Звездный час
Цикл викторин по предметам
ВИКТОРИНА I
Для учащихся начальных классов
Тема: “СОХРАНИМ ПРИРОДУ РОССИИ”.
Это занятие можно провести как обобщающий урок по природоведению в 4-м классе по этой же теме.
I ТУР
– Посмотрите несколько слайдов, на которых изображены картины природных зон России:
1. Тундра
2. Ледяная зона
3. Лесная зона
4. Степи
5. Пустыни
1) В этой последовательности нарушен порядок смены природных зон при движении с севера на юг. Найдите ошибку. (1. 2)
2) Летом здесь часто дуют горячие ветры суховеи, иногда они переходят в пыльные бури. (4)
3) Где могло произойти такое явление, как cеверное сияние? (1. 2)
4) Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. (5)
II ТУР
– Перед вами растения, которые встречаются на территории природных зон нашей страны:
1. Тюльпан
2. Саксаул
3. Кедр
4. Ягель
5. Лиственница
6. Брусника
1) Какие из этих растений встречаются и в тундре, и в лесной зоне? (6)
2) Это растение круглый год остается зеленым. (3. 6)
3) Оно цветет, пока в почве достаточно влаги, а затем надземная часть отмирает, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. (1)
Дополнительный вопрос: Какое еще знаете растение степей, которое также приспособилось? (Ирис).
4) Это любимое растение северных оленей. (4)
Дополнительный вопрос: Какое у него второе название? (Олений лишайник).
5) Оно лишено листьев в засуху, а древесина настолько плотная, что тонет в воде. (2)
Дополнительный вопрос: Древесина какого растения тоже тонет в воде? На сваях из этого дерева стоят Исаакиевский собор и Зимний дворец в Петербурге, города Венеция и Архангельск. (Лиственница).
6) Это единственное хвойное растение, которое сбрасывает хвою на зиму. (5)
Выступление победителей конкурса на лучший рассказ о животном, обитающем в России.
III ТУР
– Перед вами изображения млекопитающих, обитающих на территории России:
1. Тушканчик
2. Лемминг
3. Корсак
4. Лось
5. Сайгак
6. Бобр
1) Какие животные прыгают в 20 раз больше длины своего тела? (1)
2) Эти млекопитающие могут развивать скорость до 80 км/ч. (5)
3) Кто из этих животных родственник собаке, волку, шакалу, песцу и, конечно, лисице? (3)
4) Этот маленький грызун зимой впадает в спячку и даже выводит под снегом потомство. (2)
Дополнительный вопрос: Второе название этого животного? (Мышь-пеструшка).
5) Это животное называют “инженером животного царства”. Их жилища существуют по 30 и более лет, достигают высоты 2 м, толщина стен до 1 м. Кроме того, они умеют строить плотины, длина которых нередко бывает несколько десятков метров. (6)
Дополнительный вопрос: Каких животных, прекрасных строителей, вы знаете еще?
Выступления победителей конкурса.
IV ТУР
– Широко распространены на территории страны различные виды птиц. Вот некоторые их представители:
1. Дрофа
2. Кедровка
3. Кулик
4. Кайра
5. Королек
6. Степной орел
1) Жизнь этой птицы зависит от растений, благодаря которым она получает пищу, укрытие и даже название. (2)
Дополнительный вопрос: Какие птицы также получили свое название от растений? (Саксауловый воробей).
2) Ее называют степным великаном, летает она тяжело, зато быстро бегает. (1)
3) Она откладывает яйца прямо на голые уступы скал. (4)
4) Это самая маленькая птичка, обитающая в нашей стране, она в 5 раз легче воробья. (5)
Дополнительный вопрос: А знаете ли вы самую маленькую птичку в мире? (Колибри).
5) Эта птица прилетает на лето в тундру, чтобы выводить здесь птенцов, а на зиму улетает в теплые края. Птица болот. (3)
Дополнительный вопрос: Какие птицы постоянно живут в тундре? (Белая сова, белая куропатка).
Выступление победителей конкурса.
V ТУР
– Сейчас вам предстоит угадать, а точнее, вспомнить, правильно ли мое утверждение или нет.
1. Да
2. Нет
Перед каждым вопросом показывается слайд.
1) Перед вами растения тундры. Я утверждаю, что они низкорослые потому, что у поверхности земли им теплее и ветер там слабее. (1)
2) Перед вами степные растения. Я утверждаю, что деревья здесь встречаются редко потому, что здесь очень теплое лето. (2)
Дополнительный вопрос: А почему, как вы думаете? (Недостаток влаги).
3) Как видите, и в пустыне встречается растительность, а не только барханы и такыры. Я утверждаю, что у многих растений здесь вместо листьев колючки, чтобы меньше испарять влаги. (1)
4) Смешанные леса. Я утверждаю, что смешанными их называют потому, что вместе с хвойными в них растут и лиственные породы деревьев. (1)
Дополнительный вопрос: Какие лиственные породы деревьев встречаются в наших лесах?
5) И вновь тундра. Я утверждаю, что в тундре очень много болот и озер, потому что почва бедна перегноем. (2)
Дополнительный вопрос: Обьясните с научной точки зрения. (Многолетняя мерзлота не пропускает, а с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха).
– А сейчас расслабьтесь и послушайте певца русской природы. Звучит грамзапись “Голоса птиц в природе”.
VI ТУР
– Этот тур мы посвящаем экологии. Осваивая ту или иную природную зону, люди должны очень заботливо относиться к их удивительным представителям растительного и животного мира. Надеюсь, вы помните тех животных, которые находятся на грани исчезновения и поэтому занесены в “Красную книгу”.
– Вот только некоторые из них:… (слайды).
А вопросы будут звучать об этих представителях, по спасению которых проводятся различные меры:
1. Дрофа
2. Белый медведь
3. Амурский тигр
4. Степная дыбка
5. Степной орел
1) Врагов у этого животного нет, если не считать человека. Чтобы они могли выводить потомство, на одном из островов Арктики устроили заказник. (2)
Дополнительный вопрос: О каком острове идет речь? (о.Врангеля. Сюда из разных уголков приходят медведицы. До 250 берлог насчитывается каждый год).
2) Чтобы спасти этих животных, их стали разводить в питомниках. Перед вспашкой поля собирают яйца птиц и отправляют в особый инкубатор. А когда птенцы подрастут, снова выпускают на обработанные поля. (1)
3) Отлов этих животных производится только по специальным разрешениям (главным образом для зоопарков). В прирученном состоянии они хорошо дрессируются и широко используются в цирковых номерах. Они занесены в “Красную книгу” и находятся под строжайшей охраной. Обнадеживающие результаты по их сохранению дает полный запрет на отстрел. (3)
4) В целях сохранения этих видов животных, кроме того, что они занесены в “Красную книгу”, среди населения проводится разьяснительная работа, т.к. они приносят пользу: подстерегают вредных насекомых. (4)
Подведение итогов игры-викторины.
ВИКТОРИНА II
Для младших подростков
Тема: “ПУТЕШЕСТВИЯ”.
– Есть два разряда путешествий.
Один – пуститься с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Вы, конечно, догадались, что путешествовать мы будем, сидя на месте. Но надеемся, что эта игра даст вам возможность почувствовать огромную радость самостоятельного открытия. Ведь для того чтобы ответить на некоторые вопросы викторины, вам предстоит совершить открытия для себя. Да и какой смысл путешествовать, если все знаешь? Ведь и настоящих путешествий не бывает без трудностей. Но мы думаем, что интуиция вас не подведет.
Во время игры вас ждут наши традиционные призы – книги. А помогают мне вести викторину…. Итак, в путь!
Звучит песня В.Малежика “Острова”.
I ТУР
– Посвящается путешественникам и мореплавателям, чьи имена встречаются на картах, кто прославил нашу Родину своими подвигами:
1. Иван Москвитин
2. Николай Миклухо-Маклай
3. Ерофей Хабаров
4. Семен Дежнев
5. Афанасий Никитин
1) Кому из них принадлежит честь одного из древнейших описаний путешествий “Хождение за три моря”? (5)
2) Он первым из европейцев вышел на Тихоокеанское побережье Азии и открыл Охотское море. (1)
3) Чье имя увенчано славой открытия пролива между Азией и Америкой? (4)
4) Кого из великих путешественников называли “человеком с Луны”? (2)
5) Он совершил ряд походов в Приамурье и богатую Даурскую землю. (3)
6) В то время как другие путешественники открывали неизвестные земли, он стремился прежде всего открыть “человека среди исследованных им первобытных народов”. (2)
Музыкальная пауза.
II ТУР
– Перед вами экспедиции:
1. Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского
2. Витуса Беринга и Алексея Чирикова
3. Харитона Лаптева и Семена Челюскина
4. Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева
1) Они совершили самое величайшее открытие XIX века. (4)
2) Они участвовали в первой русской кругосветной экспедиции. (1)
3) На кораблях “Святой Петр” и “Святой Павел” они впервые подошли к берегам Северо-Западной Америки и нанесли их на карту. (2)
4) В составе этой экспедиции было два корабля – “Надежда” и “Нева”. О какой экспедиции идет речь? (1)
Звучит песня “Караван” в исполнении группы “Верасы”.
III ТУР
– Перед вами вновь русские путешественники:
1. Георгий Яковлевич Седов
2. Федор Петрович Литке
3. Николай Михайлович Пржевальский
4. Степан Осипович Макаров
5. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
1) Им были обнаружены и описаны дикий верблюд и дикая лошадь, получившая его имя. (3)
2) Его попытка достичь Северного полюса закончилась неудачей. (1)
3) Кто из них участвовал в кругосветной экспедиции? (2. 4)
4) “Русские не отступают”, – говорил он и, закончив одно путешествие, тут же отправлялся в новое. Он совершил 4 больших похода в Центральную Азию, прошел свыше 33 тысяч километров по самым диким и неизвестным местам. (3)
5) Кому из них принадлежит девиз “К полюсу напролом”. (4)
IV ТУР
– Совершим путешествие по странам:
1. США
2. Великобритания
3. Германия
4. Чехия
5. Польша
6. Италия
1) В прошлом коренные жители этой страны красили свои тела в разные цвета. Это отразилось на названии страны. Что это за страна? (2)
2) Знаете ли вы, в какой стране, по преданию, родился Христофор Колумб? (6)
3) На весь мир прославили эту страну Гете и Шиллер, Бах и Лист, Гендель и Бетховен. (3)
4) Название столицы этого государства связано с ее первым президентом. (1)
5) Знаете ли вы, в какой стране похоронено сердце Ф. Шопена? (5)
6) В какой стране украшают ратушу эти (показать) знаменитые куранты XV века? Возле них всегда толпятся туристы и терпеливо ждут, когда откроются окошечки и покажутся фигуры турка, смерти, скряги, 12 апостолов и раздастся мелодичный перезвон. (4)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
– Этот тур посвящается европейским городам:
1. Москва
2. Берлин
3. Прага
4. София
5. Варшава
1) Какой из этих городов лишний? (2)
2) Название этого города связано с речным порогом. (3)
3) Столицей этот город стал с 1328 года. (1)
4) Корень в названии этого города означает “огороженное место”. (2)
Звучит песня А.Розенбаума “Налетела грусть”.
V ТУР
– Этот тур связан с полюбившимся нам городом Санкт-Петербургом, где мы недавно с вами побывали. Этот град называют музеем под открытым небом. Перед вами необычные музейные экспонаты:
1. Зимний дворец
2. Исаакиевский собор
3. Летний дворец Петра I
4. Петропавловская крепость
5. Памятник Петру I
6. Кунсткамера
1) Какой из этих архитектурных памятников появился раньше других? (4)
2) Какой из этих замечательных памятников связан с именем Фальконе? (5)
3) Какой из обьектов стал первым российским музеем? (6)
4) Какой из этих памятников архитектуры лишний в данной экспозиции? (1)
Подведение итогов.
ВИКТОРИНА III
Для младших подростков
Тема: “ЛЮБИМЫЕ КНИГИ – ЛЮБИМЫЕ ПИСАТЕЛИ”.
– С тех пор как мы научились читать, книга служит нам источником знаний; в минуты отдыха мы берем в руки книгу; при помощи книги мы можем совершить любое путешествие, побывать в любой стране, в любом уголке нашей страны. Чем больше мы учимся, чем старше становимся, тем больше нужна нам книга, тем больше мы понимаем, что все знания и опыт, накопленные людьми, заключены в книгах.
Звучит песня о книге.
I ТУР
– Перед вами портреты писателей:
1. Александр Сергеевич Пушкин
2. Михаил Юрьевич Лермонтов
3. Николай Васильевич Гоголь
4. Николай Алексеевич Некрасов
5. Антон Павлович Чехов
Чей это портрет:
1) “Он был небольшого роста, но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел”. (2)
2) “Большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались”. (1)
3) “Плотный, небольшого роста, красивый мальчик, он рос бойким, смелым и сильным. Он хорошо плавал, греб, стрелял из ружья, прекрасно ездил верхом… Любил простор родных лугов и полей, первый шепот зеленых трав и нестройные птичьи песни в лесу. Но больше всего он любил Волгу”. (4)
4) “Передо мною был молодой… человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом… Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы”. (5)
5) “Ему шел тринадцатый год, когда он поступил в гимназию. Невысокий, остроносый подросток с умными карими глазами, застенчивый, он трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими товарищами”. (3)
II ТУР
– Жизнь многих классиков русской литературы неразрывно связана с уголками России, которые знают не только в нашей стране, но и во всем мире:
1. Михайловское
2. Тарханы
3. Щелыково
4. Спасское-Лутовиново
5. Мелихово
6. Ясная Поляна
1) “Без своей усадьбы я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к ней”, – писал Л.Н.Толстой. О какой усадьбе идет речь? (6)
2) Мишель воспитывался здесь в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая делала все, чтобы здесь внук мог учиться, развиваться физически. Что это за имение? (2)
3) Письма были единственным, что связывало его с внешним миром. Из писем он узнавал о друзьях и событиях той большой жизни, из которой был изгнан. Да еще двое друзей не побоялись навестить опального. Если вы узнали, о чьей судьбе я вам напомнила, тогда вам легко угадать и его местонахождение. (1)
4) Шесть лет, которые Чехов прожил здесь после возвращения с Сахалина, были годами расцвета его творческих сил. Здесь им были написаны “Палата N 6”, “Человек в футляре”, “Чайка”, “Крыжовник” и другие произведения. С какой усадьбой связаны самые светлые годы А.П.Чехова? (5)
5) До самозабвения любивший природу Александр Николаевич Островский уже в первый свой приезд был пленен исключительной красотой окрестностей. Усадьба была для драматурга не только местом отдыха, но и местом творчества. Любимое детище А.Н.Островского, его весенняя сказка “Снегурочка” целиком навеяна красотами местной природы. Что это за усадьба? (3)
6) Имение Тургеневых располагалось в березовой роще на пологом холме. Самым любимым местом в доме вскоре для И.С.Тургенева стала библиотека, где он порой проводил целые дни. Как называлось имение Тургеневых? (4)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
– Перед вами вновь портреты классиков русской литературы:
1. Ивана Андреевича Крылова
2. Алексея Максимовича Горького
3. Николая Васильевича Гоголя
4. Николая Алексеевича Некрасова
5. Михаила Васильевича Ломоносова
6. Василия Андреевича Жуковского
– Угадайте, о ком из них прозвучат отрывки:
1) Когда он в первый раз сел на одну скамью с другими учениками- школьниками, его встречали насмешками. Ему шел в это время двадцатый год. Он был высок, широкоплеч и очень силен. А в классе его окружали тринадцатилетние подростки, которые не доходили ему и до плеча. (5)
2) Читая, он часто плакал от любви к людям, о которых рассказывалось в книгах, и давал себе обещание помогать им, когда вырастет. Кто мог дать такое обещание? (2)
3) В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех талантов, всех искусств. Он мог стать замечательным актером, художником, музыкантом, математиком. Но он решил стать писателем. Кроме этого, свыше 30 лет он прослужил библиотекарем. (1)
4) “Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь я вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете, обычаи и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно”. Кто мог обратиться с такой просьбой? (3)
5) Детские годы этого писателя были омрачены впечатлениями жизни крепостных, тяжкого труда бурлаков. (4)
III ТУР
– Перед вами портреты зарубежных писателей:
1. Даниель Дефо
2. Жюль Верн
3. Марк Твен
4. Вальтер Скотт
5. Джек Лондон
6. Александр Дюма
1) Из трехсот произведений, написанных этим писателем, подлинную славу ему принесла книга, в которой он воспел мужество человека, его энергию и трудолюбие. (1)
2) Трамплином для полета его писательской фантазии служили подлинные факты, реальные достижения инженерной мысли и научные гипотезы. (2)
3) Под его пером оживали исторические хроники, он умел вдохнуть жизнь в старинные легенды, воскрешая забытые мемуары, написанные в разные эпохи. (6)
4) Кому из них, по-вашему, принадлежат слова: “Работа есть то, что мы обязаны делать, а игра есть то, что мы не обязаны делать”. (3)
5) Его судьба напоминает судьбу Горького. Дни и ночи проводит он над книгами, голодает, холодает, но вопреки всему упрямо карабкается к вершинам знаний. Не случайно люди с сильным характером и бодрым духом становятся героями его книг. (5)
IV ТУР
– А теперь портреты настоящих героев и вымышленных литературных персонажей. Нам предстоит встреча с людьми удивительных биографий и судеб, действительно жившими когда-то, которые послужили моделями для бессмертных образов:
1. Мюнхгаузен
2. Джон Сильвер
3. Робинзон Крузо
4. Д’Артаньян
5. Шерлок Холмс
6. Капитан Немо
1) Прототипом какого героя стал Александр Селькирк? (3)
2) Храбрости и мужества ему занимать не приходилось, робость и нерешительность были чужды ему, равно как трусость. Что касается умения пользоваться случаем и извлекать для себя пользу, то и в этом он показал себя большим мастером. (4)
3) Свое подлинное имя он скрывал под безликим латинским словом – “Никто”. (6)
4) Кто из героев, действительно живших когда-то, носил то же имя? (1, 4, 2)
5) Кто из персонажей совершил плавание на “Испаньоле” ? (2)
6) В честь этого литературного персонажа создавались журналы и даже целые организации его имени. (5)
V ТУР
– На выставке любимой книги:
1. “Приключения Тома Сойера” Марка Твена.
2. “Всадник без головы” Майн Рида.
3. “Остров сокровищ” Роберта Стивенсона.
4. “Остров погибших кораблей” Александра Беляева.
5. “Алые паруса” Александра Грина.
6. “Пятнадцатилетний капитан” Жюля Верна.
– Вы прослушаете отрывки из этих книг. Ваша задача состоит в том, чтобы отгадать, из какой книги тот или иной отрывок.
1) “Осенью, на пятнадцатом году жизни, он тайком покинул дом и проник за золотые ворота моря. Вскорости из порта Дубельт вышла в Марсель шхуна, увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки”. (5)
2) “То, что произошло дальше, с трудом поддается описанию. Никто не видел зрелища разыгравшейся стихии, так как никто не смел взглянуть на него. Но если бы кто-нибудь и осмелился, он все равно ничего не увидел бы. Через пять минут после того, как были обвязаны головы мулов, караван окутала кромешная тьма”. (2)
3) “Продолжая идти вперед и болтая, они не заметили, как очутились в той части пещеры, где на стенах уже не было надписей. Они вывели копотью свои имена под нависшим камнем и пошли дальше… Они долго шли по извилистому коридору то вправо, то влево, забираясь все глубже и глубже в тайники подземелья…” (1)
4) “Редко кому удается выбраться отсюда. Если люди не умирали от голода, жажды или желтой лихорадки, они живут, пока не утонет их корабль от тяжести наросших полипов или течи. И море медленно принимает новую жертву”. (4)
5) “Оказалось, что в бочке всего одно яблоко. Чтобы достать его, мне пришлось влезть в бочку. Сидя там в темноте, убаюканный плеском воды и мерным покачиванием судна, я чуть было не заснул. Вдруг кто-то грузно опустился рядом с бочкой на палубу”. (3)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
– Особой популярностью среди младших подростков пользуются книги по фантастике:
1. “Голова профессора Доуэля” Александра Беляева.
2. “Приключения Алисы” Кира Булычева.
3. “Туманность Андромеды” Ивана Ефремова.
4. “Земля Санникова” Владимира Обручева.
5. “Человек-невидимка” Герберта Уэллса.
6. “Гиперболоид инженера Гарина” Алексея Толстого.
1) Трудные и долгие скитания во льдах приводят героев произведения на край высокого обрыва, под которым перед ними открывается широкий простор огромной долины, покрытой зелеными лугами и лесами, прозрачными озерами и реками. (4)
2) Мощное притяжение невидимой звезды захватило звездолет, и единственным спасением стала посадка на одну из ее планет. (3)
3) Героиня романа становится причастной к тайне человека, пытающегося ради блестящей карьеры присвоить выдающееся открытие. (1)
4) У героини какой книги над кроватью висел лозунг “Покой нам только снится”? (2)
5) Странный герой этого произведения не мог жить в Лондоне прежде всего потому, что, бродя по улицам, при местном климате он пачкал ноги, и на его коже оседали сажа и пыль. (5)
Подведение итогов. Награждения.
ВИКТОРИНА IV
Для младших подростков
Тема: “СТРАНИЦЫ ЛЕТОПИСИ РОССИИ”.
– Сегодня мы проведем путешествие по страницам летописи России, включая не только историю, но и географию, литературу, архитектуру. Это для нас, своих потомков, люди жили, трудились, сражались, строили, создавали. Нам ли от славных дедов-прадедов отворачиваться? Знать их имена надо непременно. Ведь мы не иваны, родства не помнящие. “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно”, – говорил А.С.Пушкин.
Музыкальная заставка.
I ТУР
– Начнем мы нашу игру с конкурса “России верные сыны”.
Гордость и славу русской армии составляют великие военачальники:
1. Павел Степанович Нахимов
2. Александр Ярославич Невский
3. Дмитрий Иванович Донской
4. Михаил Илларионович Кутузов
5. Александр Васильевич Суворов
6. Петр Иванович Багратион
1) Памятником ему послужил 28-метровый чугунный столб со словами благодарности от признательного потомства. Кому из них поставлен такой памятник? (3)
2) Учиться было тяжело. Но он знал, что самое главное для него – это знания. Выпускные экзамены он сдал лучше ста четырех своих товарищей. К высоким оценкам старые и суровые экзаменаторы прибавили запись: “К службе усерден и знающ”. (1)
3) “Заранее учись прощать ошибки других и не прощай никогда собственных” – часто повторял один из них. Вам предстоит угадать, кто. (5)
4) Прах этого прославленного полководца покоится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. (4)
5) Кто из этих людей после своей смерти сделался святым за все то добро, которое принес русской земле? (2)
II ТУР
– А теперь перед вами исторические личности:
1. Александр Невский
2. Иван Грозный
3. Михаил Ломоносов
4. Петр I
5. Николай II
6. Дмитрий Пожарский
1) Чей это портрет:
“В 21 год он был стройным молодым человеком, 5 футов и 7 дюймов ростом с квадратным открытым лицом своего отца, с выразительными глазами своей матери и необычайно притягательным собственным обаянием. Его лучшими отличительными чертами были обходительность, доброта, дружелюбие. (5)
2) Оба великих сына России родились в один и тот же день – 30 мая. Кто они? (1, 4)
3) Кого В.Г.Белинский назвал “Петром Великим русской литературы”? (3)
4) “Он вставал всегда в 3 часа пополуночи, значит, до рассвета, с час ходил у себя по комнате, читал иностранные книги и газеты и отмечал, что оттуда следует переводить на русский язык…” (4)
5) Вот так писал об этой исторической личности Соловьев: “Пытливый ум ребенка требовал пищи: он с жадностью прочел все, что мог прочитать, изучил священную, церковную, римскую историю, русские летописи, творения святых отцов, но во всем, что ни читал, он искал доказательства в свою пользу…” (2)
III ТУР
– Гордость и славу русской литературы составляют писатели:
1. Александр Сергеевич Пушкин
2. Михаил Юрьевич Лермонтов
3. Николай Васильевич Гоголь
4. Николай Алексеевич Некрасов
5. Антон Павлович Чехов
6. Иван Андреевич Крылов
1) “Он был горд и самолюбив, но он имел право быть горд своим умом, своим страстным желанием блага родной земле, своим гением, своими заслугами перед всем русским обществом”. О ком из них мог так сказать Чернышевский? (3)
2) “Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ” – так сам поэт определил цель своей жизни и деятельности. Кто он? (4)
3) “Все мы видели, что он нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это часто бывает в те годы”. О ком, по-вашему, так рассказывали друзья? (1)
4) “За какую бы работу ни брался мальчик, он всегда делал ее добросовестно, проявляя необычайное упорство и настойчивость. Он хорошо играл в шахматы, рисовал, лепил, играл на фортепьяно, на скрипке. Литературу он знал прекрасно и больше всех русских поэтов любил Пушкина”. Кто этот мальчик был? (2)
5) Кто мог сказать так о себе:
“Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе, –
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, –
Чин человека…” (6)
IV ТУР
– Следующий тур посвящается путешественникам и мореплавателям, чьи имена встречаются на картах, кто прославил нашу Родину своими подвигами:
1. Николай Михайлович Пржевальский
2. Степан Осипович Макаров
3. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
4. Семен Дежнев
5. Афанасий Никитин
6. Николай Миклухо-Маклай
1) Местные жители встретили его вначале враждебно, но вскоре убедились в его добрых намерениях, привыкли к нему, почувствовали расположение и полюбили как друга, прозвав его “Каарам-тамо рус”. (6)
2) “Пешком, на лошадях и верблюдах он прошел через пустыни, где в сыпучих песках белели кости неведомых, погибших от жажды путников… Снеговые бури застигали маленький отряд отважного путешественника на ледяных перевалах Тибета… Лавины и камнепады преграждали путь. Кончалось путешествие… не было денег… А он все шел вперед”. Кто этот упорный путешественник? (1)
3) “Царь приказал “…за его службу и на прииск рыбья зуба, за кость и за раны поверстать в атаманы”. Кого так отблагодарил царь за 19-летнюю службу? (4)
4) “На этом свете нет страны, подобной ей, хотя вельможи русской земли несправедливы…” Кто из них так сказал о своей родине? (5)
V ТУР
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
– В этом туре вам поможет только ваша интуиция. Одаренность людей зависит от месяца и года их рождения – утверждают астрологи. Перед вами созвездия:
1. Рак
2. Лев
3. Дева
4. Весы
5. Скорпион
6. Стрелец
– Вам предстоит с первой попытки угадать, под каким созвездием родились одаренные личности России.
1) М.В.Ломоносов. Звездные данные астрологов: приняв решение, действует резко и бесповоротно, трудолюбив, относится ко всему серьезно. (5)
2) М.И.Кутузов. Звездные данные: предпочитает деятельность, где необходимо наведение порядка, не позволяет себе увлекаться пустыми мечтами. (3)
3) М.Ю.Лермонтов. Звездные данные: это мягкие, терпимые, дипломатичные, располагающие к себе люди. (4)
4) А.В.Суворов. Звездные данные: он жаждет успеха; высокоталантливый, интересующийся едва ли не всем на свете. (6)
5) И.Е.Репин. Звездные данные: хорош в работе, где он может быть в центре внимания. (2)
VI ТУР
– А теперь несколько туров мы посвящаем ценностям русского искусства. Надеемся, что вы прекрасно знаете классические произведения русской литературы, созданные великими писателями:
1. А.С.Пушкин. “Повести Белкина”.
2. Н.В.Гоголь. “Ночь перед Рождеством”.
3. И.А.Крылов. “Басни”.
4. А.М.Горький. “Детство. В людях. Мои университеты”.
5. И.С.Тургенев. “Бежин луг”.
6. А.П.Чехов. “Рассказы”.
1) Это автобиографическая книга, в которой автор выступает как свидетель событий. (4)
2) Эти произведения впервые были напечатаны анонимно, авторство приписано было выдуманному лицу. (1, 2)
3) Своими произведениями автор призывал каждого “выдавливать из себя по капле раба”. (6)
4) “Его произведения полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден”. О произведениях какого автора так сказал Игорь Ильинский? (3)
5) Когда эти повести прочел Пушкин, он написал: “Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов”. (2)
VII ТУР
– Санкт-Петербург. По улицам этого города и впрямь можно ходить, как по музею. Вот они, великие творения зодчих и скульпторов:
1. Зимний дворец
2. Исаакиевский собор
3. Летний сад
4. Адмиралтейство
5. Александровская колонна
6. Военно-морской музей.
1) Он является свидетелем юности города – заложен в 1704 году, спустя год после основания Петербурга. Вначале он был парадной царской резиденцией. (3)
2) Если у каждого экспоната, представленного здесь, задержаться всего лишь по одной минуте, то для осмотра (если проводить ежедневно 8 часов) нужно затратить 11 лет. (1)
3) Какое из этих произведений искусства установлено в честь победы в Отечественной войне 1812 года? (5)
4) В стенах этого здания помещалась коллегия, которая ведала делами флота. Уже в апреле 1706 года на воду был спущен первый военный корабль. (4)
Подведение итогов. Награждения.
Вера КРЮКОВА
Ивановская область
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Комментарии