Путешествие в Европу для меня – это еще и возможность ощутить исторические события, которые здесь будто сошли со страниц школьного учебника прямо на городские площади, где в граните и бронзе замерли немые свидетели прежних эпох.
Чем хорошая поездка отличается от всех других? Тем же, чем стоящая книга или успешный урок: они рождают мысли Мысли, окрашенные чувствами Зайдите завтра в класс и попросите перечислить русских гениев Сколько назовут после Пушкина? Я пробовал Хватило пальцев на одной руке Но такой-то патриотизм мы можем созидать! Это ведь не самая трудная задача собое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и народу» Горит, горит звезда моих полей В школьном учебнике ответа я не нашел Непростое это понятие Как и сам человек Это продолжение путевых записок нашего автора Начало читайте, пожалуйста, здесь http://wwwugru/insight/153 Окончание следует
Памятник от слова «память». Подойдя к монументу, человек вспоминает то или иное событие. Из сотен изваяний Будапешта больше других меня привлекла простая стела, на которой не было ни единого слова. Только число: 1956.
В этот год случилось венгерское восстание, подавленное советскими танками. Венгрию не отпустили из лагеря социализма.
Возглавил мятеж Имре Надь – председатель совета министров. В этой должности он пробыл менее двух недель. Был арестован после прихода советских войск, осужден «за государственную измену» и позже повешен. Сейчас это национальный герой, ему воздвигнут памятник в столице в виде мостика, на котором стоит человек – Имре Надь. Мостик – символ перехода его на сторону восставшего народа.
Не все в Венгрии знают, что Надь во время Первой мировой войны в качестве военнопленного попал в Россию, принял большевизм, сражался в рядах Красной Армии, дружил с Бухариным, за что был арестован, выжил благодаря сотрудничеству с НКВД, а говоря прямо – доносам. Невероятный факт, больше похожий на легенду, – Имре Надь участвовал в расстреле царской семьи (версия из книги Эдварда Радзинского «Николай II: жизнь и смерть»). Императора России с детьми, женой и прислугой, как известно, расстреляли в 1918-м. Ровно через тридцать лет, в 1958-м, казнили Надя. Бумеранг вернулся.
На исходе венгерского бунта Имре Надь укрылся в югославском посольстве. Сдал его новым старым властям коллега-коммунист Янош Кадар, занявший его место и ставший на долгие годы лидером страны и Героем Советского Союза.
В одну из ночей 2007 года на центральном кладбище города Будапешта неизвестными была вскрыта могила Яноша Кадара и похищены его останки. На склепе была оставлена надпись: «Убийце и предателю нет места в святой земле!»
На чужбине порой лучше видна та история нашей страны, которая отразилась в судьбах других народов, как в осколках страшного разбитого зеркала.
Русский народ всегда жил в империи. Поэтому имеет имперский характер. Мы не можем не гордиться тем огромным многонациональным куском территории, который отхватили от мирового пирога наши праотцы и прадеды. Но мы еще имеем способность быстро прощать наших недругов, так сказать, монаршей милостью. Мы легко общаемся с немцами, забыв про двадцать семь миллионов загубленных душ. С американцами, из-за которых мы надорвались в холодной войне, обрушив «союз нерушимый…» Грузины спокойно гуляют по нашим улицам, хотя всего три года назад наши страны были в состоянии войны. Великодушные….
Другое дело – маленькие европейские нации. В Прибалтике за первые годы независимости постарались стереть с лица земли любое упоминание о бывшем советско-российском присутствии. В Польше не могут поверить даже после расшифровки черных ящиков, что их президент разбился на самолете без помощи «руки Москвы». Ведь летел-то он в Катынь! – место казни тысячи поляков пулями НКВД.
Вот и в Венгрии, русские – не освободители от фашистских захватчиков, а «оккупанты». Сказать по правде, я этого как-то особо не заметил. Но в самолете на обратном пути другие туристы рассказывали, как их отказывались обслуживать в каком-то магазине, как в другом отвечали на все вопросы демонстративно по-венгерски… Да, такое бывает. Почему?
Английская «Tаймс» в статье о 50-й годовщине венгерской революции пишет, что «восстание 1956 года было самым кровавым событием в Европе после Второй мировой войны». Четыре тысячи венгров убиты, почти 30000 брошены в тюрьмы. Вряд ли такое забудется даже спустя полвека.
В учебнике ОБЖ 11-го класса в главе о патриотизме сказано просто, без затей – должны любить свою Родину! И приведены исторические примеры героизма русских солдат. И все.
Я-то себя считаю патриотом (особенно за границей), но отдать сегодня жизнь за Отечество в цивильной Европе затруднительно, разве что сигануть с триколором в руках с горы Гелерт в зеленый Дунай. Да, любовь к Отчизне ярко проявляется в актах жертвоприношения, в ратных подвигах. А повседневный будничный патриотизм, без героизма, – он в чем выражается? Его можно найти в школьных учебниках?
Вот вам задачка:
Старый венгр в купальне Сечень, хорошо говорящий по-русски, в разговоре со мной был скуп на слова, но откровенен: «Гитлера вы прогнали, да, но остались вместо него. Для нас вы все оккупанты». На мое замечание, что многие его соплеменники вспоминают советский период Венгрии как благополучный и относительно благоденствующий в отличие от нестабильности сегодняшнего дня, старик, не задумываясь, отрезал: «Да, раньше было лучше, но вы все равно агрессоры».
Что мне ему было ответить? Может быть, напомнить, что это Венгрия напала на нашу страну в сорок первом и сражалась как верный союзник Германии до апреля 1945-го.
И что кровь в 1956-м пролилась еще до появления советских танков на улицах Будапешта, когда начались массовые репрессии против коммунистов, напоминающие суд Линча, анархия и зловонное дыхание начинающейся гражданской войны.
А может, наоборот, сказать старику: «Простите нас. «Ибо не ведали, что творили…» Живите с миром. И с долгожданной свободой»?
Какой ответ вы бы выбрали? И какой ответ отличает патриота?
Вторая задачка:
55 лет назад, 7 ноября 1956 года, в день празднования очередной годовщины Великого Октября, ярославский школьник Виталий Лазарянц на демонстрации, проходя перед трибуной с партийным руководством, развернул самодельный плакат, на котором было написано: «Требуем вывода советских войск из Венгрии!»
Поступок десятиклассника в стране с тоталитарным режимом стоил ему приговора «за антисоветскую агитацию и пропаганду» и трех с лишним лет в мордовском лагере, где Виталий «закончил» образование, познав неподъемную работу, карцер, унижения. Репрессиям подверглись и его родители. Отца, директора одного из НИИ, как и мать, директора школы, поснимали с должностей за некоммунистическое воспитание сына (но никогда – и во время свиданий, и после того как Виталий вышел на свободу – они ни разу его не упрекнули).
Кто же Виталий Лазарянц – патриот-одиночка, который крикнул миру о том, что в России есть люди не «сцепленные одной цепью»?
А наши ребята, оставшиеся лежать в чужой земле, потому что были верны присяге, – около 700 погибших солдат и офицеров, 1500 раненых (данные историка Чарльза Гати) – они не патриоты?
Трудность этих задачек в том, что инструмент для решения находится в разных исторических эпохах, а мы живем всегда в одной.
Читаю разные определения патриотизма. Например: «…любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».
Согласно этому истолкованию солдаты-интернационалисты – патриоты (бились за интересы Отчизны), а Лазарянц – нет (чихал он на эти интересы, у него свои принципы!).
А может, наоборот? Солдаты не смели нарушить приказ, опасаясь за свою судьбу – «частный интерес», а Виталий-то думал как раз о Родине, только не о той – 56-го года «разлива», а о той, которая пробивалась еще сквозь время и официальную идеологию, как сквозь чертополох, благодаря Солженицыну, Сахарову, Боннэр, другим, и в том числе ему – ярославскому школьнику Лазарянцу. Крамола? С точки зрения ОБЖ – полная.
А вот другой вариант: «Патриотизм предполагает гордость достижениями своей Родины…»
В Венгрии каждый школьник знает своих знаменитых сограждан. Так меня заверили местные учителя. А список больших имен маленькой страны немаленький.
Нобелевскими лауреатами стали тринадцать ученых венгерского происхождения. Венгрия – родина «отца» водородной бомбы Эдуарда Теллера, «отца» электронно-вычислительной машины Яноша Нойманна, первого в мире «реакторного инженера» Ене Вигнера, композиторов Ференца Листа и Имре Кальмана. Венгры изобрели спички, вертолет (Оскар Ашбот, одновременно с Игорем Сикорским, кстати, русским по происхождению), шариковую ручку, автобус «гармошку», всем известный кубик Рубика и много еще чего. Относительно численности населения страны – венгры дали миру всех больше гениев. Так учат в венгерских школах (по приезде домой залез в Интернет – похоже на правду).
Зайдите завтра в класс и попросите перечислить русских гениев. Сколько назовут после Пушкина? Я пробовал. Хватило пальцев на одной руке. Но такой-то патриотизм мы можем созидать! Это ведь не самая трудная задача.
Еще один вариант определения патриотизма: «…особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и народу».
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
(Николай Рубцов, вологжанин)
Кто же такой патриот? Тот, кто любит свою землю безоглядно, отметает упреки с ходу и верует в ее Божье предназначение? Или тот, кто видит не только доблести, но и пороки своего народа, при этом не снимает с себя ответственности за все, что происходило когда-то, пусть до его рождения, и что еще будет происходить, пусть без его влияния?
В школьном учебнике ответа я не нашел. Непростое это понятие. Как и сам человек.
Об авторе:
Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда
Внимание!
Это продолжение путевых записок нашего автора. Начало читайте, пожалуйста, здесь http://www.ug.ru/insight/153. Окончание следует.
Комментарии