спортзал и столярную мастерскую, и на этом останавливаться не собираются.

– Для этого нам и нужна самостоятельная бухгалтерия, без нее никуда, – считает директор. – Мы не хотим, чтобы наши деньги уходили на кого-то другого. Вот еще бы найти толкового бухгалтера…

Особенно он понадобится, когда на счет школы начнут поступать средства, оговоренные в проекте «Реформа системы образования». А это очень немаленькая сумма – 480 тысяч рублей из займа Мир-банка и 120 тысяч рублей из районного бюджета.

Но это в будущем. А что в настоящем?

Как дружить с попечителями?

За положительным опытом в действии нас повезли в Моргаушский район, ставший одним из трех пилотных районов республики в реализации проекта. Калайкасинская средняя школа – не простое учебное учреждение. Она входит в ассоциацию образовательных учреждений, которая состоит еще из Шомиковской основной школы, Шатракасинской основной школы и школы-сада. В ассоциации учатся дети из 25 окрестных деревень. Здание в Калайкасах большое, основательное, а на табличке название школы на 3 языках – русском, чувашском, английском. Насчет английского – это не просто бравада – обучение иностранным языкам ведется с младших классов.

Но вообще-то ассоциации и образовательные центры (школа плюс библиотека, ДК и филиал учреждения дополнительного образования) – институты в районе привычные. Их тут аж с 1997 года создавать начали. А «виноват» в такой прогрессивности глава района Валерий Вязов. Внимание: расходы на образование в районном бюджете составляют 57%. Больше половины всего бюджета. Нет, вы видели, чтоб деньги на образование так – в хорошем смысле – транжирили?

– Я не трачу, а экономлю, – сурово поправил нас Валерий Иванович. – У нас в районе было полно малокомплектных школ и детсадов – в Ильинке, например, в детсад ходили по 15-20 детей вместо 140. Ну и кому нужен такой перерасход средств?

А 1 сентября 1997 года Валерий Иванович своим личным решением главы района перевел все школы района – 15 средних, девятилетку, 2 основных, 1 детсад и 1 школу-сад – на самостоятельный баланс. Так что экономить с умом здесь умеют. Поэтому и перешли все школы района на газовое отопление.

– Раньше школа тратила в среднем 470 тысяч рублей в год только на уголь, а его еще надо было завезти, платить зарплату 6-7 кочегарам, – со знанием дела пояснил нам глава управления образования района Валерий Михайлович Васильев. – Газ же обходится в 180 тысяч, да и топочную обслуживают всего два человека.

Как же распределяется НБФ в Калайкасинской школе? Оплата коммунальных услуг (очень экономная, как видим), питание отнимают не так много средств. По признанию директора Михаила Толстова, 65% идет на фонд заработной платы. В районе действует система надбавок директорам и педагогам. Своим учителям Толстов доплачивает за углубленное обучение предметам: в школе профильное обучение. На ремонт бюджетных средств здесь вообще стараются не тратить. На это есть попечители. И работать с ними здесь умеют.

За счет попечителей в школе появился новенький методкабинет для учителей, отремонтировали и оснастили спортзал. К спорту тут вообще неравнодушны: здесь и кубок республиканской газеты «Хыпар» разыгрывают, и собственную лыжную эстафету памяти чемпиона ЧР по зимнему многоборью Юрия Федотова организовали. Интерьер спортзала, кстати, получился примечательный: наверху, без излишней назойливости, стены расписаны логотипами… спонсоров – Моргаушской птицефабрики, например. И спонсорам приятно, и школе польза – как после этого не захотеть еще чего-нибудь для ребятишек сделать. Директор старается поощрить педагогов – за счет попечителей из республиканского филиала «Интуриста» организовал поездку учителей по Золотому кольцу.

Умеет школа и зарабатывать. В прошлом году внебюджетные средства составили 132 тысячи рублей – во-первых, школьники по договору помогают местному совхозу выращивать урожай, во-вторых, развита система дополнительных платных услуг. Тратят их на большой ремонт, поощрение педагогов, проведение интересных мероприятий.

Кстати, «счетоводу» Толстов доплачивает из внебюджетных средств. Он высчитал собственную формулу – зарплата «главного по денежкам» должна быть не меньше 85% от директорской зарплаты. Только так экономисты пойдут в школу. Прежний бухгалтер с финансовым механизмом не справился. Нынешнего бухгалтера, молодую выпускницу экономико-технологического колледжа Валентину Волкову, Михаил Юрьевич холит и лелеет. Недавно поставил ей новенький компьютер – пусть только учится.

Благо в республике предусмотрены обучающие семинары. Только что в августе прошел семинар по введению механизма подушевого финансирования, а в октябре школьных экономистов будут учить непосредственно переходу бухгалтерий на самостоятельный баланс.

В общем, работа по формированию нового экономического механизма в республике набирает обороты. Система образования мобильна, а люди открыты для эксперимента. Трудностей, похоже, здесь не боятся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте