На данный момент такой предмет, как «Индивидуальный проект», есть в большинстве школ. Старшеклассники активно работают над своими проектами, чтобы успешно защититься, а возможно, и для прохождения на городской конкурс. Сегодня я хочу рассказать о своем опыте проектной деятельности и интересных выводах, к которым я пришла в результате работы.
На начальном этапе, еще в сентябре, я долго и напряженно раздумывала, какую тему мне взять. Я спрашивала других об их теме проекта, смотрела списки работ на Московском городском конкурсе проектов и продолжала удивляться человеческим уму и изобретательности. Свои мысли о теме я записывала, потому что каждую неделю мне приходило в голову что-то новое, какие-то мысли мне казались глупыми, какие-то – слишком масштабными. Но благодаря тому что на первых занятиях нам объяснили структуру проекта и рассказали о критериях оценивания, я пришла к следующему выводу: самое главное – выбирать тему, которая тебе интересна, но также учитывать, что ее нужно будет не просто раскрыть, но и прийти к результату. Таким образом, надо сначала определиться с типом проектной работы – исследование или проект. Самая большая сложность исследования заключается в объемном аналитическом процессе, так как именно теоретическая часть является в данном случае основой работы, то есть, несмотря на то что все обязательно сводится к гипотезе, к ней нельзя прийти, не проделав большую аналитическую работу, исследование, как, например, археологические раскопки, если вы хотите подтвердить вашу гипотезу, вам нужно «откопать кость динозавра», а для этого нужно долго и скрупулезно продолжать копать, пока не найдешь. Основная сложность при подготовке проекта заключается в изготовлении продукта, здесь не очень большая теоретическая работа, но зато титаническая практическая, проект – это продажа продукта, то есть обязательно есть покупатель (заказчик), и презентация занимает немного времени в отличие от создания этого самого продукта. Я пришла к выводу, что нужно опираться на интерес и выбор типа работы, на самом деле, зная темы, несложно понять, какой тип работы ты выберешь.
Когда нам нужно было вписать темы в бланки, я уже определилась и потому и быстро сориентировалась, что типом моей работы будет исследование. Понятное дело, что тип работы нельзя менять, потому что структура и даже критерии оценивания сильно отличаются друг от друга.
В ходе работы нам рассказали о методах исследования, которые есть. Они очень важны, без них невозможно успешно сделать ни один проект. Кстати, даже сейчас, когда у нас уже нет индивидуальных проектов, я продолжаю о них слышать и часто ими пользуюсь. Ознакомление с ними упрощает в будущем любую аналитическую работу, будь то проект, дипломная работа или всем знакомое домашнее задание.
Перед предзащитой нам давали очень полезные советы о том, как лучше представить свою работу за ограниченное время. Наверное, почти каждому ученику кажется очень сложным за 5 минут рассказать о своей работе. Хоть в таких презентациях опыт важнее всего, мне, например, ежегодное участие в «Мыслителях» очень помогло, было уже не так страшно, и система была понятна, есть полезные советы для выступления.
Первое, и самое главное, – говорите четко и уверенно, по секрету говоря, иногда даже самая смешная глупость, произнесенная с ораторским мастерством и харизмой, воспринимается как часть плана, ни в коем случае не подбиваю говорить глупости, но нужно понимать, что не надо сильно волноваться, это всего лишь очередной опыт.
Второе: смотрите собеседнику в глаза, нет, не надо, конечно, выбирать одного бедного эксперта и, уставившись на него, все 5 минут не сводить с него взгляда, это скорее напугает вас обоих, но, выбрав хотя бы несколько людей и плавно направляя взгляд от одного к другому, вы как минимум заинтересуете нескольких членов жюри. Ну или если вы совсем не можете смотреть людям в глаза и вам очень страшно, смотрите в середину стены, особенно хорошо этот прием работает на сцене, потому что визуально кажется, что вы смотрите на всех.
Третье: не забывайте, что время ограниченно, не пытайтесь рассказать всю вашу работу, чтобы наглядно представлять, как вас воспримут зрители, рассказываете так, как было бы интересно слушать вам самому, не пытайтесь рассказать для «галочки», как, например, доклад, который сделали, только чтобы двойку не поставили, сделайте все, чтобы заинтересовать, повествуйте об интересных фактах, выразите собственное желание, докажите своей речью, что вам самому нравится заниматься проектом.
