search
main
0

Евангелие от педагога Программа по изучению христианских мотивов и жанров в отечественной классике на уроках литературы в 5-9-х классах

В последнее время мы наблюдаем возрастающий интерес и активное стремление к новому изучению тех нравственных христианских ценностей, которые в силу многих причин долгое время оказывались невостребованными. Это находит отражение во всех сферах жизни нашего общества. Особенно тесно связана православная духовная культура с возникновением и развитием литературы. И возврат к ее изучению помогает нам более полно понимать творчество, казалось бы, уже хорошо известных нам поэтов и писателей. Слова философа начала XX века Н.А.Бердяева о том, что вся русская литература “ранена христианством” лишь подтверждают необходимость уместного изучения христианских мотивов в русской литературе вне зависимости от типа учебного заведения. Помимо более подробного изучения творчества тех или иных поэтов и писателей, работа с христианскими мотивами играет существенную роль и в духовно-нравственном воспитании детей. Таким образом, можно отметить, что актуальность данной темы обусловлена двумя взаимозависящими факторами: стремлением к более полному изучению творчества поэтов и писателей и проблемами духовно-нравственного воспитания, что тесно связано с возрождением интереса к православной духовной культуре.

Цели. Формирование у школьников представлений о библейских сказаниях, евангельских притчах, религиозной литературе; освоение учениками знаний об использовании христианских мотивов в творчестве поэтов и писателей; формирование умений интерпретации канонических текстов.
Программа рассчитана на 22 часа и предполагает систематическое последовательное изучение курса в течение пяти лет (5-9-е классы). Она содержит в себе темы изучения христианских мотивов в творчестве тех или иных поэтов и писателей, опирается на базовую программу изучения родной литературы в 5-9-е классах, дополняя творчество указанных авторов.
Возникновению данной программы послужил все возрастающий интерес к изучению традиций православной духовной культуры, оказавшей огромное влияние на создание и развитие русской литературы.
В 5-м классе дети знакомятся с Библией, получают представление о библейских сказаниях и евангельских притчах. Изучение первоисточников необходимо для дальнейшей работы с текстами, которые содержат в себе эти мотивы. Ребята должны иметь четкое представление о том, что такое религиозная литература, на доступном для них уровне.
В 6-м классе идет ознакомление с духовной литературой различных жанров. Ученики осознают ее особенности, понимают, как может духовная литература использовать канонические тексты (на примере использования текстов молитв).
В 7-м классе ребята продолжают работу в этом направлении, более серьезно анализируя переложения канонических текстов поэтами XVIII века (на примере псалмов).
В 8-м классе ученики ведут аналогичную работу на более высоком уровне, исследуя отдельные стихотворения поэтов XIX века.
В 9-м классе ученикам предлагается для серьезного анализа каменноостровский цикл лирики А.С.Пушкина. Ведется индивидуальная работа по написанию экзаменационных рефератов, изучению христианских мотивов в лирике выбранных ими поэтов XIX века. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно с поэтическими текстами, при необходимости прибегая к консультации педагога.
Освоение школьниками начиная с 5-го класса определенных знаний об использовании христианских мотивов в творчестве поэтов построено по принципу постепенного усложнения, что дает им возможность развивать свои способности и совершенствовать работу по анализу стихотворного текста.
Данная программа находится в стадии усовершенствования, она может быть дополнена изучением других тем. Указанное количество часов и распределение тем по классам может быть изменено в соответствии с требованиями учителя, работающего по данной программе.
5-й класс.
Библия. Библейские сказания.
Библия как книга книг. Ветхозаветные истории. “Давид и Голиаф”, “Мудрость Соломона”, “Пророк Даниил” и другие по выбору учителя и учеников. Нравственные ценности в Ветхом завете. Новый завет. Евангельские притчи. “Притча о сеятеле”. Отличительные черты притчи, ее нравственное значение.
“Сказание о Борисе и Глебе”.
Житийная литература и ее особенности. Первые святые земли Русской, их связь со Смоленщиной. Послушание, смирение и кротость как нравственные качества братьев.
6-й класс.
Духовная литература.
Понятие о духовной литературе, ее тематика, особенности.
Религиозные мотивы в стихах русских поэтов.
Понятие мотива. Молитва Господня и ее отражение в стихотворении А.С.Пушкина “Отец людей, Отец Небесный”. Влияние молитв на стихотворения А.С.Хомякова “К детям”, П.А.Вяземского “Молитва ангелу-хранителю”, К.Романова “Молитва”. Выражение собственных переживаний поэтами в стихотворениях такого рода.
7-й класс.
Использование библейских канонических текстов поэтами XVIII века.
М.В.Ломоносов. “Преложение псалма 1”, “Преложение псалма 26”, “Преложение псалма 145”.
Г.Р.Державин. “Властителям и судьям” (псалом 81).
Особенности тематики данных стихотворений, общее и различное в канонических и художественных текстах, нравственные вопросы, затронутые в этих стихотворениях.
8-й класс.
Христианские мотивы в лирике поэтов XIX века.
П.А.Вяземский. “Любить. Молиться. Петь.”, Н.М.Язанов. “Молитва”, Д.В. Веневитинов. “Моя молитва”. Отражение в подобных стихотворениях религиозных переживаний поэтов, творческое использование и переработка канонических текстов молитв. А.С.Пушкин. “Свободы сеятель пустынный”, “Пророк”. Отражение личного мироощущения поэта в этих стихотворениях, влияние евангельской притчи о сеятеле и других библейских материалов. М.Ю.Лермонтов. “Когда волнуется желтеющая нива”, “Выхожу один я на дорогу”, “Молитва”. Примирение бунтующей личности поэта с миром, особенности данных стихотворений.
9-й класс.
А.С.Пушкин. Каменноостровский цикл лирики.
Особенности последнего периода жизни поэта. Характеристика каменноостровского цикла лирики В.С.Баевским. Стихотворения “Отцы пустынники и девы непорочны” и великолепная молитва Ефима Сирина; “Подражание итальянскому” и предательство Иуды и смерть его; “Мирская власть” и повествование о крестных муках и смерти Христа, “Странник” и поиски автором пути спасения; “Когда за городом задумчив я брожу” как размышления поэта о бренности жизни.
Анна ИЛЬИНА,
учитель русского языка
и литературы
Православной гимназии
Смоленск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте