Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Родом из детства

Это кажется, что не страшно

Посвящение в новый возраст
УГ - Москва, №40 от 06 октября 2020. Читать номер
Автор:

Масштабы изменений в жизни первоклассника поистине огромны. Для ребенка меняется все – распорядок дня, место, в котором он проводил большую часть своего времени, люди, с которыми он привык общаться, требования, занятия и форма их организации.

Было бы неправильно считать, что ребенок приходит в школу чистым листом бумаги. Каждый ребенок воспитывался в определенной социальной среде, ему прививали нормы поведения, принятые в конкретной семье, ребенка определенным образом воспитывали и развивали. С полученным багажом знаний, воспитания и жизненного опыта дети и приходят в школу.

Большой процент будущих первоклассников – это дети, которые посещали дошкольные группы. Они научились более-менее общаться со сверстниками, взаимодействовать с педагогами. Таким детям проще адаптироваться к школе. У домашних детей адаптационный период затягивается и проходит несколько сложнее.

Основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются дети при обучении в школе:
1) характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, резко отличается от привычного домашнего или принятого в детском саду. Число запретов и требований резко возрастает, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится менее терпимым;
2) появляется новый для дошкольника вид деятельности – школьное обучение, от успешности овладения которым зависят характер эмоциональных контактов ребенка с родителями, его социальный статус в классном коллективе и, следовательно, его личная самооценка. Все это налагает на первоклассника большую ответственность;
3) формы организации учебного процесса требуют от детей большого напряжения и повышенной концентрации внимания. Многие действия ребенок совершает по требованию учителя, но вопреки собственным желаниям. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту;
4) новый, непривычный распорядок дня.

Многие родители считают, что успешность обучения ребенка в школе напрямую зависит от степени его готовности к школе. Эта мысль была бы совершенно правильной, если бы родители вкладывали в нее верный смысл. Успешность обучения ученика в школе будет складываться не из багажа его знаний по математике, письму или чтению, полученного ребенком до школы, как зачастую думают родители, а из способностей ребенка анализировать или синтезировать информацию, делать обобщения, уметь находить сходство и различие, делать выводы. Великолепно, если у ребенка будет хорошо развит словарный запас. Помимо этого для учителей крайне важно, чтобы ребенок был усидчив, чтобы его моторика была готова к письму, а позвоночник – к длительной нагрузке. Очень важными критериями успешности в обучении являются умение слушать и слышать собеседника, знание правил поведения в коллективе, умение дошкольника выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Другими словами, психологическая готовность дошкольника к обучению в школе для учителей является более важным показателем, чем знания, умения или навыки по конкретным предметам.

Таким образом, задачи дошкольного образования должны сводиться не к обучению ребенка конкретным темам по математике или другим школьным предметам, а к всесторонней подготовке ребенка к овладению этими знаниями, умениями и навыками.

Основными этапами подготовки будут:
1) развитие мелкой и крупной моторики;
2) всестороннее физическое развитие;
3) развитие словарного запаса;
4) формирование у ребенка представлений об окружающем мире;
5) развитие логики и мышления.

Задачами дошкольного воспитания должны стать:
1) ознакомление воспитанников с правилами поведения в коллективе;
2) обучение детей построению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3) формирование в детях самостоятельности, обучение навыкам самообслуживания.

Зная, что ведущей формой деятельности у дошкольников является игровая, педагогами в школах проводится серия занятий, целью которых является плавное введение учащихся в школьную жизнь. Эти занятия – своеобразное посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со сверстниками и учителями. Материал, с которым работают дети, не учебный, а продолжающий занятия в дошкольном образовательном учреждении. Это дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, внимание и запоминание. Эти занятия проводятся в течение первых двух недель обучения в школе. Все задания первых недель направлены на формирование у детей умения договариваться между собой, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга. Так как все занятия первых дней обучения в школе проходят в игровой форме, то освоение правил школьной жизни проходит легко и без принуждения, в соответствии с психологическими особенностями учащихся данного возраста. В этом проявляется преемственность между обучением и воспитанием в детском саду и в школе.

Только в тесном взаимодействии педагогов дошкольного и начального школьного образования можно добиться прекрасных результатов в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Ирина ЕГОРОВА, учитель начальных классов школы №2116 «Зябликово»


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt