Правовое государство, истоки и этапы его формирования. Правовое государство – это такое образование, где власть ограничена не государством, а законами гражданского общества.
Идея правового государства, противостоящего самовластию и произволу властителя, имеет давние истоки. Впервые об этом писал мыслитель античной Греции – Платон. В его сочинении о “Законах” выделяются два вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой – где правители подчиняются законам. “Я вижу, – говорил Платон, – близкую гибель того государства, где закон – не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги”. Платоновский анализ социально-политического устройства древнегреческих полисов свидетельствует о существовании там зачатков гражданского общества и правового государства.
Сходные взгляды развивались Аристотелем в книге “Политика”. В его трактовке идеальное государство представляло систему взаимосвязанных, но автономных властей (законодательной, судебной и правительственной), строящих свою деятельность на нормах закона. “…Законы, – замечает Аристотель, – должны быть согласованы с теми или иными видами государственного устройства”… “Там, где это оказывается возможным… самое лучшее предоставить власть и решение именно закону…” Аристотелевский принцип разделения властей послужил в дальнейшем для концепции правового государства исходным началом.
В диалогах Цицерона неотъемлемым признаком гражданского общества и республиканского государства выступало право. “Да и что государство, как не общий правопорядок?” – вопрошал Цицерон. И далее он резюмировал: “…если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы”. Государство в таком понимании выступило не только основой морального общения свободных граждан, так его предоставляли Платон и Аристотель, но и правовым сообществом.
В эпоху Нового времени идеи античных мыслителей о правовом идеальном государстве были развиты передовыми представителями буржуазной политической мысли. Среди них заметной фигурой являлся Джон Локк (1632-1704 гг.). В произведении “Два трактата о правлении” Дж. Локк изложил основы концепции пределов власти государства при всех формах правления. Государство, по Локку, “создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность)”. Государственная власть, по утверждению этого мыслителя, не может брать на себя право повелевать посредством импровизированных указов, наоборот, политическая власть призвана отправлять правосудие и определять права подданных посредством постоянных законов и уполномоченных на то справедливых судей.
С Локка начинается в полном смысле слова формирование теории правового государства. С ним связана разработка основных политических принципов этой теории: неотчуждаемость прав личности, священность трудовой собственности, законность, разделение властей, народный суверенитет, парламентское правление, право на восстание народа против тиранической власти. Эти принципы стали с ХVIII в. основой государственности западного буржуазного мира. С конца этого века перечисленные выше принципы вошли в Конституцию США (1787 г.) и во французскую Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.). Декларация, в частности, провозгласила: “Общество, в котором не обеспечено пользование правами, не проведено разделение властей и не имеется конституции, не может считаться правовым”.
В Северной Америке наиболее видным представителем идеологии правового государства являлся Томас Джефферсон (1743-1826). Он считается одним из авторов проекта Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.). Политическая власть, отмечал Джефферсон в проекте Декларации, создается людьми для охраны естественных прав человека. Власть правительства проистекает из согласия народа и обязана повиноваться ему. Последовательно развивая идею суверенитета, Джефферсон заключает, что изменять или уничтожать существующую форму правления – право народа. “Нация, – отмечал Джефферсон, – перестает быть республикой, когда воля большинства перестает быть законом”.
Обобщили наработанные мыслителями Нового времени идеи и принципы правового государства в научную концепцию основоположники марксизма. К. Маркс свое отношение к идее свободного правового государства выразил в анализе Готской программы германских социал-демократов. “Свобода состоит в том, – отмечал он, – чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают свободу государства”. В этой связи он констатировал, что в ХIХ веке была разработана теория правового государства, но самого такого государства еще не было. В работе “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” он свидетельствует, что во Франции государство подавляет гражданское общество и не дает ему и общественному мнению создать “свои собственные независимые от правительства органы”.
В России идеи правового государства разрабатывались в трудах ученых юристов Павла Новгородцева, Богдана Кистяковского и других. Б. Кистяковский (1868-1920) выступил в начале ХХ века со статьей “Государство правовое и социалистическое”. Буржуазное правовое государство автор рассматривал как высшую форму государственного общежития, но не как окончательный результат. По Кистяковскому, наиболее высокой правовой формой государственности призвано стать социалистическое государство. На этой ступени, в его представлении, возможно единение народа и государственной власти, наиболее полное осуществление принципов, присущих правовому государству.
В советской России в первые ее годы вопрос о преемственности между социалистическим и ему предшествовавшим демократическим буржуазным государством не ставился. Лишь в начале 20-х годов Совнарком РСФСР предпринимал попытки установить в советском государстве верховенство права и закона. В конституциях РСФСР (1918 г.) и Союзной (1924 г.) были включены основные элементы гражданского права, демократические формы деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Но всему этому было не дано осуществиться. Теория правового государства в годы сталинского правления была отвергнута. В политической сфере учредилось единовластие централизованного образования “партия – государство”. Самоуправление народа как демократическая форма советского государства не состоялось.
Многовековый опыт государственно-правового развития в странах Запада и в России свидетельствует, таким образом, что на построение государства, где бы властвовало право и соблюдалось верховенство закона, требуются годы и годы. Необходимо осуществить, как минимум, следующие процессы: завершить передачу всей полноты власти выборным, представительным органам, формируемым на альтернативной основе; установить такой общественный порядок, при котором осуществлялось бы в политике, экономике и культуре реальное народовластие на основе верховенства закона; сформировать должный уровень правовой культуры народа, и на ее основе активизировать участие граждан в государственной и общественной жизни. Реализация этих условий – процесс сложный, и в каждом конкретном обществе он накладывается на определенные исторические реалии.
Новые ориентиры формирования правовой государственности Российской Федерации получили свое закрепление в Конституции РФ 1993 г. В ее первой статье зафиксировано, что Россия есть демократическое, правовое государство. Сегодня такое государство пока лишь формируется.
В Конституции РФ определены и условия построения такого государства. Прежде всего это принцип разделения властей (статья 10 Конституции), смысл которого – сбалансированность, взаимный контроль систем противовесов. В конституционном государстве законы не позволяют исполнительной власти узурпировать права законодательной власти Федерального Собрания, а судебные органы власти наделены правами автономно решать в рамках законов возникающие в обществе конфликты.
Бесспорно, верховенство закона, его господство во всех сферах жизни в обществе – один из существенных признаков правового государства. В Конституции РФ гарантируется свобода человека и общества в целом от неограниченного государственного вмешательства, признается примат права над государством. В его утверждении существенную роль играют политические партии, которые выступают связующим звеном между гражданским обществом и политической сферой. Их свобода деятельности гарантируется статьей 30 Конституции РФ.
Правовое регулирование в обществе, однако, осуществляется развитой публично-политической властью, наделенной для этого суверенитетом. В статье 4 Конституции РФ зафиксирован суверенитет российского государства осуществлять правовое регулирование другими объединениями и организациями на всей территории страны. Суверенитет государственной власти позволяет ей избегать возможную конкуренцию со стороны других организаций, и именно этим она отличается от любых других типов власти.
Современные отечественные и зарубежные политологи по-разному оценивают общественно-политическое развитие России. Большинство из них склоняются к тому, что правовое государство может быть построено только при достаточно высоком уровне развития экономики и социальной сферы. В стране, где существуют безработица, нищета, детская беспризорность и другие не свойственные демократии аномалии, время для такого государства еще впереди. В целом же политологи сходятся на том, что правовое государство – это сложная система с неотъемлемыми признаками.
Принципы правового общества
Правовое демократическое общество
Принципы правового государства
Разделение властей
Наличие гражданского общества
Господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона в политике государства
Взаимная правовая ответственность государства и гражданина
Эффективные формы общественного контроля и надзора за осуществлением законов и указов
Должная правовая культура граждан и государственных служащих
Принципы правового статуса гражданина
Конституционные права и свободы человека и гражданина
Равенство граждан перед законом и судом
Гарантия прав и свобод человека и гражданина
Социальная защищенность граждан, должностных лиц
Неприкосновенность трудовой частной собственности
Верховенство гражданских прав над правами должностных лиц
Изучите принципы и ответьте на следующие вопросы:
1. Насколько высок, по вашему мнению, авторитет законов в современной России? Ответ поясните примерами.
2. При каких условиях государство можно считать правовым, и чем оно отличается от других государственных форм?
Примечания к параграфу
Основные понятия: гражданское общество, гражданин, гражданственность, глобальное общество, правовое государство.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте генезис понятия “гражданское общество”. Какие два подхода в толковании этого понятия вам известны? Сравните их.
2. Объясните, зачем человечеству потребовалось наряду с государством и гражданское общество. Назовите характерные черты и составные элементы гражданского общества.
3. Приведите положения в трактовке гражданского общества, данные Гегелем и марксистами. В чем они расходились при освещении вопроса о разграничении понятий “общество”, “гражданское общество”, “политическое общество”?
4. Проанализируйте основные этапы становления гражданского общества на Западе и в России. Раскройте особенности гражданского общества в России.
5. Объясните, почему необходимо в обществознании понятие “правовое государство” наряду с понятием просто “государство”.
6. Раскройте принципы, на основе которых формируется правовое государство. В какой взаимосвязи оно находится с гражданским обществом?
Михаил ШИЛОБОД,
доктор исторических наук
Комментарии