search
main
0

Энциклопедия Российских городов

Мы уже с рождения амчане

Если доведется вам побывать в Мценске, первое, о чем расскажет любой амчанин, так это о дате основания города – 1146 год – и обязательно добавит с гордостью: “На год раньше Москвы!” Хотя, конечно, речь идет не столько о реальном сроке рождения, сколько о первом упоминании о городе в Никоновской летописи, в одном ряду с Рязанью и Тулой.

Среднему российскому жителю, не обремененному знанием истории Отечества, Мценск известен, пожалуй, по трем моментам. Как место жительства лесковской леди Макбет, как родина Ивана Сергеевича Тургенева (в Мценском районе расположено Спасское-Лутовиново) и как героический город, вставший на пути фашистов к Москве. Чтобы немножко расширить страницы подобного кругозора, добавим к именам Лескова и Тургенева еще несколько, связанных с здешним краем: А.А.Фет, писатель И.А.Новиков, “законодатель школьной математики” А.П.Киселев, профессор А.И.Кирпичников. В девятнадцатом веке в деревне Лукьянчиково Мценского уезда поселился после выхода в отставку герой 1812 года генерал А.П.Ермолов, а летом 1943-го, в канун Орловско-Курской битвы, на берега Зуши прибыл маршал Жуков. Такая вот перекличка поколений.

Война сыграла в судьбе города роковую роль: Мценск, входящий в список российских городов – памятников культуры, представляющих историческую ценность, был, по сути, стерт с лица земли. И то немногое, что осталось, амчане старательно оберегают и восстанавливают. Сохранился, например, дом купца Измайлова, описанный Лесковым в “Леди Макбет…”, остались на главной городской площади арочные торговые ряды, первый этаж которых построен еще в прошлом веке, а второй – уже после войны.

В Мценске две главные реки – Мецна и Зуша. С именем первой связывают происхождение названия города. В разных летописях он именовался по-разному: Мченск, Мченеск, Амченск. Происхождение этого “типично вятического названия населенного пункта” ученые переводят либо как город, расположенный в лесной местности (отсюда, кстати, родом былинные соловьи-разбойники), либо (по Далю) связывают с вятическим “мцела” – пчела. Бортничеством здесь занимались исстари. Жители Мценска с равным правом называют себя мецнянами или, что намного чаще, амчанами. Есть у города и своя боль, своя трагедия – взорванный в 1932 году великолепнейший собор Святого Николая, возведенный по проекту архитектора А.И.Мельникова. Тогда же пропала и икона святителя Николая, хранившая город с 1415 года и приплывшая, как гласит предание, на каменном кресте по реке Зуше против течения, причем сама икона тоже была “камнесеченная”. Ее упоминает Лесков в своем “Левше”.

Ребенка воспитать –

не поле перейти

Отношение к религии в городе особенное, это я поняла, когда общалась с работниками городского управления общего и профессионального образования. Его начальник Ольга Ивановна Сомина даже старинную поговорку вспомнила: “Коли амчанин – на двор, так уж выноси святых вон”. В смысле, если заходит в дом амчанин, иконы можно выносить. Связано это с тем, что язычество процветало здесь аж до пятнадцатого века, и до сих пор в городе нет какой-либо одной доминирующей религии, а наоборот, разных вер великое множество. Потому приоритетные направления в воспитании детей – патриотическое, экологическое и правовое. В школах (их в городе восемь, есть еще гимназия и лицей) введены интегрированные курсы “Ваши права” (во 2-4-х классах), “Граждановедение” (5-6-е). В рамках местного компонента изучаются программы по этической грамматике, эстетике, психологии общения, философии. Первый год в школах ?? 1, 5, 8 апробируется экспериментальный курс “Родиноведение” – “Мы уже с рождения амчане”…

Валентин Александров, мэр Мценска, в начале года собрал совещание работников дополнительного образования, на котором обсуждалась концепция городской системы воспитания детей. Решили не только сохранять сеть и развивать работу подростковых клубов, кружков и секций, но и сделать их реальными центрами досуга в своих микрорайонах. Примером стал созданный по инициативе мэра подростковый клуб “БАРС” – “Боевой Авангард Ребячьих Сердец”, которым руководит Н.Сочиенков.

На вопрос, почему взрослые столько внимания уделяют воспитательной работе, лучше всего отвечают исследования городского Центра социально-педагогической помощи семье и детям. Согласно его данным, около 42 процентов школьников имеют какие-либо нарушения психосоциального развития. Решать порой совсем недетские проблемы наших детей в Мценске взялись всем миром. Создана сеть классов коррекционно-развивающего обучения, в которых учатся 367 ребят. Организована профподготовка в классах социально-педагогической реабилитации, где школьники могут получить профессии слесаря, водителя и швеи. С января 98-го года работает детский телефон доверия, по которому уже больше двух тысяч ребят обратились со своими вопросами и проблемами. Были и звонки от взрослых.

Городская программа воспитания и защиты детей включает особый раздел – “Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка”. Практика различна: родительские субботы в лицее ? 5, программа “Семья” в школах ? 1 и ? 6, праздники “Папа, мама, я – спортивная семья” в школах ?? 1, 2, 7, 8, 9. В городе формируется ассоциация активных родителей. Есть, разумеется, и пассивные, с которыми труднее всего учителям и родным детям. Одна надежда: может, заинтересуются да и придут на лекцию – в школах организован родительский лекторий.

Ваши дети – вы и растите

Так, наверное, говорили в правительстве, когда в феврале 1998 года вычеркивали из списка “чернобыльцев” многие города и районы. Мценск тоже вычеркнули, и соответственно перестали платить дотации – по одной минимальной зарплате каждому жителю. Но самое главное – отняли 50-процентные федеральные доплаты на питание школьников, перестали выделять деньги на лечение детей. И если первую половину прошлого года городу еще как-то удавалось прожить без “чернобыльских”, то после 17 августа положение стало катастрофическим. На сегодняшний день каждый шестой маленький амчанин относится к специальной медицинской группе. А значит, нуждается в особом внимании, оздоровлении и питании. Школы, конечно, стараются: спецпрограммы по физкультуре разрабатывают, летом самых слабеньких определяют в лагеря отдыха с обязательным посещением физиотерапевтических кабинетов в медучреждениях – район старается выделять на это деньги.

Может быть, еще одним из выходов будет открытие школ здоровья? Этот статус в ближайшее время получит мценская школа ? 6, расположенная в одном из самых неспокойных и экономически трудных районов.

Рассказывает директор школы Светлана Ивановна Родина:

– С нового учебного года появится у нас новый спортивный зал – город постарался, сделали пристройку.

“Учитель подобен солдату-герою”

По архивным данным за 1897 год, Мценский уезд в Орловской губернии занимал последнее место по уровню развития образования. Сегодня этот город и район входят в число лучших. Обо всех успехах Мценска можно узнать от Леонида Семеновича Потанина, директора городского музея образования. До выхода на пенсию работал он учителем географии, инспектором роно, завучем, 16 лет директорствовал в школе. Музей образования – третий на его счету. Два предыдущих – краеведческих – создал в школах.

– Хорошая у вас привычка – открывать музеи…

– Дело, конечно, не в привычке, просто интересно. Это, скорее, любопытство. Почему именно музей образования? Было как-то обидно за учителя – есть краеведческий музей, боевой славы, трудовой, а учителю вроде бы и места не остается. Хотя на самом деле все наши достижения связаны с ним. Как писал Маяковский, учитель подобен солдату-герою. А с другой стороны, педагоги – люди очень скромные…

Сейчас музей занимает одну большую комнату в городском Доме детского творчества. Уже собрано около пяти тысяч экспонатов, есть свой архив.

В последние год-два музей неожиданно приобрел большую популярность. В школах стали вновь создаваться пионерские отряды, и детям захотелось узнать, какое оно все было в старые времена – галстуки, горны, знамена. А у Потанина эта атрибутика собрана и бережно хранится: “Ходил по школам, просил: что не нужно, отдавайте мне”. Есть даже дежурное знамя, под которым и сейчас иногда в пионеры принимают.

“Это ж наша история, неужто отказаться от нее?” – говорит Леонид Семенович.

По следам кремлевского кардиолога

История образования района в музее отслеживается с 1879 года. Углубляться дальше стало дорого – надо ехать в Орел и платить деньги за пользование архивными материалами. Средств, сами понимаете, нет. Так что пока первой светской школой в районе считают (и, наверное, так оно и есть в действительности) Горбовскую, построенную помещиком Горбовым в селе Петровском-Елизаветинка.

– Горбов был дружен с Толстым, – рассказывает Потанин. – Но в отличие от Толстого, считавшего, что надо строить много дешевых школ, Горбов считал, что лучше меньше, да лучше. Так он и делал. Собирал в окрестных деревнях самых способных ребят и учил за свой счет.

Леонид Семенович попросил “Учительскую газету” помочь разузнать что-либо об одном из самых интересных выпускников Горбовской школы – докторе медицинских наук, академике Дедове-Назрицком.

У нас хранится лишь маленький кусочек фотографии, на которой Дмитрий Кузьмич – с матерью Варварой и племянником Семеном. Очень хотелось бы хоть что-то узнать о его дальнейшей жизни, он ведь был одно время главным кардиологом Кремлевской больницы. Знаем, что дочь его – тоже профессор Дедова-Назрицкая сейчас живет в Москве. Может, откликнется и хотя бы напишет нам, расскажет что-то о своем отце, о нашем земляке.

Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте