search
main
0

Есть ресурс! Школьный сайт – пространство для творчества или отчетов?

Общероссийский рейтинг школьных сайтов 2016 года, девятый по счету, принял 4000 заявок из 85 регионов Российской Федерации. Оценивались сайты школ и детсадов, студий и дворцов творчества, а также сайты школьной тематики, в том числе отдельных классов и персональные – учителей. Из 100 возможных баллов сайт средней школы №2 «Источник» Петрозаводска получил 93 балла. Для Карелии в этом году такой результат лучший.

Секретами успеха с коллегами согласился поделиться коллектив школы №2 из Петрозаводска, возглавляет который Светлана Федоровна Макаренко:- Еще два года назад у нас был образовательный портал. Сейчас на его базе создан сайт. Не предполагала, что участие в рейтинге окажется для нас настолько успешным. Казалось, еще что-то можно улучшить, но результат превзошел все наши ожидания. Доступ к сайту есть у нескольких учителей и завучей школы, которые, если у них есть информация, связанная с жизнью школы, сразу же размещают ее на сайте. Благодаря такому взаимодействию у нас получается оперативное оповещение. Сайт также выполняет важную функцию не только представления школы, но и ресурса, связанного с обучением. Например, наш уникальный раздел «Музейный комплекс». В нем не просто рассказ о школьном музее – их у нас два. Один посвящен истории Великой Отечественной войны, а второй – карельским традициям и называется «Крестьянская изба».- В разделе музейно-образовательного комплекса у нас есть версии сайта на английском и финском языках, – подключается к разговору Ольга Геннадьевна Волкова, учительница финского языка, одна из создателей раздела. – Здесь есть перевод названий всей утвари, частей избы, что позволяет нам вести уроки по этой лексике и в игровой форме проверять, как дети усвоили материал, для этого разработана специальная программа. Кстати, наши финские партнеры разработкой заинтересовались: многие из финских детей забыли, как называются по-фински горшок или кочерга.- Сайт для нас – это возможность облегчить нагрузку учителей, – говорит зам. директора по УВР Елена Валерьевна Смирнова. – Мне как завучу теперь нужно нажать несколько кнопок, чтобы увидеть, например, четвертные оценки или средний балл учеников в любом классе. Значительно уменьшилась нагрузка и на классных руководителей, которые не выставляют в дневник текущие оценки, а выводят распечатку с ними и вклеивают в дневник за неделю. В этом году мы отказались от дублирования и оставили только электронный журнал. Родители активно взаимодействуют с нами через сайт, задавая свои вопросы обо всем, что их волнует, – о расписании, подменах, родительских собраниях. Записать дошколят в «Малышок» для подготовки к первому классу, полюбопытствовать о школьных экскурсиях и победах, уточнить телефон канцелярии и стоимость платных образовательных услуг – все это можно на сайте школы №2 «Источник» Петрозаводска. Информация, фотографии и структура сайта – это отдельная гордость и заслуга Михаила Савастьянова, молодого разработчика и главного в техподдержке сайта, который уверен, что предела совершенству нет.Интерактивные возможностиСвоим мнением о функционале школьных порталов поделились директора и представители техподдержки Петрозаводска и Карелии.- Сайты есть во всех школах. Где лучше, где чуть хуже. Идея, бесспорно, хорошая, но она еще не востребована массово, – говорит Елена Плетнева, начальник Управления образования Питкярантского района. – Люди в районах пока не приучены обращаться за информацией к онлайн-ресурсу. У молодого поколения это запросто. Хочется верить, что уменьшится документооборот. Для этого нужно, чтобы все обращались в первую очередь к сайтам. Уверена, если руководители школ будут следить за пополнением их информации своевременно, то все возможно!- Сайт школы сегодня приобретает значение единой образовательной среды (ЕОС) организации. Это не только публикация документов, фотографий, новостей, но и ресурс для обучения и общения всех участников образовательного процесса, – считает Василий Еремеев, учитель химии, тьютор дистанционного обучения петрозаводской школы-интерната №21. – В школе-интернате №21 и Петровской школе, где я работаю, уже более пяти лет используются только электронный журнал для учителя и электронный дневник для учеников и родителей. Как учителя мы уже минимизировали бумажную отчетность, ее практически нет. Мы заполняем электронный журнал, используя онлайн-документы для совместного редактирования, – вносим реализованные мероприятия в классе, школе, во внеурочное время. Событий много, поэтому, чтобы не забыть, все фиксируется сразу. Рабочие учебные программы, некогда представлявшие собой кипы бумаг, теперь содержат три обязательных пункта, остальное по желанию педагога. Вся статистическая информация теперь собирается в электронном журнале, и администрация в любой момент может сформировать любой статистический отчет. Еще одна составляющая ЕОС – это учебные ресурсы: дистанционные курсы, ссылки на проверенные учителем ресурсы в сети Интернет, коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР), сайты конкурсов, олимпиад, подготовки к ЕГЭ, ГИА и др. Форумы, доски объявлений, внутренняя переписка и другие интерактивные возможности.Пора решать проблемы- Сайты у школ есть, но не вижу, чтобы мои школьники 11-15 лет пользовались ими. Не замечены за посещением этих сайтов и мы, родители, – поднимает проблему актуальности школьных ресурсов для разных целевых групп Сергей Силкин, папа четверых детей, педагог детского центра культуры «Музыканты» из Хельсинки. – Лишь однажды я изучал сайт нашей школы, когда старший сын поступил туда. Сайты школ тут – это визитная карточка, не больше.  Так выглядит сайт школы, например: www.tyk.fi. Зато есть единая система Wilma. Это электронный дневник на финский лад. Связь, общение с учителем, новости, оценки, задания, расписание. Туда заглядываем по 20 раз за день, ответы педагогов на вопросы молниеносно. Очень удобно.- Сайт для школы важен, потому что он позволяет информировать участников образовательного процесса и общественность обо всем, что происходит в школе, – уверена Елена Михеева, директор школы №3 Петрозаводска. – Ключевое слово – информировать. На сайте школы публикуются основные документы, которые позволяют увидеть, как функционирует и развивается школа. Однако сомневаюсь, что в сегодняшних реалиях портал сможет снизить документооборот. Очень часто с нас в бумажном виде запрашивается информация (например, надзорными органами), которая в полной мере представлена на сайте. Сегодня портал, по крайней мере именно нашей школы, больше ориентирован на родителей и учителей. Там они могут получить достаточно много оперативной и свежей информации. Меньше он полезен ученикам, поскольку любую необходимую им информацию они могут быстро найти через любой поисковый сервер.- Школьный сайт я создавал с нуля более десяти лет назад. За эти годы структура сайта и дизайн некоторых разделов корректировались, – рассказывает Виталий Меньшиков, учитель информатики школы №5, финалист конкурса «Учитель года Карелии»-2016 из Сегежи. – На сайте много информации о школе, педколлективе, представлены режим работы, расписание звонков, списки классов, которые, кстати, я видел не у всех. Мне кажется, это удобно – всегда можно узнать имя ребенка и количество вакантных мест в конкретном классе. Так что желающие перевести ребенка к нам в школу сразу могут посмотреть списочный состав и информацию о классном руководителе. Есть раздел с официальными документами и новостная лента. Это показывает, чем живет школа, учителям для портфолио удобно находить свои материалы, которые хранятся в архиве пять лет. Обслуживать сайт мне нетягостно: уходит на это не более получаса в течение всей недели. Хочется, чтобы контролирующие органы не спрашивали со школы бесконечные отчеты, а брали информацию прямо с сайта, тем более что там для этих отчетов почти все есть.- Сайт учреждения необходим всем участникам образовательных отношений. Он помогает расширить информационно-правовое поле школы, – говорит Галина Васильева, директор лицея №13 из Петрозаводска. – Не парадно-выходной сайт, а рабочий. Опубликованная информация сайта должна показать документы, в том числе локальные акты, принятые в учреждении, не только родителям, ученикам и учителям, но и контролирующим органам. Как правило, последние не всегда используют этот канал для проверки, а запрашивают бумажный вариант. То же самое можно сказать о сайтах bus.gov.ru и закупки. Публикуем большое количество информации, а документы в бумажном или в электронном виде всё требуют и требуют. В управлении образования – чаще всего. Наша реакция, как правило, такая: «Когда это дублирование закончится! Погрязли в отчетах! Отвлекают от работы!» Срочно необходимо разработать единый подход к документообороту, иначе администрации образовательных учреждений грозит неисполнение своих прямых обязанностей по долгу службы.- Еще десяток лет назад, когда мы только начинали осваиваться в этом направлении, мы были абсолютно свободны в том, что и как размещать на сайте. В этом было профессиональное удовольствие, – делится Светлана Савицкая, директор лицея №40 Петрозаводска. – Теперь, когда федеральный закон определяет, что обязательно должно быть на сайте, мы только успеваем (и, честно говоря, с трудом) вовремя разместить необходимую информацию. Теперь в приоритете стремление сделать сайт удобным не для непосредственных участников жизни школы – родителей и детей, а для очередного надзорного органа, чтобы он сказал: «Все нормально, нарушений нет». Не знаю, представляли ли те, кто прописывал требования к сайтам образовательных учреждений, например, объем и количество рабочих программ для обучения детей по всем предметам. Для нашей школы это более 1000 страниц. Их надо отсканировать и разместить на сайте. Найти бы человека, который потом читал их на нашем ресурсе. И это только один пункт длинного перечня из требований к официальным сайтам образовательных учреждений. Даже при условии размещения всей необходимой информации на сайте поток запросов к школе от вышестоящих органов не стал меньше. Пока мы только надеемся, что это когда-то произойдет… При этом, конечно, важно быть открытым для всех, кто сотрудничает со школой или хотел бы это делать. Только понимание этого удерживает наш профессиональный интерес, когда мы решаем, как наполнить сайт жизнью. А для каждодневного общения, информирования учителей, родителей, наших учеников мы уже несколько лет используем возможности электронного журнала NetSchool. Этот ресурс предоставляет все необходимое, чтобы информация была максимально быстро и полно донесена до каждого. И я бы всячески рекомендовала руководителям школ как можно активнее внедрять электронные журналы в жизнь своих учреждений.Петрозаводск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте