Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мой профессиональный выбор

Это твой конек!

Дата: 08 сентября 2020, 00:00
Автор:

Как не ошибиться?

Он зашел ко мне в кабинет, сел за парту и сказал: «Я не знаю, что мне делать. Даже не так: я не знаю, как дальше жить».

Его зовут Дмитрий, через несколько месяцев он оканчивает одиннадцатый класс, в его портфолио победы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, призерство в олимпиаде «Высшая проба», успешно сданный международный экзамен IELTS, и он совершенно не знает, чем хочет заниматься в будущем.
Казалось бы, перед такими учениками открыты все дороги: большинство вузов с радостью распахнут перед ними свои двери. Но тут-то и кроется подвох: а какие двери выбрать, если тебе одинаково нравятся (и даются) история, английский язык, математика и химия, если все учителя в один голос твердят: «Это твой конек!»? Как не ошибиться с профессиональным самоопределением и «поставить на правильную лошадку»?
В первую очередь пытаюсь успокоить, вразумить и воодушевить: «Времени еще много, мы обязательно найдем дело тебе по душе, не забывай, что ты не один». Психологический настрой выпускника – это едва ли не главный аспект успеха, ведь спокойствие и уверенность в том, что тебя любят, поддерживают, принимают, настраивают на нужный лад, помогают поверить в свои силы, прислушаться к своим потаенным желаниям, иногда скрытым очень далеко внутри, спрятанным под гнетом родительских ожиданий, запросов общества и стереотипов, которые порой очень сложно разрушить. Хорошо, если учитель окажется тем человеком, который сможет объяснить: это только твой выбор, нельзя даже в силу обстоятельств предавать мечту, если есть хотя бы самые крошечные увлечения и устремления, им надо расчищать путь, их надо претворять в жизнь, ведь, может быть, они и станут главной дорогой. Если же педагог еще и сможет привлечь на свою сторону родителей, рассказав о новых трендах в профессиях, объяснив, что то, что было хорошо еще сегодня, через 5 лет востребовано не будет, а, к примеру, сфера онлайн-игр или видеоблогинга – огромный рынок, который будет расти и развиваться, то выпускник сможет почувствовать поддержку еще и от семьи, что только укрепит его позитивное настроение и веру в себя.
Следующий шаг – использование инструментария школы и города, которые, во-первых, предоставляют возможность уточнить профессиональные интересы и склонности, во-вторых, знакомят с актуальным миром профессий и, наконец, учат правилам планирования эффективной карьеры. Нет необходимости выбирать между возможностями, предоставляемыми собственной образовательной организацией и различными площадками Москвы, ведь можно успешно совмещать. В рамках нашей школы обучающиеся могут принять участие в круглых столах на тему «Профессиональный имидж современного работника», проводимых совместно с преподавателями РАНХиГС и ГУУ, дебатах и деловых играх, организуемых Молодежной палатой при Московской городской Думе, «Кружках от чемпионов», где победители олимпиад и студенты вузов делятся опытом, рассказывают о своих ощущениях и дают профессиональные советы. Эти мероприятия помогают старшеклассникам посмотреть на профессии изнутри, узнать о требованиях к соискателю, оценить свои силы и понять, интересно ли им то или иное направление.
Также большинство высших учебных заведений участвует в просветительско-образовательном проекте «Университетские субботы», который предоставляет возможность попробовать себя в профессии актера, медика, инженера, конструктора, дизайнера или программиста (в рамках практических занятий и мастер-классов), предоставляет обширную информацию о стратегиях поступления, трендах современного рынка труда, востребованности тех или иных профессий, программах двойных дипломов и международных стажировках. Помимо прочего на различных городских площадках проводятся регулярные встречи с интересными людьми, которые в формате лекций и или TED Talks транслируют свой опыт, рассказывают о трудностях на пути к успеху и пути их преодоления.
Сегодня, когда я пишу эту статью, мир живет на стыке двух реальностей. Треть прошлого учебного года мы вынуждены были провести буквально взаперти, но в то же время навстречу нам открылось огромное количество онлайн-дверей. В рамках программ профессиональной ориентации обучающиеся имеют возможность посещать онлайн-сессии и мастер-классы, проводимые как вузами и колледжами, так и корпорациями и организациями, заинтересованными в создании новых квалифицированных кадров. Здесь можно узнать все – от секретов трудоустройства в салоны красоты до возможности создать эскиз телефона в русском народном стиле, а также ответить на вопросы чек-листа «Как выбрать профессию» и узнать, как презентовать себя работодателю виртуально.
Мы живем в мире, который постоянно видоизменяется, трансформируется и, цитируя Льюиса Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Только хорошо организованная совместная работа школы, семьи и города даст выпускнику возможность понять, кем он хочет стать, нужна ли эта профессия сегодня, востребована ли она будет завтра, овладеть ее тонкостями и понять механизм овладения необходимыми компетенциями, определиться наконец с выбором и четко увидеть свое успешное будущее.

Екатерина КУДИМОВА,
учитель английского языка школы №937
имени Героя РФ А.В.Перова

P.S. Сегодня Дима перешел уже на четвертый курс Высшей школы экономики, пишет диплом на кафедре экономики, стажируется в успешной компании и точно знает, как будет жить дальше. А знают ли они, те, которые придут к нам завтра? Если вдруг нет, мы должны быть готовы им помочь.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt