Тема “Бездуховность”
Цель: показать основные источники формирования бездуховности как одной из причин преступности.
Задачи: раскрыть опасность бездуховной жизни для развития личности.
Материалы к уроку: Соколов Я. Граждановедение. Учебное пособие. 7-й класс. ╖ 8; анкета для учащихся “Познай самого себя”.
Важнейшая цель урока – пригласить учащихся к размышлениям о собственном духовном мире, о необходимости самовоспитания и саморазвития.
Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты “Познай самого себя” (учитель объясняет, что анкета остается у ребят и никто не узнает о ее результатах).
Анкета “Познай самого себя”
1. Какой вид искусства вам нравится и почему?
2. Хорошо ли вы учитесь?
3. Считаете ли вы, что хорошие и прочные знания пригодятся вам в жизни?
4. Чем вы любите заниматься в свободное от учебы время?
5. Какие (о чем) видеофильмы вам нравится смотреть больше всего?
6. Назовите известные вам произведения А.Пушкина, А.Чехова, Л.Толстого.
7. Какую книгу вы читаете сейчас?
8. Какой последний спектакль вы посмотрели в театре (по телевидению)?
9. Если бы вам досталось большое наследство, то:
а) стали бы вы учиться, работать;
б) на что бы вы его потратили?
10. Что вызывает у вас зависть?
На заполнение анкеты дается 10-15 мин.
Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать ╖ 8 учебного пособия и оценить свой духовный мир с учетом мнения его автора. Как правило, в классе возникает дискуссия: ребята, имея свои ценностные установки, приобретенные в семье и в общении с друзьями, не разделяют всех утверждений автора учебного пособия. Например, девушки не считают, что стремление к красивой и дорогой одежде и косметике является признаком бездуховности. Эта дискуссия необходима. Авторы курса сознательно включили в текст идеи и примеры, которые должны вызывать несогласие учащихся, их аргументированные возражения.
Важно, чтобы учащиеся не почувствовали некоторое “давление” учебного материала и учителя. Именно несогласие позволяет активизировать обсуждение. Они приводят свои доводы в защиту того, что названо “источниками бездуховности”. Подростки начинают слушать друг друга, спорить с автором пособия, учителем. Но мысль о том, что бездуховность – серьезный фактор совершения правонарушений, что человек должен заботиться о состоянии своей души, не проходит мимо их сознания.
Завершить урок можно словами Платона: “В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя” (с.53) и строками из стихотворения Н.Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!
Тема “Безнаказанность”
Цель: показать влияние безнаказанности на совершение правонарушений.
Задачи: раскрыть источники формирования чувства безнаказанности у подростков; показать ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания за правонарушение.
Материалы к уроку: Соколов Я. Граждановедение. Учебное пособие. 7 кл. ╖ 9; рабочие листы для групп.
1. Данная тема завершает изучение раздела “Причины правонарушений”. Поэтому начать урок целесообразно с повторительно-обобщающей беседы.
Вопросы для беседы.
Какие проблемы изучает криминология?
Какие причины преступности вы можете назвать?
Какие моральные нормы чаще всего нарушаются потенциальными правонарушителями?
Связаны ли между собой отношение к учебе и совершение правонарушения?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока по рисункам на стр. 63 и 64.
Вопросы для обсуждения.
Согласны ли вы с утверждением, что безнаказанность является причиной правонарушения?
Обычно мнения ребят расходятся. Учитель предлагает проверить на уроке различные точки зрения.
2. Содержание темы не представляет собой сложности для усвоения. Урок целесообразно провести в форме ролевой игры, в ходе которой учащиеся самостоятельно придут к выводам, изложенным в учебном пособии.
Игра “Трудный выбор-2”
Создается шесть групп.
Первая группа. “Родители правонарушителя”.
Вторая группа. “Администрация школы, где учится правонарушитель”.
Третья группа. “Работники милиции”.
Четвертая группа. “Судьи”.
Пятая группа. “Родители потерпевшего”.
Шестая группа. “Одноклассники правонарушителя”.
Информация для работы групп.
После уроков ученик 7-го класса Евгений К. надел не свое пальто, а понравившуюся ему кожаную куртку ученика 9-го класса.
Задания для групп
Первая группа.
Вам стало известно о краже, совершенной вашим сыном, и о том, что родители потерпевшего собираются обратиться в милицию. Что вы сделаете:
а) попросите родителей потерпевшего не подавать заявление;
б) согласитесь с действиями родителей потерпевшего;
в) предпримите что-то еще?
Вторая группа.
К вам обратились родители потерпевшего и сообщили, что собираются подать заявление в милицию на ученика вашей школы Евгения К. Что вы сделаете:
а) попросите родителей потерпевшего не подавать заявление и решить все в стенах школы;
б) согласитесь с действиями родителей;
в) предпримите что-то еще?
Третья группа.
Родители потерпевшего обратились в милицию с просьбой найти куртку. Вы нашли виновного. Что вы сделаете:
а) откажетесь от возбуждения уголовного дела;
б) примете решение о возбуждении уголовного дела;
в) передадите материалы в инспекцию по дедам несовершеннолетних?
Четвертая группа.
Вы рассматриваете дело о краже куртки 14-летним подростком. Какой приговор вы вынесете:
а) лишение свободы на 2 года с отбыванием срока в ВТК, но с отсрочкой исполнения договора на 1 год;
б) лишение свободы на 2 года с отбыванием срока в ВТК?
Пятая группа.
К вам пришли родители правонарушителя, принесли украденную их сыном куртку и попросили вас забрать из милиции заявление. Что вы сделаете:
а) заберете заявление;
б) не заберете заявление;
в) предпримете что-то еще?
Шестая группа.
Вы оказались случайным свидетелем кражи. К вам в класс пришел следователь с просьбой оказать помощь следствию. Что вы сделаете:
а) промолчите;
б) расскажете, что видели;
в) предпримете что-то еще?
Порядок работы в группах.
Обсуждение ситуации.
Принятие решения, его обоснование.
Письменное оформление решения на рабочих листах.
На работу в группах следует отвести 5-7 мин. Организуется обмен мнениями, по итогам которого заполняется таблица.
“Трудный выбор-2”
(сводная таблица)
Решения, принятые группой, сообщаются одним-двумя представителями. Учащимся класса предлагается определить его характер (“мягкий” или “строгий”).
Если большинство решений будут мягкими, учителю целесообразно объяснить сущность гуманного подхода к правонарушителю: гуманизм – благородный принцип, но бездумное его применение может порождать у некоторых людей чувство безнаказанности. Доказательством служит материал “Из рассказа судьи” (стр.66).
3. Вопрос о незнании закона как об одной из причин правонарушений рассматривается в процессе комментированного чтения текста учебного пособия (стр. 60-62). Уместно привести следующие факты:
по данным некоторых криминологов, от 20 до 30% правонарушителей не знали об ответственности за свои действия;
одним из часто совершаемых “по незнанию” правонарушений является незаконное ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия;
подростки не имеют понятия о том, что даже ношение оружия (без его применения) является преступлением. Закон исходит из того, что честному человеку разбойничьи принадлежности ни к чему;
“финка” в кармане – преступление. Наказание за него – лишение свободы на срок до 2 лет или исправительные работы до 1 года.
4. Домашнее задание.
╖ 9, задание раздела “Познай людей и самого себя”.
Практикум по теме
“Причины правонарушений”. 2 часа
Цель: развить умения учащихся применять теоретические знания к анализу правовых фактов.
Задачи: закрепить и углубить знания о причинах правонарушений;
способствовать формированию ответственного отношения к своим поступкам и поведению.
Содержание практикума:
анализ и обсуждение данных социологического опроса, проведенного среди жителей района.
1. В начале урока проводится повторительная беседа по основным понятиям курса. Ее цель – не точное запоминание определений, а перечисление понятий и вопросов, которые рассматривались при изучении темы.
Беседа завершается вопросом, все ли позиции криминологов и автора учебника о личности правонарушителя и причинах правонарушений совпадают с их личными представлениями.
Мнения учащихся обычно расходятся.
2. Учитель объясняет учащимся, что существует наука социология, которая выявляет и изучает общественное мнение по самым различным вопросам. Данные социологических исследований помогают принять правильное решение по сложным, имеющим важное значение вопросам.
Некоторым кажется, что работа социолога проста: подошел к человеку, спросил, записал ответ. На самом деле все гораздо сложнее: ведь, чтобы иметь возможность задать вопрос, а тем более получить ответ, социолог должен найти правильный подход к собеседнику, уметь правильно и точно формулировать вопросы. Чтобы общественное мнение было представлено возможно более широко и полно, надо опрашивать людей разных возрастов, пола, профессий, образования.
Учитель предлагает учащимся провести социологический опрос жителей района, в котором находится школа, по двум вопросам:
Как, по их мнению, выглядит потенциальный правонарушитель?
Каковы причины правонарушений среди подростков?
Памятка “Юному социологу”
1. Подойдя (позвонив) к опрашиваемому, необходимо:
поздороваться;
представиться (назвать имя, класс, школу);
рассказать о целях социологического опроса;
попросить его ответить на два вопроса.
2. Получив согласие, попросить представиться (не настаивать, если опрашиваемый не хочет назвать фамилию и имя), сообщить возраст, профессию.
3. Задать вопросы, как можно подробнее записать ответы.
4. Поблагодарить и попрощаться.
5. Если человек не хочет вступать в беседу, вежливо извиниться перед ним и отойти.
Учитель заранее определяет для каждой группы учащихся место проведения опроса (остановка автобуса, магазин, поликлиника, детский сад).
Для разнообразия форм опроса одной группе предлагается провести опрос по телефону.
Если в школе есть диктофон, видеокамера, полезно использовать их во время опроса, а полученные материалы представить во время отчета групп.
3. Перед началом работы необходимо:
провести инструктаж учащихся о правилах безопасности: не подходить к пьяным, не переходить дорогу, проводить опрос только вместе;
выдать листы социологического опроса;
указать время работы (не менее 25-30 мин.).
Лист социологического опроса
жителей района
Как, на ваш взгляд, выглядит потенциальный правонарушитель?
Каковы, на ваш взгляд, причины правонарушений среди подростков?
4. Полученные данные обобщаются и анализируются. Каждая группа получает оценочный лист единого образца.
Заполнение оценочного листа вызывает затруднения у учащихся: ответы опрашиваемых звучат несколько иначе, чем в учебном пособии. Учитель консультирует учеников, отвечает на вопросы.
5. Обработка данных завершается формулировкой вывода по вопросу: совпадают ли мнения автора учебного пособия и большинства опрошенных?
Как правило, их мнения совпадают.
Первый социологический опрос дает учащимся много новых впечатлений, которыми они хотят поделиться. Очень важно дать им возможность высказаться.
Члены групп по очереди выходят к доске, формулируют свой вывод и делятся впечатлениями. Уместно организовать прослушивание диктофонных записей, просмотр видеофильмов. Если социологический опрос удался и получены интересные данные, целесообразно предложить учащимся подготовить небольшой материал в районную (городскую) газету.
6. Домашнее задание.
По материалам средств массовой информации подберите примеры противоправных действий граждан.
Тема “Корыстные преступления”. 2 часа
Цель: предупредить об ответственности за преступные посягательства на чужую собственность.
Задачи: показать виды преступлений против собственности и ответственности за них; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности.
Материалы к уроку: Соколов Я. Граждановедение. Учебное пособие. 7 класс. ╖ 10; карточки “Правонарушения против собственности”; Уголовный кодекс РФ. Ст. 158, 159, 161, 162; рабочие листы “Преступления против собственности”.
1. Этот урок открывает раздел о преступлениях против собственности. На первый взгляд может показаться, что сложность заключается лишь в обилии правовых понятий (кража, грабеж, разбой, мошенничество). Но практика показала, что основные трудности вызывает изучение причин преступлений против собственности. Учащиеся часто не соглашаются с тем, что жадность и скупость могут привести к преступлению, что корысть характеризует человека только отрицательно. По мнению многих, зависть способствует развитию личности, усиливает похвальное стремление жить лучше.
Именно поэтому необходимо начать урок с определения основных терминов. Для этого полезно использовать различные толковые словари. В тетрадях делается запись:
Жадность – чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, расходованию денег.
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехами другого.
Корысть – стремление получить материальную выгоду любым путем.
2. Для определения круга вопросов, которые будут рассмотрены на уроке, целесообразно предложить учащимся следующее задание.
Каждая семья имеет определенное материальное положение: владеет мебелью, домашней техникой, жилищем, одеждой, получает денежные доходы. Какой собственностью хотели бы владеть вы? Какого уровня материального положения вы хотели бы достичь?
Высказывания ребят записываются на доске. Как правило, они говорят о приличном заработке, трех-, четырехкомнатной квартире, машине, путешествиях и др.
Учитель просит ребят назвать известные им пути достижения высокого материального положения. Они обычно называют как законные, так и незаконные способы получения материальных благ. Они также записываются в два столбика на доске.
Давая оценку ответам, учитель объясняет, чем названные ребятами способы обогащения отличаются друг от друга. Одни из них законные (получение образования, профессии, карьера, предпринимательская активность), другие – незаконные. Часть незаконных способов достижения богатства Уголовный кодекс определяет понятием корыстные преступления.
3. Учитель знакомит учащихся с некоторыми видами корыстных преступлений. К доске прикрепляются карточки с описанием таких преступлений.
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся
Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения
Залез в карман пассажира в автобусе
Вскрыл чужой автомобиль и забрал импортную автомагнитолу
Вовлекли в азартную уличную игру и “обыграли”
Учащимся предлагается дать названия этим преступлениям.
Мнения учащихся обычно расходятся, возникает дискуссия. Важно обратить внимание на то, что корыстные преступления объединяет общий признак – все они направлены против собственности.
4. Изучение вопроса о видах корыстных преступлений (он, собственно, стал темой дискуссии) можно организовать в различных формах. В подготовленном классе учащиеся самостоятельно заполняют рабочий лист, используя статьи 158, 159, 161, 162 УК РФ.
Вариант аналогичной работы: задание выполняется по учебному пособию (с.70-73).
Уместно организовать и работу в группах под руководством учителя.
Учитель выдает каждой группе заполненный им рабочий лист “Корыстные преступления”.
Задания для работы в группах.
Изучите по рабочему листу вопрос о видах корыстных преступлений, их признаках и видах наказаний.
Выделите черты сходства и отличия между ними.
Определите самое опасное корыстное преступление и докажите свой вывод. (См. схему).
5. Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.
Задания для практической работы.
Внимательно изучите описания преступлений, содержащиеся во вставках-заданиях (стр. 70-73).
Определите вид корыстного преступления. Ответ обоснуйте.
Назовите преступления, которые не были завершены.
Выполните задание 3 (стр. 74).
6. Домашнее задание.
╖ 10, вопросы, материалы раздела “Прочтите и подумайте”.
Тема “Вымогательство”
Цель: объяснить вопрос о сущности вымогательства и характере уголовной ответственности за совершение этого преступления.
Задачи: развить негативное отношение к проявлениям вымогательства и готовность к противодействию этому и другим правонарушениям; развить представления о неотвратимости наказания за правонарушения.
Материалы к уроку: Соколов Я. Граждановедение. Учебное пособие. 7 класс. ╖ 11; Уголовный кодекс РФ (ст.163).
1. Начать урок целесообразно с выполнения вставки-задания на стр. 79 учебного пособия:
Шестеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него деньги. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 5-рублевую монету. Монету он вернул, но “за обман” потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, завели в подвал и избили. На следующий день они позвонили ему по телефону и потребовали денег. Вот тут-то их и задержали.
Вопросы к заданию.
Содержатся ли в деянии признаки известных вам корыстных преступлений?
Есть ли основания отнести его к числу корыстных?
Как правило, учащиеся отвечают на первый вопрос отрицательно: признаков кражи, грабежа, разбоя или мошенничества в описанном преступлении действительно нет. Вместе с тем всегда говорится о том, что данное деяние может быть квалифицировано как вымогательство. Учителю следует объяснить, что вымогательство, подобно грабежу, краже, разбою и мошенничеству, является корыстным преступлением и направлено против собственности.
2. Записав тему урока, учитель спрашивает ребят, является ли она важной для них и почему?
Обычно учащиеся рассказывают о том, что в школе, во дворе им приходится сталкиваться с этим правонарушением. Предлагая привести примеры, учитель должен иметь в виду, что подростки стесняются признаваться в том, что они были жертвами вымогателей. Не нужно выяснять, какую роль – вымогателя или жертвы – играл ученик. Примеры, приведенные ребятами, записываются на доске.
В дальнейшем акцент разговора должен быть сделан на двух вопросах:
Как действовать, если ты оказался жертвой корыстных преступлений?
Как не стать жертвой преступлений против собственности?
3. Работу над понятием “вымогательство” уместно начать с предложения учащимся попытаться самостоятельно дать его определение, которое затем проверяется по учебному пособию (стр. 78-79).
Задание (выполняется по учебному пособию или ст. 163 УК РФ).
Впишите в рабочий лист “Корыстные преступления” данные о вымогательстве.
Практика показывает, что при анализе ситуаций ребята затрудняются в определении различий между разбоем и вымогательством, так как оба преступления совершаются под угрозой насилия. Поэтому целесообразно объяснить, что при разбое угроза насилия и присвоения чужой собственности происходит в момент совершения преступления, а при вымогательстве – угроза насилия и завладения чужим имуществом разделены во времени.
4. Вопрос о том, как вести себя жертве вымогательства, раскрывается в соответствии с материалами учебного пособия (стр. 80-81). Формы организации работы различны: комментированное чтение; задание самостоятельно сформулировать пути выхода из ситуации и сравнить их с советами автора пособия.
Беседуя с ребятами, важно донести до них следующие положения:
вымогательство начинается с мелочей: просьбы принести сигарету, дать немного денег, одолжить безвозвратно ручку, маркер;
выполнение этих требований чаще всего приводит к повторному вымогательству, но уже в более крупных размерах;
никто не вправе требовать от человека передачи его собственности;
не всегда есть смысл пытаться самостоятельно решить проблему с вымогателем; поэтому лучше всего сообщить об этом родителям, классному руководителю, учителям, тренерам, руководителям кружков или администраторам. При необходимости взрослые обратятся в милицию.
5. В завершение урока учащиеся отвечают на вопросы текста из раздела “Познай людей и самого себя” (стр. 83-84).
Если останется время, полезно попросить их прокомментировать вопрос 1 текста.
6. Домашнее задание.
╖ 11, вопросы и задания. Опережающее задание: сфотографируйте или нарисуйте исписанные стены подъезда, испорченные лифты, разрисованные автобусные остановки, оскверненные памятники; возьмите интервью у подростков, разрисовывающих общественные места, на тему “Почему и зачем вы это делаете?”
Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения
Новоуральск
Комментарии