Только недавно, кажется, по всей стране прозвучали последние звонки и все ребята ушли на каникулы. Но сентябрь дал начало новому учебному году, новым испытаниям, победам и достижениям. В этом учебном году все школы страны перейдут к реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Это нововведение затронет весь процесс образования, многое придется пересмотреть и переосмыслить. Наряду с внедрением нового школа будет проводить уже знакомые оценочные процедуры, традиционные для образования, – ГИА и ВПР.
Всероссийские проверочные работы – это итоговые испытания, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. Традиционно они проходят с марта по май, что несет в себе определенный плюс: время на подготовку есть!
Методически подкованный учитель понимает, что необходимо анализировать задания прошлых лет, определять типичные ошибки своих учеников, более трепетно работать с заданиями, вызывающими затруднения. Это зона ответственности педагога. Ведь часть успеха ученика зависит и от грамотной подготовки, и от настроя.
Сочетать предметную подготовку к ВПР и психологический настрой помогают тренировочные варианты «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен». Созданные разработчиками ВПР, эти учебные пособия способствуют повторению, обобщению, систематизации знаний о предмете, помогают настроиться на успешную реализацию всей работы через систематическое выполнение заданий.
Обобщая личный опыт подготовки учеников к ВПР по русскому языку, могу привести задания, которые вызывают особые затруднения у ребят. Традиционно таким заданием является первое, проверяющее правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст. При его выполнении ребята демонстрируют сформированный навык чтения. Адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в деформированном тексте, проблематично не только для пятиклассников, но и для учеников более старших классов.
Отличный способ подготовиться к этому – поработать с текстами той тематики, которая будет близка определенной возрастной группе. В типовых заданиях «ВПР. Русский язык» под редакцией А.Ю.Кузнецова применяется именно этот метод. Пятиклассникам предлагаются тексты о животных, природе, дружбе. В шестом классе к ним добавляются тексты, отображающие интересные факты из жизни обитателей морских глубин или рассказывающие о процессе изготовления хлеба. Работа с ними способствует концентрации внимания и успешному выполнению задания через оттачивание навыков по ранее изученным орфограммам и пунктограммам.
Также ежегодный анализ результатов ВПР показывает, что ученикам трудно дается выполнение заданий, требующих демонстрации умения соблюдать пунктуационные нормы. В 5-м и 6-м классах все сосредоточено вокруг тем «Прямая речь», «Обращение», а к 7-му классу требуется пунктуационное умение оформлять на письме причастные и деепричастные обороты (рис. 1).
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/09/38ug_23_2104.jpg)
Преимущество тренировочных вариантов «ВПР. Русский язык» под редакцией А.Ю.Кузнецова заключается также и в методически грамотном оформлении. Помимо четырех предложений, оформленных в тематике определенной возрастной группы, есть формулировка самого задания, предполагающая поэтапное его выполнение. Что важно, есть место для ответа и пометок. Привыкнув к подобной визуализации, ученик и на самой ВПР не растеряется, продемонстрировав знание пунктуационных норм.
Нельзя не отметить задания по тексту из второй части ВПР, которые школьники практически всегда успешно выполняют. Дети достаточно хорошо ориентируются в представленных текстах, определяют основную мысль, могут составить план, опираясь на количество микротем, справляются с написанием лексического значения слова. В шестом классе появляется задание, предполагающее распознавание значения фразеологической единицы. Знание значения фразеологизмов необходимо в жизненной ситуации межличностного устного и письменного общения (рис. 2).
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/09/38ug_23_2105-600x263.jpg)
Несомненным плюсом тренировочных работ «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» является то, что они получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. Для удобства подготовки пособие выходит в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов, что позволит каждому учителю подобрать необходимое количество материала под уровень конкретного класса. Кроме того, ученику предлагаются возможности для самопроверки или контроля успеваемости со стороны родителей: издания содержат подробные критерии оценивания и ответы на задания.
Не страшны никакие испытания, если мы понимаем в мельчайших деталях, что от нас будет требоваться и как мы должны действовать в той или иной ситуации. Это означает, что подготовка к ВПР – обязательная часть работы школьного учителя. Чтобы без потрясений и стрессов пройти через все это, показав достойный уровень своих знаний, к проверочной работе нужно готовиться. В сотрудничестве, применяя доступные всем учебные пособия, можно не только добиться положительных результатов, но и избежать стресса, возникающего от отсутствия должной подготовки.
Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы школы с. Плеханово, Грязинский район, Липецкая область
Комментарии