search
main
0

Есть речи значенье

И ей без волненья внимать невозможно

Известный журналист Виктория Молодцова в своей статье назвала ее ураганом, сразу разглядев самую суть Людмилы Леонидовны. Познакомились они в 2000‑м на первом Российском конкурсе «Лидер в образовании», где Людмила Редько вошла в топ победителей. Знакомство переросло в дружбу, они часто созванивались, встречались, обсуждали наболевшие вопросы реформирования современной школы, полемизировали о миссии и призвании российского учителя. Сегодня президент Ставропольского государственного педагогического института доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ Людмила Редько стала эталоном отношения к этой профессии для огромного количества педагогов Ставрополья. И это потому, что главной ценностью для нее всегда были люди, у которых она сама училась на протяжении всей профессиональной биографии.

Людмила Редько

Педагог, убеждена Людмила Леонидовна, создатель и первый ректор СГПИ, только тогда является наставником, когда его ученики, выбирая ту же профессию, готовы идти за ним всегда, потому что верят именно ему. Если этого нет, учитель часто остается урокодателем, становясь похожим на флешку к компьютеру, наполненную информацией, но не способную влиять на формирование личности ученика как человека – гражданина своей страны. Важнейшее событие в судьбе каждого из нас – встреча со своим учителем и наставником – случается, только если рядом оказывается тот, кого хочется видеть, слушать, стараясь понять, о чем, что и как он говорит, как творит чудо открытия мира, просто передавая знания о своем предмете, а мы в ответ безоглядно доверяем каждому произнесенному им слову, его оценке событий, лишь впоследствии убеждаясь и удивляясь правоте и дальновидности обычного человека, открывавшего для внимающих ему смыслы бытия! Но, чтобы это произошло, учитель должен обладать чем-то гораздо более важным, нежели только предметные знания, технологии, умения и навыки!

– Настоящий учитель по большому счету учит молодых искусству жить среди людей, бескорыстно отдавая им те знания, без которых трудно реализовать себя в настоящем и не обойтись в будущем, – говорит Людмила Редько.

И добавляет:

– Его служение – бережно взращивать целые поколения своего народа, формируя их душу через собственные представления об истинном и ложном, о смыслах существования и способах выбора своего жизненного пути.

Более 35 лет педагогический коллектив института создает особую духовно-нравственную среду, обучаясь в которой просто невозможно не понимать, что есть добро и зло, что стыдно или недостойно, что можно простить другим, но недопустимо для учителя при любых обстоятельствах.

– Как только стираются границы между такими понятиями, – говорит Людмила Редько, – человек начинает жить по собственному закону ситуативной морали: «Мне нужно – значит можно». Не надо объяснять, куда ведет подобная позиция. Чтобы противостоять нарастанию таких тенденций в молодежной и даже детской среде, в наших руках есть лишь один инструмент влияния – воспитание!

Вот почему взятый педагогическим коллективом СГПИ курс на приоритетное формирование духовно-нравственного, гражданского сознания студентов стал основным направлением в подготовке педагогических кадров любого профиля, которое реализуется не только на внеаудиторных мероприятиях, но и в процессе учебных занятий. В педагогической практике самой Людмилы Леонидовны, как и ее коллег – педагогов кафедр гуманитарных, общественных и культурологических дисциплин института, это и есть главная цель при реализации программ обучения по преподаваемым предметам, когда итоги освоения учебного материала подводятся, как говорят, глаза в глаза, с обязательным выслушиванием каждого студента лично, хотя иногда на это уходит в три раза больше времени, чем предусмотрено учебным планом. Может быть, поэтому не приходится контролировать посещаемость таких занятий, так как отсутствующих практически не бывает, а иногда на такие лекции студенты даже приводят родителей или друзей.

На достижение той же цели направлена и бережно сохраняемая в вузе традиция обязательного проведения в канун 1 сентября встречи ректора вуза с вновь поступившими студентами и их родителями, чтобы в ходе открытого и доверительного разговора помочь и первокурсникам, и их семьям с первых дней пребывания в этих стенах осознать, что в институте свой особый режим жизни, что здесь недостаточно получать высокие оценки, результатом учебы должно стать не просто получение «корочки» об окончании бакалавриата-специалитета, а личностное взросление, проявление гражданской зрелости на каждом этапе профессионального становления. Эффект от такой «увертюры» огромен.

Примером единства слова и дела стал рассказ Людмилы Леонидовны о том, как много лет назад весь студенческий коллектив открытым голосованием решал вопрос об отчислении студентки-отличницы, у которой мама после сложной операции осталась в полном одиночестве лежать дома без всякой помощи, поскольку ее дочь уехала отдыхать на море, соврав, что отправил ее туда на обязательную практику институт. Ухаживающие за лежачей больной сердобольные соседи делали перевязки, покупали и готовили еду, а потом позвонили куратору с просьбой в порядке исключения освободить эту студентку от практики. Разбираясь в ситуации, быстро выяснили, что практика этой девушке уже была перенесена на другой период по ее личному заявлению именно в связи с необходимостью… ухода за тяжело больной матерью. Когда начали обсуждать этот факт, проводили целые диспуты о совести и морали, о педагогической этике в каждой группе, затем общее собрание, на котором и вскрылось много неожиданного и в поведении девушки, и в ее отношении к будущей профессии и к своему дочернему долгу! Друзья, однокурсники, преподаватели были непреклонны: поступок откровенно аморальный, бесчеловечный, с такими установками нельзя учить даже взрослых, а не только воспитывать детей, и ее отчислили. К счастью, с тех пор ничего подобного пока не наблюдалось.

Поэтому, наверное, в биографии Людмилы Леонидовны немало запоминающихся приятных событий, к которым можно отнести и нечаянные встречи с выпускниками 20‑30‑летней давности, которые вдруг дословно цитируют ее высказывания и советы, или благодарность специально приехавшего из другой республики дедушки-инвалида, который на костылях пришел сказать спасибо за внучку, ставшую заведующей детским садом… Капли таких «рождественских» историй щедро рассыпаны по ее длинной профессиональной жизни.

Профессиональный стаж Людмилы Редько более 50 лет, из них 36 в этом учебном заведении. За этот период сделано немало: именно здесь впервые на Юге РФ прошли выборы директора тогда еще педагогического колледжа, впоследствии преобразованного в единственный в России Институт детства. Здесь же первыми в системе образования края начали практиковать цикло-блочную систему преподавания и открытые защиты дипломов, на которых могли присутствовать все желающие, а также открытые процедуры зачисления абитуриентов на первый курс при конкурсе больше 20 человек на место!

Позже, когда Людмила Редько осуществила реорганизацию Института детства в Государственный педагогический институт, именно здесь впервые в регионе создали и успешно реализовывали систему непрерывной уровнево-ступенчатой подготовки педагогических кадров для всех видов и типов учебных заведений региона, в которой на каждой ступени выпускник мог получить соответствующий диплом, позволяющий не только работать по специальности, но и без вступительных испытаний продолжить обучение по сокращенной программе на следующей ступени. Такой подход обеспечивал возможность по завершении учебы на одной ступени временно выходить из системы, чтобы поработать или родить детей, а потом вернуться и продолжить учебу, постепенно продвигаясь к вершинам мастерства. Наверное, закономерно, что в настоящее время новый ректор института Мария Викторовна Смагина, как и многие проректоры и деканы, – его выпускница, диссертации многих преподавателей родились именно в стенах родной альма-матер.

Сама Людмила Леонидовна из педагогической династии, насчитывающей 156 лет общего стажа, если не считать других родственников. Учителями были и ее мама, и бабушка, и прабабушка. Сестра Наташа – профессор лингвистики, завкафедрой СКФУ, сестра Татьяна тоже больше 20 лет работает в вузе.

Говоря о том, кого в наше время можно назвать наставниками и дают ли профессиональные награды или должность право носить такое звание, Людмила Леонидовна отмечает,  что никакой объем знаний или официальный статус не делают человека тем, кому другие люди сами дают право вести их за собой, быть для них авторитетом или даже вершителем судьбы, наставляя на путь истинный. Скорее всего, регалии – это не главное.

– Наставник, по моему мнению, – говорит Людмила Редько, – это человек, общение с которым способно вызвать к жизни в другом человеке все лучшее, что в нем есть. Думаю, инициатива посвятить этот год педагогам и наставникам вызвана особыми обстоятельствами, которые переживают образование и общество в целом, что диктует потребность обратиться к таким специалистам-профессионалам, на которых могут опереться не только семья и школа, но и государство. В то же время, понимая, что все живое растет снизу, хотелось бы, чтобы это хорошее начинание не осталось разовой акцией, а пустило глубокие корни, ведь среди нас должно быть гораздо больше тех, кто всегда готов ответить за то, как его слово отзовется и как будут его вспоминать в самые важные и критические минуты, что, возможно, продлит или даже спасет жизни!

Анна КОНДА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте