Какая роль в жизни каждого ребенка отведена учителю? Дидакта? Пастыря? Почувствовать неуловимую грань, разделяющую эти сложные и ответственные социальные роли, непросто. Кому из нас, работающих в школе, не приходилось вести бесконечный внутренний диалог с самим собой. Он изматывает, но и без него, на мой взгляд, движение к подлинному профессионализму невозможно.
Мой путь – это творческое восхождение на профессиональную вершину, если она, конечно, достижима. Существуют ли критерии, которыми можно оценить профессионализм учителя? Наверное, это человек, знающий и чувствующий все мельчайшие детали дела, которому он посвятил жизнь. В институте думала, что крепких знаний вполне достаточно, чтобы стать хорошим учителем. Придя в школу, поняла – без знания предмета здесь работать невозможно, но обиднее всего, если они – «черствые», лишенные эмоциональности и педагогической пластичности, оказываются выброшенными в пустоту.
Уметь сочетать предметную компетентность, знание методики с пониманием детской души – значит стать настоящим мастером. Судьба подарила каждому педагогу возможность найти свое жизненное продолжение. Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них. Это большое счастье и вместе с тем колоссальная ответственность.
Для меня школа – сгусток энергии, положительной и отрицательной. При всей полярности, сладости одной и горечи другой, они равнозначно питают мою душу. А уж привыкнув к этому «энергетическому коктейлю», жить без него больше не сможешь.
Хочется, чтобы, выйдя из школы, мои ребята не затерялись и не растерялись. Вот и стараюсь искать подходы, которые воспитывают человека коммуникабельного, четко знающего, где, как и для чего он сможет применить свои знания, то есть стать профессионалом.
Выходит, что вершина, к которой стремлюсь, – результат нашего обоюдного обучения и формирования профессионала друг в друге.
Наталья МАЛЫШЕВА, учитель физики СШ №3 Котовска, учитель года Тамбовской области-2005
Комментарии