Четвертое: многих пугают вопросы, ведь, как это бывает иногда, из-за волнения в голове просто возникает пустота, и это, конечно, сложнее. Я сама неоднократно терялась из-за волнения, ведь кто же объяснит, почему дома ты так хорошо рассказываешь стих или доклад, а в школе, как вызовут к доске, выходишь, и в голове ни одной мысли, пугающая пустота и растерянность. Чтобы такого избежать, постарайтесь, хоть это достаточно сложно, в день выступления чувствовать себя максимально комфортно. Вы сами лучше знаете себя, поэтому порадуйте себя. Наденьте любимую кофту, может, у вас есть одежда, в которой вы всегда чувствуете себя особенно комфортно, совершите ритуал на удачу, может, у вас есть любимый завтрак, после которого весь день, словно заговоренный, возьмите амулет, если он у вас есть, создайте комфорт из привычных мелочей.
Ну и в завершение еще один совет. Вы ведь часто, наверное, задумывались, почему иногда перед семьей, друзьями или, может, вовсе наедине вы говорите, как оратор, интересно и четко, а на важных мероприятиях и слова связать не можете. Я думаю, такое бывает со всеми, поэтому есть один универсальный совет. Если вас так пугают зрители, представьте, что вместо них сидят ваши друзья или близкие, говорите непринужденно и с интересом. Если не получается, потренируйтесь пред зеркалом, хорошенько визуализируйте обстановку и говорите, с каждым опытом вы будете меньше и меньше волноваться, ну а пока используйте свою фантазию. Помню, читала опыт одной девочки, которая очень боялась выступать на публике, так ей подруга посоветовала представлять вместо людей ананасы, конечно, учтите, что это опыт девочки из детского сада, но ей помогло, и она больше не боялась выступать. Создайте вокруг себя атмосферу, в которой вы можете наиболее успешно развить мысль, не получается – используйте воображение. Данные советы помогут вам не только на защите проекта, но и при любом публичном выступлении, к слову, еще один плюсик в пользу проектной деятельности – это полезный опыт выступлений, который в будущем очень пригодится, будь то защита дипломной работы или собеседование.
Ну и если вернуться к рассказу о моем исследовании, то я неоднократно замечала, как другие ребята меняли тему, сама иногда об этом задумывалась, но продолжала работать над той же темой. К 9 Мая я делала видео в честь юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
Я работала на видео о моей прабабушке, которое изначально хотела сделать очень лаконичным, просто как комментарий, но в ходе работы мне самой стало стыдно, что я так мало знаю о своей прабабушке, поэтому видео, которое я планировала сделать за пару дней, я делала несколько недель в формате дедлайна.
Проблема была, правда, не в том, что мне было о ней неинтересно узнать, а в том, что о ней на самом деле было мало известно. И времена не позволяли разглашать, и один факт того, что она была женой разведчика Кузнецова, тоже о многом говорил. Она мало о себе рассказывала и была очень скромным человеком. Я по мельчайшим крупицам пыталась сложить максимально целостную картину, хоть и считаю, что информации получилось мало, для меня, не знавшей половины найденной информации, это был успех.
Сокровищем был ее военный билет – единственное, что от нее осталось. Другую информацию я нашла в книге Конина про Кузнецова. Опросив всех родственников, с особым вниманием бабушку, я также из уже известных мне источников получила новые знания.
Сложив всю информацию, я написала текст, но для видео у меня почти не было фотоматериала. У меня было лишь две фотографии прабабушки. В общем, можно сказать, что работа над визуальным рядом была также напряженной, многое меня не устраивало во время работы.
Мне хотелось дать максимально полную информацию о своей прабабушке, да что уж там, лично для себя хотелось узнать многое о ней, но, к сожалению, некоторые вещи мы не в состоянии узнать. Пока я судорожно работала над видео, неоднократно представляла себе, как было бы прекрасно, если бы мы могли путешествовать во времени. Я бы увидела прабабушку, расспросила ее о многом, узнала бы те тайны, что она унесла с собой. Но, несмотря на все эти мысли, я была очень рада, что наконец-то мои добралась до ее биографии и хотя бы ту информацию, которая есть, собрала в одно видео.
В итоге я изменила свое исследование на данный проект. Конечно, я ни в коем случае не агитирую вас в последний момент менять тему, так можно поступать в крайних случаях, когда вы зашли в тупик, а у вас появилась замечательная альтернатива, скорее я хочу обратить внимание на то, что тема должна быть актуальной и цеплять вас.
Когда я работала над видео, очень о многом думала, мне было больно от трагической судьбы прабабушки, было печально осознавать тот факт, что мы будто отделены от своих предков. Ни в коем случае не обобщаю, я знаю, что есть семьи, которые знают своих предков на 12 поколений назад, хранят различные семейные реликвии и могут рассказать о семейных подвигах и легендах. Я всегда восхищалась такими семьями, это замечательно – иметь возможность погрузиться в историю своей семьи с головой.
Мне всегда очень хотелось знать, какими людьми были мои предки, чем они занимались, о чем думали. К сожалению, никого дальше своей прабабушки я не знаю, а из реликвий есть один военный билет, и только. От этих мыслей мне становится очень тоскливо. Конечно, мы не можем сейчас многое узнать, единственное, что мы можем, – это хотя бы не потерять то, что имеем. Ведь, возможно, нашим потомкам сделается еще тоскливее, если учесть, что процесс забвения с огромной скоростью поглощает большинство семей. К сожалению, никто из нас не знает, что случится завтра, пожалуй, последние события, произошедшие в мире, лишь подтвердили то, что мир очень изменчив. Я сама прекрасно понимаю, что значит откладывать все на потом. Нам кажется, что время подождет, мы успеем сделать все, когда нам будет удобно, когда хорошенько соберемся с мыслями и отдохнем. Но это важно, наши родители, бабушки и дедушки, а кому повезло, так и прабабушки, и прадедушки, – это единственные источники нашего прошлого. Поговорите с ними, узнайте все, что можете, запишите, увековечьте как-то эту информацию, потом вы не пожалеете, что узнали, ведь даже наша память не сохраняет около 99 процентов всех ощущений и мыслей.
Таким образом, в результате работы над проектом я получила множество полезных навыков и знаний. Индивидуальный проект – одно из немногих школьных занятий, на котором вы можете проявить собственное «я» через призму своих мыслей. Это предмет, на котором вы можете донести свою собственную мысль, а может, даже и изобретение до других.
Я никогда не была изобретателем, хоть мне это и очень интересно, но порой мысли других меня приятно удивляли. Неоднократно от своих сверстников и даже детей помладше я слышала множество интереснейших идей. Да, можно сказать, что мы живем в информационном мире, поэтому, глядя на достижения других, на различные открытия, мы думаем, что изобретать и придумывать, уже нечего, но это не так. Самое главное – продолжать верить в свои силы и стремиться донести свою мысль до других. Даже критика – лишь доказательство того, что ваша работа интересна другим, неспроста говорят, что, когда появился первый художник, появился и первый критик. Главное – не бойтесь идти, возможно, вы даже не подозреваете, что ваша гениальная работа может перевернуть чей-то мир, а может – и вовсе весь мир.
Все мы бываем, как дети, когда дело заходит о наших интересах, нам бывает страшно, что нас могут не признать или даже осудить. К счастью, мы живем не во времена Средневековья, за открытие вы не будете изгнанником, вас не сожгут на костре, в наше время в лучшем случае вас похвалят, вы можете стать известным научным или культурным деятелем, а в худшем – просто проигнорируют. Но ведь даже в Средние века люди не боялись, несмотря ни на что, несли свою правду людям, тогда что же страшного сейчас? Не стыдитесь показывать свои умения и знания и не переживайте из-за своих поражений. Все это опыт и, главное, ваш собственный поход к делу. Ведь как сказал великий ученый Томас Эдисон: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают».
Джемма КАРПЕНКО, ученица 11-го класса школы №1798
Комментарии