search
main
0

Есть такая фракция! Идти во власть не ради денег и выгоды

В Воронежской областной Думе сейчас по списку 43 депутата, 15 из них – на освобожденной основе, для остальных депутатство – это общественная работа. То есть денег за нее не получают, зато времени и сил затрачивают предостаточно. Один из таких общественников – Владимир Хвостовский, директор воронежской школы N 65.

Когда в марте 97-го года учителя школ Ленинского района решили “двигать” в депутаты своего коллегу, выбор пал на Владимира Тимофеевича. Для чего учитель в Думе?
Говорят, сегодня, чтобы пробиться во власть, нужны две вещи – деньги и команда поддержки. Какие у учителя деньги, мы знаем. На листовки не хватит даже директорской зарплаты: их ведь еще расклеить надо и заплатить тем, кто расклеивал. Но у хорошего уважаемого учителя есть то, что может сделать его депутатом и без больших денежных затрат, – такая команда поддержки, какой позавидуют самые преуспевающие предприниматели. Люди, которые помогают учителю пройти в законодательную власть, работают не за деньги и обещанные блага, они вкалывают за идею. За школу, за детей, за будущее своего города, области – и эти мысли согревают посильнее туго набитого кошелька. (Не всех, конечно, согревают, но те, кто решает продвигать в депутаты учителя, как правило, придерживаются именно таких взглядов). Недаром нынешние кандидаты в Госдуму ли, в областную Думу, или в муниципальные Советы чуть ли не первым делом встречаются с учителями и стремятся всеми правдами и неправдами оказаться в школах, желательно на родительских собраниях. Слишком много потенциальных избирателей объединяет вокруг себя учреждение образования. Так почему же не использовать этот козырь в интересах учительства и детей?
Только, как показывает практика, ни один, ни даже четыре депутата от педагогического сообщества не смогут переломить ситуацию в пользу образования. Доказательство тому – Воронежская область. В 97-м году в местную Думу прошли четыре кандидата-учителя: кроме Хвостовского, еще Владимир Мочалов – директор Углянской гимназии Верхнехавского района, Валентина Бурьян – учитель из Подгоренского района и Иван Сурков – преподаватель, зав.кафедрой агроуниверситета, в Думе он возглавляет комиссию по образованию, науке и высшей школе. Четверо – на 43, это даже не десятая часть, это даже меньше, чем у медиков (их в Думе семь или восемь человек). То есть не о каком большинстве при голосовании речи быть не может, остается лишь убеждать и доказывать, что на образование выделяются крохи, что гардеробщица и сторож не могут прожить на 132 рубля в месяц. Убеждать, что приоритетом в финансировании должна стать не местная футбольная команда, а школы, что налоговые льготы надо давать не тем, кто попросит, а тем, кто вкладывает средства в социальную сферу.
Последние четыре года (срок работы нынешней Думы, перевыборы пройдут в начале следующего года) были очень тяжелыми для воронежского учительства. Постоянные, многомесячные долги по зарплате удалось хоть немного погасить в конце прошлого – начале нынешнего года. Но с лета опять началось: опять сельские учителя сидят без денег. Не все, конечно, зависит от обеспеченности района. Корень зла депутаты видят в муниципализации школ, в том, что, выполняя государственные программы и стандарты, учителя получают зарплату из местных бюджетов, попадая в заложники муниципальной власти. А если эта власть, точнее, район сам глубоко дотируем и не может обеспечить нормальных доходов населению?
– Мы обсуждали в Думе этот вопрос, – рассказывает Владимир Тимофеевич. Потом поднимали его на совещании в Москве, ведь это проблема не одной только Воронежской области. Надеялись, что нас услышали. Но нет, пока все остается на уровне пожеланий. Сегодня все, что выплачивается из федерального бюджета, люди получают вовремя. Так должно быть и с учителями.
Разумеется, депутаты от образования отстаивают интересы педагогов не столько в Москве, сколько у себя дома. Удалось увеличить бюджетные ассигнования на учреждения областной собственности – детские дома, школы-интернаты. Но даже они все равно финансируются не в полном объеме: вместо 280 миллионов рублей, необходимых на будущий год, обещают только 184. Если бы не шефы и спонсоры, детям пришлось бы совсем туго. Еще в начале своей работы учительская “фракция” внесла предложение увеличить ставку первого разряда (она тогда по России составляла 60 рублей) до размера минимального заработка – чуть больше 83 рублей. И областная Дума согласилась. Потом такое решение было принято в целом по стране, но одновременно с ним постановили срезать коэффициенты ЕТС. Что сделали воронежские депутаты-учителя? Представили своим коллегам по областной Думе элементарный расчет, сколько получал учитель раньше, и сколько ему будет причитаться при новых коэффициентах. Совершенно четко выявилось, что по некоторым разрядам зарплата стала меньше. И Дума приняла решение вернуться к старым коэффициентам. Но… депутаты предполагают, а главы районов располагают. Деньгами. При нынешнем государственном устройстве и законодательстве подобное постановление Думы может носить только рекомендательный характер. В итоге к рекомендации прислушались, исходя из возможностей местных бюджетов, девять сельских районов области, город Воронеж и учреждения образования областной собственности. (Чтобы было, с чем сравнивать: в Воронежской области более 30 сельских районов). То есть снова та же проблема полной зависимости от местных бюджетов. Выходит, что даже в одной области учителя получают за свой труд разную оплату.
Хвостовский рассказал еще об одной проблеме, которую пытается решить учительская “фракция”. Для каждой школы области может стать реальностью хороший компьютер, надо только войти в число регионов, где будет действовать федеральная программа компьютеризации. Но она предполагает совместное финансирование – 50 на 50, и в областной бюджет нужно заложить на эти цели около 12 миллионов рублей. Пойдет ли на это областная Дума? Или Воронежская область снова окажется “в пролете”?
Для того чтобы этого не случилось, уважаемые учителя, в Думе нужны свои люди, и чем их будет больше, тем лучше. Учитель идет в депутаты не за властью и личной выгодой, даже не для того, чтобы сделать капитальный ремонт в собственной школе – школа Хвостовского, например, построена в 1964 году по проекту сельской восьмилетки, рассчитана на 640 мест, и за годы депутатства директора она не озолотилась (“Я не могу пользоваться своим положением, это непорядочно, да и что люди-то скажут? Они же меня выбирали”). Учитель идет в Думу за правдой. За вашей правдой.
Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте