Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Спорт

Эстафеты по WhatsApp

Новая реальность тоже может быть веселой и динамичной
УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

Этот год внес весомые коррективы в работу практически каждой отрасли. Спортивно-массовая работа не стала исключением. При этом очень хочется, чтобы было, как раньше, но так не будет! Мы вынуждены адаптироваться к новым реалиям.

А они говорят нам о том, что массовые мероприятия проводить нельзя. А как же праздник спорта, здоровая спортивная конкуренция? Ведь это необходимо в первую очередь нашим детям и как важная эмоциональная составляющая учебного процесса, и как фактор физического развития. Да и учителя физкультуры без соревнований не мыслят своей работы! В итоге, оглянувшись на этот учебный год, они не смогут рассказать о достижениях своих воспитанников, учеников и поделиться с окружающими положительными эмоциями.

Школа №1228 «Лефортово» одна из первых адаптировалась к новой реальности и организовала дистанционные соревнования среди дошкольников ЮВАО.

В условиях сегодняшних ограничений доступны несколько форматов проведения: различные флешмобы, челленджи, как онлайн, так и дистанционные. Мы остановились на последнем, и вот почему.

Различные флешмобы несут в себе в основном развлекательную функцию и для проведения спортивного мероприятия не подходят. У онлайн-формата существует, на наш взгляд, ряд минусов.

Первый – зависимость от хорошего интернет-соединения на протяжении всего мероприятия, а это не всегда возможно в городах и особенно в регионах и деревнях.

Второй – привязка к определенному времени. Участников и педагогов необходимо оторвать от рабочего процесса. Проблематично собрать нужное количество участников в отведенном месте с учетом всех требований в условиях пандемии.

Третий – субъективное судейство. Судья смотрит в режиме прямой трансляции, связь может прерваться, зависнуть картинка. Он может отвлечься. Если есть возможность записи мероприятия в режиме онлайн, то потом необходимы временные затраты для просмотра, что, по сути, и превратится в дистанционный формат, так зачем тогда тратить время?

Четвертый – как правило, для онлайн-трансляций используют Zoom или Teams. Данные программы необходимо скачать, установить, в них зарегистрироваться, а это может быть проблемой для людей старшего поколения и тех, кто не на «ты» с новыми технологиями.

Поэтому наш выбор пал на дистанционный формат, в котором участники получают испытания, а выполнение заданий снимают на видео и присылают его судьям к определенному времени. Многие согласятся, что мобильный телефон с камерой есть почти у каждого, снять на него видео сможет любой пользователь. А еще у дистанционного формата есть неоспоримый плюс: отсутствие привязки к конкретному времени здесь и сейчас. У участников есть комфортный промежуток времени, чтобы подготовиться, отснять материал в удобной обстановке без отрыва от основной деятельности.

При разработке соревнований мы придерживались девиза «Все должно быть просто и интересно».

Что же необходимо учитывать при организации соревнований в дистанционном формате, чтобы охватить максимальное количество участников?

Было разработано положение о данном соревновании в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1.07.2013 №504 «Об утверждении общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта» и определены порядок и условия проведения, количество участников, размер наградного фонда. Все участники соревнований, проведенных нами, получили сертификаты, а победители соревнований и определенных номинаций получили кубки и медали. Награждение всех участников стало приятным бонусом и дополнительной мотивацией к дальнейшей соревновательной деятельности.

Мы определили способ отправки/получения заданий и отснятого материала. В нашем случае мы выбрали e-mail и сообщения в мессенджере WhatsApp. Отправка заданий осуществилась одновременно по всем каналам. Каждый участник мог выбрать максимально удобный ему. Также для решения оперативных вопросов был создан информационный чат в WhatsApp, эффективность которого была неоднократно доказана.

Мы придумали несложные в исполнении и не требующие дополнительной подготовки задания и испытания, соответствующие возрасту участников, состоящие из базовых двигательных навыков и умений: бегать, ползать, прыгать, бросать. Важно было учесть, чтобы комбинации (последовательности) этих действий были новыми, необычными и безопасными, а не теми, которые регулярно встречаются на «Веселых стартах» и других ежегодных стандартных спортивных мероприятиях. Испытания должны быть интересны участникам и педагогам.

Продолжительность эстафеты также играет важную роль. Среднее рекомендуемое время – полторы-две минуты. Это связано с техническими возможностями отправки сообщений, так как могут возникнуть проблемы с передачей объемных файлов у участников и просмотром видео судейской бригадой. При продолжительном просмотре видеоматериала глаз «замыливается», внимание ослабевает, и судейство становится необъективным.

Важно было правильно выбрать расстояние прохождения испытания, принимая во внимание размеры помещений, в которых будет проводиться съемка. Далеко не у всех есть просторный зал для занятий физической культурой. Это могут быть музыкальный зал, небольшое помещение. Максимальный размер эстафеты шесть метров, но лучше четыре-пять метров. Именно такой размер позволит соблюсти требования безопасности и установить камеру.

Оборудование, которое потребуется для испытаний, должно быть максимально простым и доступным участникам, а в случае отсутствия такового должна быть возможность соорудить его из подручных материалов. В нашем случае это были конусы (четыре штуки), гимнастический мат, планка (которую можно заменить натянутой веревкой), медбол весом 1кг (две штуки).

Необходимо было продумать и состав команды: в испытаниях принимали участие по 5 юных спортсменов без ограничений по половому признаку. Также мы не лимитировали количество замен участников в течение всего соревновательного процесса, что, по нашему мнению, очень ценно для педагогов, которые не просто занимаются «селекцией», а дают возможность максимальному количеству детей принять участие в состязании.

Система оценки прохождения испытания также играет важную роль. В наших соревнованиях мы отошли от привычного формата «ошибка – штрафное время», основываясь на том, что сложно правильно и корректно сопоставить различные виды ошибок и штрафное время, которое за него дают. На каждом испытании мы указывали на точки контроля, которые должны были быть при выполнении эстафеты, и в случае отсутствия их результат не засчитывался. Забегая вперед, хочу отметить, что незачетов было не так много, так как дистанционный формат позволял отснять не один дубль прохождения испытания, участники перед отправкой файлов могли выбрать самый правильный, с минимальным временем.

Чтобы избежать недопонимания самого задания, мы использовали текстовый файл с подробным описанием испытания и схемой расстановки оборудования. К каждому испытанию помимо текстового файла прикладывали и два видео. На первом мы показывали пример расстановки оборудования, еще раз акцентируя внимание на размерах дистанции, во втором был пример прохождения испытания с участием дошкольников школы №1228 «Лефортово» и указанием точек контроля, по которым оценивалось прохождение испытаний.

Для объективного судейства съемку рекомендовали проводить с двух камер. Одна устанавливалась на линии старта/финиша для контроля за фальстартами. Вторую необходимо было установить на противоположном конце для оценки правильности выполнения испытания. В случае съемки с одной камеры общего обзора не всегда есть возможность оценить фальстарты. В наших соревнованиях участники должны были снимать с двух камер одновременно одним дублем и потом присылать нам два видео: с линии старт/финиш и общий обзор. Когда проходил просмотр присланных видеоматериалов, судейская бригада в самом простом видеоредакторе накладывала два изображения друг на друга и просматривала их, оценивая и качество исполнения испытания, и наличие фальстартов.

Итак, у нас получилось простое и интересное спортивно-массовое мероприятие, в котором приняли участие более двухсот человек. Продолжительность всего мероприятия составила полтора месяца. Соревнования проходили в шесть этапов, каждый по времени занимал неделю. Испытания не были известны заранее, что подогревало интерес к ним и поддерживало интригу среди всех участников. По понедельникам участникам отправляли испытание на неделю: текстовый файл, схему, видеоматериалы. Участники, получив задание, имели возможность подготовиться и снять лучший дубль. На это им отводилось около трех-четырех дней, так как видео с прохождением испытания необходимо было прислать до обеда четверга. Далее судейская бригада просматривала присланные видеоматериалы и отправляла результат испытания не позднее воскресенья, после чего высылались данные по новому испытанию. Первые четыре испытания были отборочными. В каждом из них мы определяли по две команды с лучшим временем прохождения испытания. Эти команды становились участниками финального состязания, а остальные эстафеты проходили вне конкурса, чтобы была возможность проявить себя и у остальных команд.

В испытаниях были такие упражнения, как бег змейкой (для интереса и сложности выполнения расстояния между конусами были заданы неодинаковые); перенос и переброс медбола весом в 1 кг, используемого вместо привычных кубиков и мячиков; упражнение «скручивание», которое является базовым и заложено в нормативах ГТО первой ступени 6-7 лет; упражнение «берпи» – современное модное упражнение, состоящее из базовых элементов любой физической подготовки; для перемещения по площадке мы закладывали нестандартные позы «паук» и «верблюд», которые добавили в испытания позитива и веселья, но при этом были безопасны, хотя и не очень просты физически для выполнения.

По итогу четырех испытаний у нас определились девять команд (две команды на одном из испытаний показали одинаковое время). Эти команды в финальном соревновании боролись за Кубок школы №1228 «Лефортово». Команды, не занявшие первые места на отборочных испытаниях, боролись за Кубок школы №1228 «Лефортово» второй степени. Всем было предложено одинаковое задание, которое включало в себя элементы предыдущих отборочных испытаний.

Финальное испытание было веселым и динамичным, заставляло участников мобилизоваться. По итогам финального задания определились обладатели Кубка школы №1228 «Лефортово». Ими стали школа №1793 имени Героя Советского Союза А.К.Новикова и обладатель кубка II степени школа №2051, именно между ними и был разыгран Суперкубок школы №1228 «Лефортово».

Испытание было простое, быстрое, азартное. На его подготовку у участников не было времени, результат они прислали до обеда понедельника. В соревновательной борьбе с разницей в одну секунду был определен обладатель Суперкубка школы №1228 «Лефортово»-2020. Им стала школа №1793 имени Героя Советского Союза А.К.Новикова.

Это был отличный спортивный праздник протяженностью в полтора месяца, который не оставил никого равнодушным!

Ринат АВЗАЛОВ, инструктор по физической культуре школы №1228 «Лефортово»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt