Проблема отцов и детей в течение долгих столетий была предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период она не потеряла своей актуальности, а лишь обострилась.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и как следствие авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи.Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в подростковой и молодежной среде. И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, то произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.Мы обсуждаем статьи, фильмы, которые нужны в школе по литературе, даем оценку новым УМК различных авторов по предметам, зачастую забывая о тех вещах, которые волнуют подростков: взаимоотношения в семье, с друзьями, с учителями, возникающее депрессивное состояние… Сейчас у меня 8-й класс, 27 учеников. Из 27 родительских пар 11 пап и 1 мама работают вахтовым методом, их дома не бывает по 15 – 30 дней, детские проблемы решают наскоком, стихийно. Поэтому тему собрания считаю наиболее актуальной сегодня. Родительское собрание провожу в удобное для родителей время. План проведения заранее сообщаю, т. к. кто-то из родителей всегда выступает.Общение стараюсь проводить тактично, замечания только общего плана, не перехожу на личности. И только после мероприятия оставляю на личную беседу. Цели собрания 1. Обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций.2. Найти пути, средства и приемы построения взаимоотношений с детьми в семье. Задачи 1. Структурировать работу классного руководителя с родителями и придать ей комплексный характер.2. Установить партнерские отношения с семьей каждого подростка, объединить усилия для борьбы с конфликтами. 3. Взаимодействовать с семьей для выявления характера семейных взаимоотношений, авторитета родителей; целенаправленно воздействовать на родителей, учитывать их пожелания и предложения.4. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. 5. Выявить характерные ошибки в воспитании и помочь родителям в разрешении конфликтных ситуаций.Подготовительная работа Накануне собрания я прошу своих воспитанников (а у меня 8-й класс) описать свои роль и место в собственной семье, рассказать о конфликтных ситуациях и о том, как в семье их решают.Ход собранияI. Слово учителяПодростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдешь… Направо пойдешь…» В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?Эпиграфом нашего собрания пусть будут эти слова:Вот они, главные истины эти:Поздно заметили, поздно учли…Нет, не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли. (С.Давидович)Учитель: Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но еще и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Как известно, проблемы отцов и детей существовали во все времена. А вы, уважаемые родители, знаете проблемы, с которыми сталкиваются наши дети? (Выслушиваю мнения родителей.) А вот теперь посмотрите на то, что написали в своих анкетах мои восьмиклассники, ваши дети. (См. табл.)Учитель: Традиционно тинейджерским возрастом считается возраст 13-19 лет. На деле первые проблемы родителей и подростков могут возникнуть и гораздо раньше – и в десять, и в одиннадцать лет, все зависит от самого ребенка, от его окружения – школы, друзей, от поведения самих родителей. Иногда первые «звоночки» настолько тонки, что родители только отмахиваются, не придавая им значения. А обращают внимание только потом, когда проблема нарастает как снежный ком и исправить ситуацию уже совсем не так легко. Потому что родители пребывают в приятной иллюзии – ребенок еще слишком мал, до переходного возраста еще далеко!Попробуйте, пожалуйста, сформулировать причины конфликтов.Выслушиваю мнения выступающих и обобщаю:- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;- чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут». В результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;- отношения детей с товарищами, которые приносят родителям лишние хлопоты;- чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая злопамятность – частые напоминания о прошлых грехах ребенка.Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Все в ваших руках! Обмен опытом.Учитель: Я думаю, что наш сегодняшний разговор будет иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка.Родители рассказывают о конфликтных ситуациях и о том, как они нашли выход из них.II. Рассказы родителей о роли ребенка в семье. Сравниваю их ответы с результатами опроса школьников, всегда возникают расхождения в ответах детей и родителей.III. А вот ошибки в воспитании, которые приводят к непониманию и конфликтам.Учитель: Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно? В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Вот эти типичные ошибки.1. Обещание больше не любить«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Кто из присутствующих не говорил таких слов? Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка: он будет воспринимать вас как людей лживых. Как лучше произнести фразу порицания? Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».2. Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно».Никогда не надо показывать детям, что вам все равно, чем он занимается. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ними дружеские отношения, даже если их поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».3. Слишком много строгости«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны, напоминает дрессировку. Дети могут беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и плевать на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».4. Детей надо баловать«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам». Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги сына или дочери, от этого они не чувствуют себя счастливее. Скорее, наоборот – они ощущают себя совершенно беспомощными и одинокими. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.5. Навязанная роль«Мой ребенок – мой лучший друг». Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.6. «Больше денег – лучше воспитание» «Любовь не купить за деньги» – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.7. Наполеоновские планы«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослым в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.8. Слишком мало ласки«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните: желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.9. Ваше настроение«Можно или нет? Это зависит от настроения». Родители должны показывать детям, что их радуют хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у них сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это уже запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».10. Слишком мало времени для воспитания ребенка«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя». Взрослые часто забывают простую истину: если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребенком о том, как прошел его день и т. д.Для выхода из конфликтной ситуации можно: – дать волю своим чувствам, предупреждая об этом других;- найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;- поставить себя на место другого человека;- осознать право на существование иной точки зрения;- быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми. Если ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным).Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым).Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять).Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя).Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым).Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить).Учитель: А закончить наше собрание я хочу притчей о бабочке:В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. Судьба вашего ребенка в ваших руках!Литература«Учительская газета», №52 (2012 г.), 6, 7 (2013 г.), все статьи «Первые сто строк» П.Положевца.Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001.Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск, 2000.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2001.Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М.: Просвещение,1982.Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978.Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
Татьяна БАУЭР, учитель физики средней школы №4 города Донецка Ростовской области, победитель VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии