Преподавание истории современности сопряжено для учителя с особыми трудностями. И это – специфика не только сегодняшнего времени. Помните, у А.К.Толстого: “Ходить бывает склизко по камушкам иным. О том, что от нас близко, мы лучше умолчим”. Но в отличие от ХIХ в., да и советского периода нашей истории, трудности преподавания связаны не с прессом официальщины и цензуры, а напротив, с обилием точек зрения, многоголосицей в оценке недавних исторических событий.
Перед Георгием Константиновичем Селезневым стояла в этом отношении весьма сложная задача – дать версию основных событий отечественной истории последнего десятилетия, приемлемую для учителя, не лишенного собственных оценок и суждений. Путь для этого, “точка опоры” были выбраны им безошибочно. В основе учебного пособия – взгляд на минувшее десятилетие с точки зрения парадигмы защиты суверенитета России, возрождения ее мощи и державности. Селезнев опирается на базовые нормы, ценности и ориентиры, зафиксированные в Конституции России: “Россия есть демократическое, правовое, федеративное государство”, “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”, “в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности”.
В обобщенном виде взгляды автора на современную историю России сводятся к тому, что страна сегодня переживает переходный период своего развития, осуществляя кардинальные реформы, нацеленные на достижение экономической и политической свободы. Это означает стремление государства к утверждению рыночных механизмов регулирования экономической жизни общества, обеспечения легальной деятельности политической оппозиции, интеграцию страны в общемировые процессы, ценности и нормы.
Автор обращает внимание, что политика реформирования России, в частности, в рассматриваемый в пособии период, не была свободна от ошибок, просчетов, а тем более от объективных трудностей в ее осуществлении. Здесь и спад производства, и высокий уровень безработицы, и низкий материальный уровень жизни населения, и недостаточное внимание к науке, культуре, здравоохранению и т.д. Позиция автора состоит в том, что ошибки и просчеты в ходе реформ “надо признавать, а не скрывать, но это не может оправдать попыток заявлять о “гибельности” реформ и требовать от Кремля возврата в “светлое прошлое” бывшего СССР”.
Наряду с проблемами внутриполитической жизни особые трудности для современного учителя представляют вопросы внешнеполитической истории России в минувшее десятилетие. Акцентируя основное внимание на проблемах внутриполитической жизни страны, Георгий Константинович стремится дать анализ внешнеполитической деятельности России. В пособии обращается внимание на генетическую взаимосвязь и взаимозависимость процессов внутреннего и внешнеполитического развития России. Оба эти процесса обусловлены философией единых, общемировых тенденций эволюции цивилизации. Учителю показывается логика современного мирового развития, в силу которой некоторые процессы, вызывающие иногда резкие споры и дискуссии в учительской среде, а иногда и недоумение, и непонимание (например, сближение России и стран НАТО), не могут казаться чем-то конъюнктурным и искусственно привнесенным в историю современной России.
Обратим внимание, что при всем внимании к последнему десятилетию нашей истории Селезнев дает в пособии материал, хронологически охватывающий более широкий временной отрезок, включающий предысторию полномасштабных экономических и политических преобразований, а именно – период 1985-1991 гг. Первая из четырех глав пособия посвящена именно истокам процессов реформирования современной России. Вторая и третья главы охватывают период 1991-1999 гг. и посвящены “ельцинскому” периоду во внутриполитической истории и внешнеполитической жизни страны. Последняя, четвертая, охватывает период с января 2000 г. по июнь 2001 г. и освещает деятельность нового Президента России. Несмотря на то, что формальный период деятельности В.В.Путина – только одна из четырех глав пособия, фактически данный раздел составляет почти половину общего объема книги.
Серьезным плюсом издания и большим подспорьем для учителя является большой раздел (почти 30 страниц) в пособии “Документы и материалы”, в котором собраны фрагменты ключевых, наиболее важных документов по отечественной истории минувшего десятилетия.
Другим преимуществом книги является обширная и очень качественная библиография по современной отечественной истории, включающая свыше 200 названий документов, книг и статей. Она может быть использована как самим учителем для более детальной проработки материала и углубленной подготовки к уроку, так и учениками при подготовке докладов и рефератов.
Пособие во многом устроено по принципу школьного учебника. Оно включает такие его компоненты, как разбивка на параграфы, вопросы и задания, выделение “фонариков”, выделение концептуальных и наиболее существенных фрагментов текста курсивом и т.д.
И еще об одном достоинстве издания. На сегодняшний день в учебниках для общеобразовательной школы период 1991-2001 гг. освещается крайне скупо, а специальных дополнительных пособий, устраняющих этот пробел, практически не было. Книга профессора Г.К.Селезнева восполняет это существенное “слабое звено” в современном школьном преподавании.
Естественно, мы не можем полностью разделить все оценки и выводы, приводимые Георгием Константиновичем. Точно так же, как и учителя сегодня не обязаны воспринимать учебное пособие в качестве “истины в последней инстанции”. Авторская оценка событий является по природе своей субъективной и, видимо, всегда останется таковой. Вдвойне это относится к истории новейшего времени, когда, по признанию самого автора, отсутствие “дистанции по времени” затрудняет оценку событий, выявление вектора и характера происходящих изменений.
Во всяком случае хочется думать, что выход пособия профессора Г.К.Селезнева положит начало традиции усиленного внимания издателей в подготовке для учителей пособий по новейшей истории, в чем они сегодня очень нуждаются.
Рудольф ПИХОЯ,
доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории российской государственности РАГС при Президенте РФ;
Олег ГОРЕЛОВ,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории российской государственности РАГС при Президенте РФ
Комментарии