Только недавно, кажется, по всей стране прозвучали последние звонки и все ребята ушли на каникулы. Но сентябрь дал начало новому учебному году, новым испытаниям, победам и достижениям. В этом учебном году все школы страны перейдут к реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Это нововведение затронет весь процесс образования, многое придется пересмотреть и переосмыслить. Наряду с внедрением нового школа будет проводить уже знакомые оценочные процедуры, традиционные для образования, – ГИА и ВПР.
Всероссийские проверочные работы – это итоговые испытания, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. Традиционно они проходят с марта по май, что несет в себе определенный плюс: время на подготовку есть!
Методически подкованный учитель понимает, что необходимо анализировать задания прошлых лет, определять типичные ошибки своих учеников, более трепетно работать с заданиями, вызывающими затруднения. Это зона ответственности педагога. Ведь часть успеха ученика зависит и от грамотной подготовки, и от настроя.
Сочетать предметную подготовку к ВПР и психологический настрой помогают тренировочные варианты «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен». Созданные разработчиками ВПР, эти учебные пособия способствуют повторению, обобщению, систематизации знаний о предмете, помогают настроиться на успешную реализацию всей работы через систематическое выполнение заданий.
Обобщая личный опыт подготовки учеников к ВПР по русскому языку, могу привести задания, которые вызывают особые затруднения у ребят. Традиционно таким заданием является первое, проверяющее правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст. При его выполнении ребята демонстрируют сформированный навык чтения. Адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в деформированном тексте, проблематично не только для пятиклассников, но и для учеников более старших классов.
Отличный способ подготовиться к этому – поработать с текстами той тематики, которая будет близка определенной возрастной группе. В типовых заданиях «ВПР. Русский язык» под редакцией А.Ю.Кузнецова применяется именно этот метод. Пятиклассникам предлагаются тексты о животных, природе, дружбе. В шестом классе к ним добавляются тексты, отображающие интересные факты из жизни обитателей морских глубин или рассказывающие о процессе изготовления хлеба. Работа с ними способствует концентрации внимания и успешному выполнению задания через оттачивание навыков по ранее изученным орфограммам и пунктограммам.
Также ежегодный анализ результатов ВПР показывает, что ученикам трудно дается выполнение заданий, требующих демонстрации умения соблюдать пунктуационные нормы. В 5-м и 6-м классах все сосредоточено вокруг тем «Прямая речь», «Обращение», а к 7-му классу требуется пунктуационное умение оформлять на письме причастные и деепричастные обороты (рис. 1).
Преимущество тренировочных вариантов «ВПР. Русский язык» под редакцией А.Ю.Кузнецова заключается также и в методически грамотном оформлении. Помимо четырех предложений, оформленных в тематике определенной возрастной группы, есть формулировка самого задания, предполагающая поэтапное его выполнение. Что важно, есть место для ответа и пометок. Привыкнув к подобной визуализации, ученик и на самой ВПР не растеряется, продемонстрировав знание пунктуационных норм.
Нельзя не отметить задания по тексту из второй части ВПР, которые школьники практически всегда успешно выполняют. Дети достаточно хорошо ориентируются в представленных текстах, определяют основную мысль, могут составить план, опираясь на количество микротем, справляются с написанием лексического значения слова. В шестом классе появляется задание, предполагающее распознавание значения фразеологической единицы. Знание значения фразеологизмов необходимо в жизненной ситуации межличностного устного и письменного общения (рис. 2).
Несомненным плюсом тренировочных работ «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» является то, что они получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. Для удобства подготовки пособие выходит в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов, что позволит каждому учителю подобрать необходимое количество материала под уровень конкретного класса. Кроме того, ученику предлагаются возможности для самопроверки или контроля успеваемости со стороны родителей: издания содержат подробные критерии оценивания и ответы на задания.
Не страшны никакие испытания, если мы понимаем в мельчайших деталях, что от нас будет требоваться и как мы должны действовать в той или иной ситуации. Это означает, что подготовка к ВПР – обязательная часть работы школьного учителя. Чтобы без потрясений и стрессов пройти через все это, показав достойный уровень своих знаний, к проверочной работе нужно готовиться. В сотрудничестве, применяя доступные всем учебные пособия, можно не только добиться положительных результатов, но и избежать стресса, возникающего от отсутствия должной подготовки.
Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы школы с. Плеханово, Грязинский район, Липецкая область
Комментарии