После мобильного семинара в Литвинове участники его так определили полезность занятий. Я полностью согласен сделать свои занятия более интересными и разнообразными – так решили 63,4 процента, просто согласен(на) – 31,7 процента. Буду включать новые методы и приемы в свою практику преподавания – полностью согласных и просто согласных – 96,2 процента. В качестве наиболее важных для дальнейшего использования в своей деятельности методических приемов участники называли следующие: способы мотивации; работа с понятийным аппаратом и высказываниями (цитатами); умение задавать вопросы; включение межпредметных связей в преподавание различных школьных предметов; интерактивные приемы во внеклассной воспитательной работе; мозговой штурм; работа в малых группах; разные способы деления на группы; ролевые игры; способы проведения рефлексии («5 добрых слов», начать высказывание со слова «оказывается», синквейн и др.); целеполагание; методики проведения сравнения в преподавании; моделирование ситуации; работа с текстами; проведение дискуссий; интерпретация символов.
Основные понятия гражданского образования по результатам мобильного семинара, названные преподавателями (с количеством выборов):
права человека (11), гражданин (10), толерантность (10), личность (8), гражданская позиция (7), общество (гражданское общество) (7), выбор (свобода выбора) (7), свободы (свобода, свобода самоопределения) (6), ответственность (6), правовой закон (приоритет права, законность) (3), гражданственность (2), система ценностей (демократические ценности) (2), открытость (2), инициатива (2), культура (политическая, правовая, образовательная и т.п.) (2).
По одному выбору участники семинара остановили свое внимание на следующих понятиях:
активные и интерактивные методики, равенство возможностей, индивидуализм, доступность, выборы и избирательное право, демократическое общество, патриотизм, справедливость, гражданское образование, школа как институт гражданского воспитания, конституционализм, конституция, гражданские качества, демократия, обязанности, определение границ своих интересов и интересов других, адекватность, критическое мышление, диалог, непрерывность, доступность, объективность.
Участники семинара по установившейся традиции разработали серию уроков.
Тема «Глобальные проблемы человечества»
Подготовили занятие:
Ю.Кузнецов, И.Скворцова, И.Якимович, И.Яцукова, Т.Нечаева, В.Архипова, З.Файзуллина, Е.Высоцкая.
Цели: расширить знания о понятиях: глобальные проблемы, человечество, техногенная катастрофа, экологическая культура, НТП; осознать, что глобальные проблемы касаются каждого и требуют участия в их решении и отдельного человека, и всего общества; понять важность взаимодействия в процессе решения глобальных проблем; отработать навыки работы в группе, научиться сотрудничеству в решении проблемных задач и при участии в «мозговом штурме».
I этап. Мотивация.
Зрительный ряд: показ слайдов с музыкальным сопровождением – Нью-Йорк, 11 сентября, Беслан, война в Ираке, голод, нищета, ядерные взрывы, лесные пожары, цунами.
Вопрос учителя: Как бы вы, ребята, назвали бы этот фильм?
Ответ: Глобальные проблемы человечества.
Учитель: Это и будет темой нашего урока.
II этап. Работа с понятиями.
Вопрос учителя: Ребята, как вы думаете, эта проблема касается только вас? А ваших родителей, соседей? А жителей других стран?
Ответ: Эти проблемы волнуют всех.
Учитель: Эти проблемы важны и волнуют и каждого из нас, и всех жителей земли.
Давайте запишем определение: «Глобальные проблемы – это планетарные проблемы, от которых зависит развитие мировой цивилизации».
III этап. Обсуждение основной проблемы.
Учитель: Давайте назовем самые актуальные проблемы, которые вас волнуют (учитель записывает их на доске). А теперь скажите, какие из них для вас самые значимые? Затем путем рейтингового голосования учитель выделяет 5-6 самых основных, актуальных проблем, по которым он потом делит класс на микрогруппы. Если остается группа учеников, не вошедших в сформированные группы, они могут составить группу экспертов-репортеров, которые будут вести репортаж и напишут статью об уроке в школьную газету.
Нужно ответить на следующие вопросы:
1. Насколько выбранная вами проблема актуальна?
2. Существуют ли пути решения данной проблемы?
3. Если да, то какие?
4. Каков бы мог быть ваш личный вклад в решение проблемы?
На доске рисуется или вывешивается изображение земного шара. Ребятам раздают два лепестка.
На первом микрогруппы схематически изображают проблемы, которые они выбрали. На втором лепестке – варианты решения проблем. (Желательно, чтобы во всех микрогруппах были маркеры разных цветов). Затем по команде педагога ребята пускают вторые лепесточки по кругу. Начинается игра «Вертушка».
Цель: каждая микрогруппа дописывает в полученные ими лепесточки свой вариант решения той проблемы, которая на них изображена. В итоге имеются многообразные варианты решения основных проблем, выбранных классом.
IV этап. Презентация итогов решений групп.
От каждой микрогруппы выступает один представитель, который вывешивает на доске лепесток со своей проблемой и лепесток с решением этой проблемы и объясняет данное решение.
V этап. Подведение итогов.
Этот этап состоит из двух шагов:
1-й шаг. В тех же микрогруппах ребята составляют вариант своего «Обращения к человечеству».
2-й шаг. В рамках круговой беседы представить по одной идее из «Обращения к человечеству» от каждой микрогруппы.
VI этап. Рефлексия.
Этот этап проводится в форме синквейна.
Ребята выражают свое отношение к проблеме, затронутой на уроке.
VII этап. Домашнее задание:
Написать эссе по теме урока. В качестве эпиграфа к эссе можно взять слова Г.Форда:
«То, что мы собрались вместе, –
это только начало.
То, что мы продолжаем оставаться вместе,
– это уже достижение.
То, что вместе работаем, –
это настоящий успех.»
Тема «Конфликты и пути их разрешения»
Авторы: А.Поздеева, Т.Верещагина
1. Мотивация:
У одной девочки была синяя кофточка. Каждый раз, когда девочка надевала ее, кофточка ее «душила». Девочка не выдержала и рассказала об этом маме. Мама бросила свои дела, пошла и купила дочери новую кофточку. И все стало хорошо…
…В самом деле нельзя же, чтобы ребенок десяти лет ходил все время в одной и той же кофточке.
Дети быстро растут. Меняется окружающая действительность. А меняются ли учебники и почему существуют учебники, по которым учителю трудно работать, а ученикам сложно учиться.
Сегодня мы представляем новый учебник по обществознанию для 8,9-х классов – авторы А.Иоффе, О.Кишенкова.
Цели: в результате проведения занятия участники смогут:
1. Познакомиться с новыми УМК.
2. Получить возможность поработать с текстами.
3. Проанализировать достоинства и сложности УМК на примере изучения темы «Конфликты и пути их разрешения» в классе.
Притча «Что такое ад и рай». Книга ресурсов, стр.209-210
Одного человека очень волновало, что такое ад и рай. Мудрец, к которому он подошел с этим вопросом, взял его за руку и повел темными переулками во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо, бедные и богатые, в лохмотьях и дорогих шелковых одеяниях. Посреди зала на огне стоял огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах, вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руке была ложка длиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка, а остальная часть ложи была железной и нестерпимо горячей от супа. Каждый хотел получить свою долю, но никому этого не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Мудрец сказал: «Вот это ад!»
После долгих странствий они вошли в другой зал. Тут также было много людей, стоял такой же котел с супом, да и ложки были абсолютно такими же. Но люди были сытыми и довольными. Они подходили к котлу парами – один окунал ложку и кормил другого, а как только насыщался один, то они менялись местами. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то другая пара сразу же помогала своими ложками. Мудрец сказал своему спутнику: «А вот это рай!»
Вопрос: Как вы думаете, почему в первом случае это был ад, а во втором – рай?
Необходимая информация:
Работа с учебником стр.128-135, п.12. Затем проходит беседа по вопросам:
Что такое конфликт?
Какие бывают виды конфликтов?
Каковы возможные варианты поведения внутри конфликтов?
Какими могут быть последствия конфликтов, их плюсы и минусы?
Интерактивная часть.
Инструктаж группам:
«Каждая группа получила описание какой-то конфликтной ситуации. Теперь ответьте на следующие вопросы (см.рабочую тетрадь стр.36):
1. Причины конфликта (основная ценность, которая была затронута).
2. Пути выхода из конфликтной ситуации для учителя и для учеников?
Обмен мнениями
Каждая группа получает задание разработать:
1 гр. – конфликт с родителям ученика;
2 гр. – конфликт с коллегами на работе;
3 гр. – конфликт с учеником;
4 гр. – конфликт в семье;
5 гр. – конфликт в общественном месте (магазин, транспорт).
Затем нужно отработать правила выхода из конфликта и предотвращения конфликта.
Обмен мнениями:
Правила фиксируются на доске, обращается внимание учителей на правила, приведенные в учебнике на стр.134.
Часто ли мы руководствуемся этими правилами в жизни?
Чтобы наша жизнь не превратилась в ад, как в приведенной выше притче, необходимо помнить и применять данные правила.
Как гласит русская пословица: «Худой мир лучше доброй ссоры».
Подведение итогов занятия
1. Увидели ли вы достоинства данного УМК по сравнению с другими имеющимися УМК по обществознанию?
2. Соответствует ли данный УМК тем требованиям, которые предъявляются к современному учебнику?
3. Видите ли вы для себя возможность его использовать на уроках обществознания?
Тема «Конфликты и способы их разрешения».
Авторы: С.Полищук, Л.Коробова, Л.Игнатенко.
После занятия учащиеся смогут: получить представление о том, что такое конфликт; выявлять причины конфликта; находить выходы из существующего конфликта.
Основные понятия урока: конфликт, причины конфликтов, виды конфликтов.
Оформление урока: 4 ватмана, 4 маркера, чистые листы на столах, раздаточный материал с примерами конфликтов, столы расставляются для работы в 4 группах, тема и цели урока пишутся на доске и закрываются от учеников.
Этапы занятия
1. Организационный:
Учащиеся заходят в класс, берут цветные жетоны и таким образом делятся на 4 группы, занимают свои места.
2. Деятельностный:
1) Учитель напоминает (читает) сказку о двух баранах, которые встретились на узком мостике и не уступили друг другу дорогу. В результате оба упали в пропасть.
Вопросы: о чем эта сказка, как называется ситуация, в которой оказались бараны?
Учитель подводит учащихся к тому, что это и есть конфликт, что конфликты часто происходят между людьми. Затем он называет тему и цели урока (открывает написанное на доске).
2) Работа над понятием «конфликт» в группе.
Каждый ученик получает карточку с заданием: сформулируй свое определение конфликта; обсуди свою формулировку в группе; вместе с группой выработай наиболее точный вариант формулировки и сообщи его всему классу (напиши на доске или ватмане).
Учитель фиксирует предложенные формулировки, организует их обсуждение.
(Вариант – сравнивает с формулировкой, предложенной учебником «Основы обществознания» авторы: О.Кишенкова, А.Иоффе, М. 2001, стр.114).
3. Виды и причины конфликтов.
Каждая группа получает раздаточный материал с описанием какого-либо конфликта (военного, национального, внутреннего, межличностного и т.п.).
Задания для группы: познакомьтесь с описанием предложенной вам конфликтной ситуации и определите ее причины; представьте результаты своего обсуждения другим группам; объясните, о каком виде конфликта идет речь и почему.
Учитель комментирует ответы учащихся и фиксирует предложенные варианты на доске или ватмане.
4. Соотнесение изученного с личным опытом.
Учитель предлагает задание: приведите примеры конфликтов, знакомых вам непосредственно или в которых вы участвовали; расскажите, что вы чувствовали, находясь внутри конфликтной ситуации.
Затем учитель подводит ребят к мысли о том, что конфликты часто побуждают людей к агрессии, вызывают чувство дискомфорта, именно поэтому так важно уметь находить выходы из конфликта.
5. Способы разрешения конфликтной ситуации
Задание группам: разработайте рекомендации по выходу из предложенной вам (военной, национальной, внутренней, межличностной) конфликтной ситуации; запишите свои предложения на ватмане и представьте их для общего обсуждения. Итоги обсуждения подводит учитель, объясняя, что в жизни не всегда удается избежать конфликтов. Не всякий конфликт может быть легко разрешен, некоторые пока вообще не находят своего разрешения (возможно, это дело будущего). Человек должен всегда стремиться найти способ выхода из конфликта, используя в том числе и выработанные на уроке рекомендации.
Заключительный этап.
Учитель возвращается к целям урока и в форме фронтальной беседы выясняет степень возможности их достижения (возможны разные варианты подведения итогов).
Тема «Принцип разделения властей»
Авторы: К.Уланов, Т.Ефремова, С.Ефимова, И.Молодцова, О.Макаренко, Г.Балабушевич
Предмет: обществоведение, право. Возраст учащихся: 8-9-е классы. Цели и задачи: назвать основные ветви власти; определить функции ветвей власти; аргументировать свою точку зрения; осознать роль принципа разделения властей в государстве.
Краткое описание идеи занятия
Главная идея занятия заключается в знакомстве с содержанием принципа разделения властей, осознанием его роли в деятельности государства.
Содержание принципа разделения властей раскрывается посредством организации работы в микрогруппах: анализ документа (Конституция РФ), самостоятельное определение функций каждой ветви власти и презентация результатов работы.
Выполнение домашнего задания носит творческий характер.
Законодательная, исполнительная, судебная власть, принцип разделения властей
План занятия
2. Работа в группах
3. Презентация работы групп
4. Рефлексия
5. Домашнее задание.
1. В чем заключается сущность и содержание принципа разделения властей?
2. Каковы функции основных ветвей власти?
Материалы: Карточки с ключевыми словами, текст Конституции РФ, ватман, маркеры.
Ход урока
Ученики получают карточки с ключевыми словами для деления на 3 группы (исполнительная, законодательная, судебная власти). Каждое из понятий должно относиться к одной из ветвей власти.
Работа в группах.
Учащиеся получают задание:
прочитать текст Конституции РФ (гл.4,5,6,7) и, используя ключевые слова, составить текст выступления, характеризующий ветви власти;
попробовать показать важность и значимость данной ветви власти;
создать символ, олицетворяющий ветвь власти;
придумать девиз данной ветви власти.
Презентация работы групп.
Оформленные тексты, разработанные группами, встраиваются в общую схему на доске и представляются символы и девизы.
Вопросы учащимся:
1. В чем заключается назначение основных ветвей власти?
3. В чем заключается принцип разделения властей?
4. Почему принцип разделения властей положен в основу устройства многих современных государств?
Андрей ИОФФЕ, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия»
:
Комментарии