search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Этот микрорайон неповторим. Красивые дома-башни, живописный вид – особенно на речку Раменку и Московский университет. Год назад президент МОК Х.А.Самаранч отметил, что ничего подобного для Олимпийских игр не возводилось. И уже тогда планировалось открыть в Олимпийской деревне первых Всемирных юношеских Игр центр образования, который объединил бы детский сад, общеобразовательную, спортивную школу и культурно-досуговый центр.

Такого я еще не видел. Холл отделан зеркалами, мраморная лестница с перилами под бронзу, в коридорах живые цветы. Ловлю себя на мысли, что я не в школе, а в банке. Ищу стальные двери и камеры под потолком. Их, разумеется, нет… Центр завершает подготовку к учебному году. Когда мне довелось здесь побывать, еще предстояло повесить новые таблички на кабинетах. В библиотеку носили связки учебников, кое-где подсыхали крашеные полы. Но в тренажерном зале уже все было готово, чтобы качать мускулатуру, блестел зеркалами хореографический зал, ждали юных спортсменов три зала для соревнований, отделенные друг от друга специальными “железными занавесами”. Их можно при необходимости поднять и создать огромное пространство.

Возглавлять необычный центр #1953 должен человек необычной судьбы. Сегодняшний директор центра заслуженный учитель России Маргарита Сергеевна Максимова, по-моему, именно такой человек.

В жизни Максимову часто выручали две вещи – спорт и искусство. Она родилась в послеблокадном Ленинграде. Мама прожила в окруженном городе почти 900 дней. Лишения, которые она перенесла, сказались и на здоровье дочери. Но с возрастом у девочки окрепло убеждение: спасет спорт. Заниматься им никто не принуждал.

– Я увлеклась легкой атлетикой, – вспоминает Маргарита Сергеевна, – с огромным удовольствием в секцию ходила. Потом в педагогическом училище имени Некрасова занималась баскетболом. Еще осваивала спортивную гимнастику, плавание. Спорт никогда не был самоцелью. Физическая культура мне видится основой жизни как взрослого человека, так и ребенка. В доме обязательно нужно иметь какой-нибудь тренажерчик. Физкультура должна стать обыденным делом – как зубы почистить.

Второе ее увлечение, еще со школы, – аккордеон. Аккордеон всюду сопровождал ее, очень пригодился в учительской работе.

“24 марта 1999 г. Моим собственным детям везло на учителей. Я не верила, что старшая дочь сможет рисовать. Заявила она об этом в девятом классе. Неожиданно. Раньше никакого интереса не проявляла. “Ты что, – говорю, – тебе надо готовиться в юридический!” Приходим в студию. “Девочка взрослая, а хочет рисовать. Пусть посидит, посмотрит и остынет”. Как же удивила меня тогда преподаватель: “Человек желает рисовать, а вы хотите, чтобы он посидел и ушел. Если она у меня посидит, то обязательно будет рисовать!” Вчера у дочери открылась вторая персональная выставка…”

В Ленинградское педучилище Максимова поступила в 1961 году. Тогда впервые объявили прием для окончивших восьмилетку. Поступила легко, хотя конкурс был 11 человек на место. Выбор во многом определила школьная учительница Эльвира Павловна Флеер. “Она привела меня и показала это старинное здание на Звенигородской улице. И я почувствовала особую атмосферу интеллигентности”. Училище, по ее словам, и дало тот заряд педагогической энергии, который не иссякает до сих пор.

– Что же особенного в нем было? – удивляюсь я.

Секрета никакого нет. Там работали учителя, умевшие уважать своих учеников, их личное достоинство, характер. Заниматься было легко, увлекало все: от музыки и танцев до истории с математикой.

Маргарита Сергеевна с благодарностью вспоминает преподавателя словесности, русского языка и методики Ксению Тюрину. Выпускница Смольного института благородных девиц, Тюрина была человеком из прошлого и вместе с тем всегда оставалась современным преподавателем, знатоком новейших педагогических веяний. Ксения Филипповна начинала занятия необычно. Войдет и спросит: “Как вы себя чувствуете? Нормально? Настроение хорошее? Нет, нет, нет, если хотите поспать – полежите…” Ей, конечно, платили любовью. Выпускники с гордостью говорили: “Мы – тюринцы”. На вступительных экзаменах в институт Максимова не ломала голову над выбором темы для сочинения. Сразу взяла “Человек интересной судьбы”.

В 1967 году вслед за мужем – офицером-пограничником Маргарита Сергеевна переехала в Высоцк, что в Ленинградской области. В местной 1-й средней школе учились дети военнослужащих и ребята из детского дома.

– Здесь я впервые столкнулась с детьми группы риска. Почувствовала необходимость работать с каждым.

Тогда в Высоцке ей очень помогали уроки пения и музыки. Они позволяли установить особый контакт, доставляя обоюдное удовольствие учителю и ученикам.

Лет через пять был еще один переезд, через всю страну – в Хабаровский край. Пограничное село Казакевичево по тем временам можно назвать “горячей точкой”: отношения с Китаем были очень непростыми. Село стояло на берегу реки Уссури в 70-80 километрах от Хабаровска. За ним начиналась непроходимая тайга.

– Тигров не встречали? – шучу я.

– Там есть заповедник. И тигры водились. Но в село не заходили. А вот медведи, которые просыпаются зимой и шатаются по лесу, появлялись. Прямо к школе дальневосточные питоны подползали.

Маргарита Сергеевна не использует слов “было страшно”, “ужас какой” и тому подобное. Она подчеркивает: “Животный мир был интересным”. Если признается: “Жить было нелегко”, то тут же добавляет: “Но интересно”. Она не привыкла пенять на трудности и в них искать причины неудач.

– В Казакевичевской школе было не более 70 детей. Преподавать приходилось все: от физики до изобразительного искусства. Работа в селе убедила меня в том, что учить следует именно по личностно-ориентированным методикам. Такого понятия тогда не существовало.

Через девять лет Максимовы переехали из Казакевичево в Москву. Маргарита Сергеевна продолжала преподавать математику, поднялась до заместителя директора школы. Браться за штурвал школьного корабля и вести его случалось не раз. Но должность заместителя позволяет стать “капитаном” лишь на время…

Сейчас Маргарита Сергеевна – директор полноправный. Ее слово – первое.

“6 мая 1999 г. Стараешься “не выпячиваться”, не выходить в центр круга. Но это получается независимо от тебя самого. Выбрасывает вперед. На днях ехала в поезде. Напротив сидела женщина. Приглядываюсь и понимаю: человеку плохо. Спрашиваю, что с ней. Просит помочь. Нашла ей таблетки. Даю. Тут подходит врач. Советует, сколько таблеток надо. “Дайте вы, – говорю, – вы же специалист”. А она: “Не буду, лучше вы…”

Опыт руководства накоплен немалый. Максимова была начальником районного управления народного образования, заместителем генерального директора Московского городского физкультурно-спортивного объединения. Возглавлять учебное заведение – дело для нее хорошо знакомое и в то же время новое. Она впервые берется за него на долгий срок.

– В названии Всемирных юношеских игр “Москва-98” видится особое направление – сочетание искусства и спорта в самом широком понимании: от обычного оздоровления до высоких рекордов. За основу взяли модель непрерывного образования, развивающие технологии. Иностранный язык, эстетический блок заложены уже в программе начальной школы. Приоритет гуманитарных предметов сохраняется и на следующей ступени. Другое концептуальное направление – непрерывность физкультурно-оздоровительной работы. Будем отслеживать при помощи специального мониторинга состояние здоровья детей и, если возможно, улучшать. Для учителей тоже организуем занятия по оздоровлению.

Основной принцип, который, по мнению Максимовой, должен объединить спортивный и эстетический блоки, – это положительный эмоциональный настрой. Первенство – не главное. Стремление к победе любой ценой способствует возникновению тревожности и агрессии. А ребенок должен просто получать удовольствие от движения, игры со сверстниками. Тут очень помогут музыкальное сопровождение, ритмические занятия, спортивные праздники. У ребенка в спортзале должно возникнуть ощущение, будто он в хоре поет, где из отдельных голосов создается что-то единое, общее. Самое важное – атмосфера радости и оптимизма. Работы впереди еще много, о конкретных формах занятий пока рано говорить. Но уже сейчас понятно, что урок физкультуры – “номер один”.

– Меня всегда интересовало такое направление в педагогике, когда в классе видят каждого ребенка, со всеми минусами, плюсами, особенностями. А директор, в свою очередь, должен замечать особенности в учителях. От этого зависит взаимодействие в работе. Педагогическая деятельность нацелена на определенный результат. А для этого необходимо найти ключик к каждому. Я хочу, чтобы и каждый учитель трудился творчески и получал от работы радость.

Максимова по гороскопу – Лев. Все, что пишут об этом знаке Зодиака, считает верным. Как известно, Львам присуще лидерство. Маргарита Сергеевна считает, что при ее импульсивности стремление вести за собой не должно переходить границ. Главное в ее работе не командовать, а воодушевлять.

Эмоциональность Максимовой часто мешала. Пришлось заниматься саморегуляцией, научиться сдерживать себя. Есть еще один “секрет”…

– Мне однажды посоветовали вести дневник. Попробовала. С тех пор, когда чувствую потребность доверить что-то бумаге, запечатлеть свое мимолетное состояние, открываю тетрадь. Дневник помогает перебороть отчаяние, спокойно проанализировать прошедшее, смотреть вперед, особенно во взаимоотношениях с сотрудниками и детьми. Иногда кажется: после этого удара судьбы ты больше не встанешь. А дневник помогает подняться. Я обретаю равновесие, выстраиваю линию поведения – хладнокровно, расчетливо, с пользой для дела.

“14 августа 1999 г. Пришла ко мне одна мама записывать дочь. Меня удивила ее молодость. Гляжу на нее, на ребенка: “Кто же из них учиться пойдет?” Многих к нам привлекает повышенный уровень образования. Детки умные, раскованные, независимые. Новые учителя для них – пока что не авторитет. Посоветую моим учителям работать, помня о достоинстве ребенка. В педколлективе и с детьми надо проработать Конвенцию о правах ребенка, чтобы формировались уважительные отношения друг к другу… А родители, как они все-таки помолодели сегодня! Идея – организовать для них дискотеки. Почему бы нет?”

Необычная архитектура придает центру особую романтическую ауру. При виде ухоженных газонов, красивых зданий, живописных окрестностей невольно думаешь, будто ты оказался в будущем. В своем роде Олимпийская деревня – эталон того, как надо строить. Центр образования с его спортзалами, бассейном, с велосипедным мини-треком – это учебное учреждение нового типа. Когда-нибудь таких центров станет больше. Наверное, их построят выпускники Маргариты Максимовой.

Завтра в центре будет шумно. Придут дети. Жизнь наполнится событиями. Маргарита Максимова будет присматриваться к происходящему, анализировать его, извлекать выводы. А вечерами, вернувшись домой, возьмет дневник. И новые страницы в нем помогут ей в поиске верных решений…

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте