search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов Программу психологической поддержки школьников возобновят в новом учебном году Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Стаж работы 93 года: в педагогической семье из Сахалинской области есть учителя физики, математики, ОБЖ и ИЗО
0

Эссе про эссе

Меньше месяца осталось до окончательного городского тура конкурса «Учитель года Москвы-2008». Как всегда, весьма деятельное участие в подготовке и в проведении этого конкурса принимают те, кто уже участвовал в таком же профессиональном состязании в прошлые годы. Опытные учителя-конкурсанты прилагают немало сил для того, чтобы помочь своим коллегам подготовиться к этому испытанию, дать необходимые советы. Сегодня мы продолжаем разговор о том, как подготовиться к участию в конкурсе, предоставляя слово заслуженному учителю РФ, финалисту конкурса «Учитель года Москвы-2004», учителю русского языка и литературы школы №1205 (ЮЗАО) Андрею Романову. Эссе – именно тот жанр, который лучше всего соответствует решению непростой задачи – познакомиться с конкурсантом, с его позицией по тому или иному вопросу, предлагаемому в качестве темы эссе.

Информация к сведению

Эссе (англ. Essay и франц. Essai – попытка, проба, очерк) – небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Важно то, что этот текст не претендует на исчерпывающую трактовку предлагаемой темы. (В качестве ироничного эпиграфа для такой работы можно посоветовать фразу: «Взгляд и нечто».) «Отцом» этого жанра принято считать француза М.Монтеня, философа-гуманиста, который в своих «Опытах» в 1580 году буквально исследовал самого себя, высказываясь по тому или иному поводу. При этом он настойчиво пытался понять, что за человек был он сам. Подобную цель преследуют и организаторы конкурса «Учитель года Москвы», предлагая конкурсантам написать эссе, а значит, полнее и ярче представить себя.

Тема эссе (при всем том, что она может быть интересной и проблемной) не очень значима и принципиальна. Она может даже не касаться непосредственно профессиональной деятельности конкурсанта. Важно то, как он будет «смотреться» в этой теме.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Преимущество такой работы в том, что она может быть написана на любую тему и в любом стиле, проще говоря, о чем угодно и как угодно. Но в этом и главная трудность! Необходимо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в этом жанре совсем не легко. Ведь надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), дать нестандартный взгляд на предлагаемую проблему. При этом не стоит упиваться своей оригинальностью и неповторимостью. Конкурсанту следует показать себя интересным собеседником, эрудированным, ироничным, остроумным, парадоксальным…

Творческая работа будет выглядеть богаче и интереснее, если в ней будут неожиданные повороты, интересные сцепления, непредсказуемые выводы. Чем интереснее конкурсант напишет о самом неинтересном и банальном, тем громче в нем заговорит настоящий эссеист!

Эссе предполагает не столько логику и четкую последовательность научной статьи, сколько образность, использование метафор, символов, сравнений, характерных для художественного текста. Для передачи личностного восприятия автор может привлекать примеры, подбирать аналогии, использовать самые разные ассоциации.

Вступление и заключение – важные составляющие любой работы, обрамляющие основную ее часть, и особенно они важны в эссе. К ним применима известная фраза: «По одежде встречают, по уму провожают». Вступление должно «зацепить» читателя, убедить его в том, что это эссе непременно стоит прочитать. Держать читателя в напряжении следует также переходя от одного абзаца к другому, потому что с каждой красной строки он невольно вновь задает себе вопрос: «А стоит ли читать дальше?..» В заключительной части работы можно ненавязчиво блеснуть эрудицией, привести цитату, красиво подтверждающую (а может, и опровергающую) главную мысль работы.

Эссе должно создавать впечатление «верхушки айсберга»: вот она, небольшая блестящая работа, но это только малая часть того, чем я могу с вами поделиться, и лишь ограниченный объем эссе заставляет меня умолчать о той «подводной глыбе», с которой могут познакомиться «Титаники» педагогики, окажись они в «конкурсном океане»!

Перечитав свою работу, вы непременно сами приятно удивитесь и скажете себе: «Какой я все же необычный человек!» Вам, подобно Монтеню, должно быть интересно «с самим собой», вы обязательно откроете что-то новое в себе и в предмете, о котором написали эссе!.. Если, конечно, вы написали хорошее эссе…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте