Образовательное пространство России вновь лихорадит. И дело на этот раз не в новых указах и распоряжениях, а в детской жестокости. Свидетелями этого явления становятся все пользователи Интернета. Так, два из трех вопиющих по жестокости инцидента появились в соцсетях. Возможно, именно этот момент и станет самым важным упреждающим моментом – учитель и школа задумаются о том, как предотвратить или хотя бы профилактировать подобное поведение подростков, как обезопасить ребят от страшного выбора – бить, причинять боль, унижать, а не решать конфликт с помощью диалога.
Сегежа
Школьники засняли на камеру телефона избиение подростка. В моногороде Сегежа, где градообразующим предприятием является целлюлозно-бумажный комбинат, школьница избила сверстницу под песню Моргенштерна (признан властями РФ иностранным агентом. – Прим. ред.). На кадрах видно, как девочка бьет другую кулаком в живот, коленом по голове, ногами по телу и лицу. Избиение снимал другой подросток, нецензурно комментируя происходящее. Он же выложил видеозапись в соцсети, сообщил детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. Информация о происшествии появилась 10 февраля.
В Министерстве образования и спорта Карелии заявили, что в школах участников инцидента пройдут внеплановые родительские собрания, а с ученицами встретится психолог. Также министерство оценит организацию воспитательной работы в образовательных организациях города. Руководство министерства связалось с администрацией района, детским омбудсменом Карелии Геннадием Сараевым, муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних, директорами школ, где обучаются участники инцидента.
Детский омбудсмен сообщил «Учительской газете», что уже идет работа комиссии по делам несовершеннолетних совместно с правоохранительными органами. Эксперты оценят степень причинения вреда потерпевшей и примут решение о привлечении к ответственности. По мнению омбудсмена, ситуация однозначно требует реакции государства и наказания за совершение противоправного деяния.
Химки
О происшествии в лицее №10 города Химки стало известно 7 февраля. Во время перемены одна из учениц напала с кухонным ножом на сверстницу в туалете. Девочка нанесла пострадавшей десятки ударов, после чего вернулась в класс, залитая кровью. Как стало известно позже, нож нападавшая принесла из дома. На лице пострадавшей пятиклассницы врачи насчитали 26 ножевых ранений, а на теле – 20 глубоких ран и порезов. Девочка потеряла много крови.
По итогам произошедших разбирательств ответственность вновь была перенесена персонально на учителя. Жители Химок с такой трактовкой и поиском виноватых не согласились: родители учеников школы устроили сход в защиту классной руководительницы девочек Ольги Масловой.
Челябинск
В школе №5 второго по величине культурного, экономического, делового и политического центра Уральского федерального округа 8 февраля подростка избили в фойе образовательной организации. Известно, что конфликт начался на улице, потом молодые люди ворвались в здание школы. Группа в балаклавах избивала сверстника. На кадрах с камеры наблюдения, опубликованных телеграм-каналом Baza, видно, что нападавшие пользовались молотками. Предполагается, что ими стали ученики другой школы – образовательного центра №2, расположенного неподалеку.
«Сотрудники полиции выясняют обстоятельства инцидента, произошедшего около одного из образовательных заведений в Курчатовском районе Челябинска, участниками которого предположительно стали подростки. В результате происшествия медицинская помощь потребовалась одному из участников. На месте находятся сотрудники полиции. С целью установления объективной картины случившегося полицейскими опрашиваются очевидцы. Инцидент взят на контроль начальником ГУ МВД России по Челябинской области Михаилом Скоковым», – сообщили в полиции региона.
В поисках виноватых
Три случая, о которых идет речь, можно проанализировать. Очевидно, что нередко конфликтуют школьники из разных образовательных организаций – случаи в Сегеже и Челябинске. Школы недостаточно оснащены и охраняются: в Химках не заметили пронесенный нож, а в Челябинске не сразу среагировали на драку в фойе, которая испугала младшеклассников. И если случай в Химках получил огласку из-за невероятной жестокости, то два других стали известны только потому, что происходившее зафиксировали на мобильные телефоны и загрузили в Интернет.
В соответствии с утвержденными СанПиНами школьникам нельзя использовать мобильные телефоны во время учебного процесса. Но важно, чтобы они были, потому как вопиющие конфликты, подобные случившимся в феврале, вновь могут оказаться скрытыми от взрослых. Это значит, что на новом витке развития последствия могут оказаться куда более тяжкими.
Ответственность перекладывается на школу, а после, уже образовательной организацией, и на учителя лично. Между тем стоит задуматься, как работает охрана школы, если ребенок может пронести в образовательную организацию нож незамеченным. Где находятся дежурные учителя? Как работает рамка металлоискателя? Кого защитило видеонаблюдение? Как теперь, после случившегося, оценить работу психологов, работающих в школах?
В СМИ говорят о пострадавших участниках конфликта, но, по сути, пострадали еще и те, кто стал наблюдателем этого процесса. Его развязка возможна только при помощи взрослых, которые уделят внимание подросткам и грамотно обсудят ситуацию в классном коллективе, оберегая школьников от запугивания. Готовы ли сегодняшние психологи к работе с пострадавшими? Возьмет ли учитель ответственность за разговор с классом? Разберутся ли в проблеме родители, удержавшись от крайних оценок?
Наше издание продолжает следить за ситуацией с подростковой агрессией в стране. Подключайтесь к обсуждению, уважаемые читатели!
От редакции
В открытых источниках на сайте МГППУ опубликованы документы по профилактике девиантного поведения (https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour).
Комментарии