Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Евгений Вирячев, Вологда: А есть ли в педагогике запретное? То, что чрезвычайно опасно, но страсть как хочется познать? Хотя бы раз.

Дата: 11 ноября 2012, 23:34
Автор:

Одно из лучших произведений короля ужасов Стивена Кинга – рассказ «Долгий джонт». Действие происходит в далеком будущем после изобретения «джонта» – телепортации (мгновенного перемещения людей в пространстве).

Семья – отец, мать, дочь, сын – оправляется на Марс. Пока служба джонтирования подготавливает других пассажиров к джонт-прыжку (дает усыпляющий газ), отец решает рассказать своим детям об истории изобретения  телепортации. Самой важной особенностью является то, что люди не могут ее совершать в бодрствующем состоянии. Это ведет к безумию и скоротечной смерти. «Там Вечность!» – только два слова успел сказать один из добровольцев-испытателей. Судя по всему, секундное перемещение «здесь, оказывалось невероятно длинным по времени «там», и не только по времени… Для спящих же людей процедура перемещения абсолютно безвредна и молниеносна. Отец старается своим рассказом успокоить детей –  в отличие от него они джонтируются в первый раз.

К несчастью, глава семейства оказался искусным рассказчиком, а один из его детей – редким слушателем. По прибытию на Марс все попутчики с ужасом обнаружили обезумевшего мальчика-старика, вырвавшего себе глаза. Сын обманул персонал, притворившись спящим, и прошел джонт бодрствуя…

В рассказе несколько смыслов. Мне, как человеку из образования, наиболее интересен тот факт, что желание мальчика познать неизведанное оказалось сильней инстинкта самосохранения! Удивительно? Да. Если забыть, что все современные дети знают, к примеру, опасность алкоголя и никотина, но многих ли это останавливает?

Интересно, если на учебниках математики писать «Алгебра убивает!» (как на пачках сигарет), на сколько процентов увеличится средний балл ЕГЭ?

Другой вопрос: а есть ли в педагогике запретное? То, что чрезвычайно опасно, но страсть как хочется познать? Хотя бы раз.

Возможно, для кого-то из учителей это полное подчинение своих подопечных. Или их неудержимое восхищение и почитание. Кто-то мечтает: пусть они смотрят на мир моими глазами, выполняя мои жизненные постулаты всегда и везде! Один грезит о «глине» в руках, другой – о «чистом холсте» и «тонкой кисти», а кому-то подавай «отбойный молоток»… Но в конечном счете все сводится к тому, чтобы иметь возможность изменять детское сознание, желательно быстро, легко и надежно.

Само по себе это стремление легко объяснимо для ответственного и увлеченного педагога. Но менять под себя окружающий тебя мир! (А дети – часть этого мира.) Не является ли это чем-то вроде помешательства? «Учитель Вселенной» спаситель или монстр?

«Дольше, чем  ты думаешь! Дольше, чем  ты можешь себе представить! Намного дольше! О, папа!» – были последние в жизни слова несчастного ребенка, проникшего в тайну. Идеальный ученик! Готовый пожертвовать всем ради познания. А его онемевший от горя отец – идеальный учитель, сумевший зажечь так, что… спалил все.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt