search
main
0

Энергия потенциала

Школьные конференции: назад в будущее

Проектно-исследовательская деятельность учащихся совсем не новое направление в работе московских школ. Качественные проекты выполнялись учениками под руководством педагогов-профессионалов еще в позднем советском периоде. Тогда, конечно, и думать не могли о робототехнике или прототипировании.

К началу 2000‑х годов в Москве сформировалась система окружных и городских конференций. Школы-новаторы организовали у себя конференции по самым разным направлениям: инженерному, гуманитарному, естественно-научному. Многие конференции (не менее 30) выросли из статуса школьных и окружных, приобретя статус городских. Сложилась определенная траектория, которую выбирал ученик: выступил в школе, затем в округе (или сразу в городе), а потом на заключительной конференции Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся.

Время поставило новые, современные задачи, и сегодня мощные городские конференции («Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Старт в медицину», Курчатовский проект), которые являются открытыми для всех учеников, – это большой шаг вперед в развитии проектной деятельности.

С каждым годом количество учеников московских школ, желающих попробовать свои силы в проектно-исследовательской деятельности, растет, и возникает вопрос: достаточно ли в городе конференций, для того чтобы юные исследователи могли попробовать свои силы и отточить свои навыки? Ученик выступил на школьной конференции, а дальше сразу на город? А ведь там требования куда серьезнее и большая конкуренция.

На сегодняшний день особое значение и актуальность имеет вопрос создания и развития системы открытых конференций межрайонного (окружного) уровня. Ведь именно здесь, на этих конференциях, у ребят есть возможность получить практический опыт выступлений и коммуникаций, а у школ – заметить успешных учеников из младшего и среднего звеньев, да и старшеклассников, которые пока еще не рискнули заявить о себе на больших московских конференциях. Подобные конкурсы должны носить открытый характер при минимальном отборе для очного выступления. Ребенка заслушают не учителя школы, а независимое жюри (давайте честно скажем, каждая школа не сможет подобрать в жюри своей конференции экспертов вузовского уровня).

Не исключаем, что выступления учеников на межрайонных конференциях и рекомендации жюри для выступлений на больших московских конкурсах могли бы давать несколько дополнительных баллов при оценке работ в городе.

Пример многолетней успешной работы со школьниками Москвы – конференция «Потенциал». Организована в 1992 году, ровно 30 лет назад, учителями-сподвижниками школы №1502, преподавателями НИУ МЭИ и рядом других передовых вузов Москвы. Математика, физика, информатика – с этих секций и начинали. Теперь в структуре «Потенциала» практически все инженерные и естественно-научные направления: биология, медицина, энергетика, робототехника, машиностроение, прототипирование, строительство, дизайн и многие другие.

С 2018 года, когда количество участников конференции выросло до 350 человек и возможности школы №1502 для проведения были исчерпаны, конференция стала проводиться на площадке Национального исследовательского университета «МЭИ». В настоящий момент организаторами конференции являются НИУ МЭИ и школа №1502.

Конференция носит открытый характер: любой ученик России может подать заявку на участие, которая рассматривается экспертным советом, впоследствии работа учащегося рекомендуется для 2‑го этапа либо отклоняется. По сложившейся традиции в работе конференции участвуют ученики из Республики Беларусь. Абсолютное большинство поданных работ рекомендуется для участия в очном этапе, что создает хорошие возможности проявлять свои способности большому количеству учеников, получать рекомендации экспертов и подавать заявки на московские городские конференции в рамках городских проектов.

Жюри (экспертная комиссия) конференции – высокопрофессиональный состав ученых МГУ, МЭИ, МПГУ, Палеонтологического института имени А.А.Борисяка РАН, Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева, РХТУ имени Д.И.Менделеева, Центра педагогического мастерства, представители педагогического сообщества Москвы.

В 2022 году в конференции участвовали обучающиеся:

– 61 школы Москвы;

– Московской, Ивановской, Волгоградской областей, Пензы, Орла, Набережных Челнов, Ульяновска;

– 9 регионов Республики Беларусь.

Работало 22 секции (отмечается существенное увеличение работ по IT-направлению, традиционно много проектов по биологии, экологии и химии). Для отборочного этапа зарегистрировано 917 проектов, 783 из которых участвовали во 2‑м этапе.

Конференция «Потенциал» включена в перечень олимпиад, утвержденный Министерством просвещения России. Это дает определенные привилегии для поступа­ющих в вузы, а обучающимся – возможность бесплатного участия в профильных сменах федеральных детских оздоровительных лагерей «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», а также в других мероприятиях.

Очередная, XXXII Открытая московская инженерная конференция школьников «Потенциал» будет проводиться на площадке Московского энергетического института в начале февраля 2023 года. Дополнительно к традиционным направлениям будет работать секция для учеников 7-9‑х классов в рамках «Математической вертикали». Это важно, поскольку количество работ по математике неуклонно сокращается, и это общая тенденция абсолютно для всех конференций.

Еще один проект, который реализуется в школе №1502, – это исторические чтения «Защитники Отечества». Мероприятие, которое в нашей школе проводится ежегодно с 1995 года.

Темами исторических чтений становились наиболее актуальные проблемы истории, связанные, как правило, с юбилейными датами: «100‑летие со дня рождения Жукова», «850‑летие Москвы», «200‑летие походов Суворова», «60‑летие Московской битвы», «300‑летие Санкт-Петербурга», «Военная история России – прошлое и настоящее», «90‑летие революций и Гражданской войны», «20‑летие вывода наших войск из Афганистана», «Россия и ее соседи: прошлое и современность», «100‑летие Первой мировой войны», «Крым: от Руси к России». Каждые 5 лет обязательно проводятся чтения, посвященные юбилею Великой Победы. На эти годы приходится наибольшее количество участников, так как интерес молодежи к Великой Отечественной войне всегда остается неизменно высоким.

В 2010 году в чтениях приняли участие 185 участников из 38 школ города – максимальное количество участников.

Чтения проводятся в виде пленарного заседания секций, в ходе которого определяются победители и призеры. Исторические чтения – это не только уникальная площадка для дискуссий, выражения своей позиции, но и многочисленные интересные мероприятия, встречи, творческие выступления.

Большую помощь в организации и проведении исторических чтений, в том числе экспертном анализе и оценке работ учащихся, оказывают коллективы Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Центрального музея современной истории России.

Исторические чтения – это возможность постижения событий далекого и недавнего прошлого, поиск ответов на злободневные вопросы сегодняшнего дня о нашем будущем. Выступив инициатором проведения исторических чтений «Защитники Отечества» на базе нашей школы, мы отмечаем важность и необходимость углубленного изучения истории России, формирования гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.

Очередные, XXVII исторические чтения «Защитники Отечества» по теме «Слава русскому оружию!» («Русское оружие на защите Отечества с древнейших времен до сегодняшних дней») планируется провести в марте. Информация о проведении «Потенциала» и «Защитников Отечества» размещается на официальном сайте школы №1502.

Педагоги, администрация школы №1502, имеющие большой опыт в проведении конференций городского уровня, готовы участвовать в работе по формированию межрайонных конкурсных мероприятий, оказывать помощь и содействие.

Иван ВНУКОВ, старший методист школы №1502 «Энергия»;
Владимир ЧУДОВ, директор школы №1502 «Энергия», заслуженный учитель РФ, кандидат технических наук, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте