Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Евгений Вирячев, Вологда: Сколько сегодня педагогов с новыми педагогическими идеями и особым взглядом на проведение урока?.

Дата: 25 апреля 2013, 17:26
Автор:

Искусство творения урока уже много десятилетий вертится не по спирали, а по кругу! Это тупик. Осталось только дождаться того «малевича», который «сведёт всё в нуль», проведя черту между новой и старой педагогикой.

В Вологодской области завершился десятый юбилейный конкурс «Учитель». Победителем стала яркая обаятельная молодая учительница. Да и сценические уроки финалистов казались лёгкими, красивыми, пусть иногда чуть наивными, или, скорее, забавными, но от этого даже более понятными и близкими. Но не было открытий. Новых педагогических идей. Особого взгляда на проведение урока. Свежих методических приёмов. А если и были, то не раскрыты до признания всеми присутствующими их несомненной актуальности. Впрочем, та же картина наблюдается и на российских финалах последних лет – тасуется старая колода методологических карт, победители – харизматики и эрудиты, но не изобретатели и низвергатели учебных традиций. То же в Интернете – миллион поурочных разработок, а взять, по большому счёту нечего. И вот ко мне, мирно дремавшему в зрительном зале, медленно стали приплывать странные ассоциации. В начале двадцатого века русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой школьник, выполнить – да, придумать – нет. Так родился «Чёрный квадрат», о котором критики писали: «Конец искусства, невозможность его, ненужность! Это не просто шутка, не просто вызов, не случайный эпизод, а один из актов самоутверждения того начала, которое приведет всех к гибели». Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете. Небрежным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым. По его собственным словам, он «свел всё в нуль». Методика преподавания – ещё тот «чёрный квадрат»! С одной стороны, бездонная и таинственная, как тьма колодца. С другой – узнаваемая всеми, так как помнится с раннего детства. Человеку дают подзатыльник, он оборачивается, тут-то ему и суют пачку знаний, а потом непременно ждут ещё и благодарности (иначе это не педагогика). Если же кто-то возмущается таким подходом, его объявляют идиотом и поясняют, что всё школьное образование и заключается в передаче такого «знания» таким именно путём. «Подзатыльник» – как совокупность всех учительских приёмов, описанных в многочисленных учебниках, брошюрах, сборниках, на сайтах, которые повторяют друг друга, как доски в заборе (которые, в общем-то, разные, но подогнанные под один размер и выкрашенные в единый цвет). Где-то я слышал, что все популярные мелодии, придуманные разными композиторами в разные времена, имеют в своей основе либо мотив «Цыганочки», либо – «Семь сорок». Другие очень редко становились шлягерами. Учитель влияет на сознание ученика либо рассказом, сказкой, песней, былью и так далее, затрагивая его чувства, либо задачей, теоремой, опытом и прочее, возбуждающими его интеллект. Так идёт со времён Коменского. Изменились детали, принцип – нет. Вся суть педагогики – заставить ученика что-нибудь понять и что-нибудь почувствовать (ведь сам он не может на это сподобиться!). Хотя слово «заставить» не вписано ни в один стандарт, везде – «создать условия». И мы создаём эти условия, переставая замечать, что условия давно уже создают нас (потому что прописаны в ФГОС). Это мы – доски в заборе под названием массовое школьное образование, которое, согласен, успешно решает много задач, в первую очередь – социальной адаптации ребёнка в обществе (в том, в котором мы, увы, живём), но искусство творения урока уже много лет, десятилетий, столетий(?) вертится не по спирали, а по кругу! Это тупик. Осталось только дождаться того «малевича», который «сведёт всё в нуль», проведя черту между новой и старой педагогикой. …Я сидел в зрительном зале на конкурсе учительских талантов и воображал – вот сейчас выйдет на сцену педагог и покажет им всем «чёрный квадрат». Примерно это будет выглядеть так. Чёрный квадрат на экране. Учитель: какую цель мы поставим сегодня на уроке? Ознакомиться с чёрным квадратом? Молодцы. Чёрный квадрат чёрный и квадратный. Вы согласны? Вы можете со мной поспорить! Зачем он понадобился нам сегодня? Правильно, без него не было бы этого урока. Он заполнил содержанием наше занятие. В этом – его единственный смысл. Перейдём к рефлексии: что вы осознали? Что чёрный квадрат чёрный и квадратный и он нам нужен просто позарез. Всем спасибо, урок окончен. «Конец искусства, невозможность его, ненужность!»

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда

В статье использованы цитаты из рассказа Татьяны Толстой «Квадрат».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt