Данная методическая разработка предназначена для развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. В методике представлена психологическая игра «Эмоционария». Указаны время всей игры и каждого из этапов, возраст и состав участников, задачи каждого этапа. В процессе игры используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.
Эмоциональное благополучие – это фундамент жизненного опыта ребенка, который необходимо заложить в период дошкольного детства. Дети в этом возрасте эмоционально незрелы, внушаемы, недостаточно способны к осознанию собственного поведения, а соответственно и поступков, в связи с чем главной задачей на пути развития эмоционально-волевой сферы ребенка является мобилизация его на активное и живое участие в совместной с взрослыми деятельности – не только занимательной, но и весьма полезной. Веселые упражнения и конкурсы создадут положительный эмоциональный фон и позволят реализовать в практической деятельности с детьми-дошкольниками важные составляющие эмоционально-волевой сферы.Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Задачи:- формировать умения детей считывать, сличать эмоциональные состояния другого человека;- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); – совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Время на игру: 80 минут.Участники: воспитанники подготовительной группы детского сада (возраст 6-7 лет) в количестве 10 человек, их воспитатели в качестве помощников ведущего и наблюдателей. Ведущим является педагог-психолог, зрители.Подробный сценарий психологической игры 1-й этап – погружение в игру (5 минут).Задача: способствовать созданию игровой атмосферы.Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по стране «Эмоционария». Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воздушном шаре. В дорогу мы с собой возьмем смекалку, находчивость, умение работать в коллективе и находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и по одному. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя. Итак, в добрый путь! 2-й этап – начало путешествия (10 минут).Задача: создание позитивного эмоционального настроя участников игры.Материал для проведения: Упражнение «Приветствие».Поздоровайтесь друг с другом грустно и радостно.Обсуждение.- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. – Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать? Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости, понимать себя, понимать окружающих, общаться без конфликтов.Игра «Знатоки чувств». Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. 3-й этап – прибытие на первую станцию «Мимика» (10 минут).Задача: дать представление о способах выражения собственных эмоций – мимика.Материалы для проведения: пиктограммы. 1. А как мы выражаем свои эмоции? 2. Как, глядя на человека, можно понять, что он чувствует в данный момент?3. Как это выражается?Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.Упражнение «Изобразите эмоцию на лице». Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость. Воспитатель: Что изменялось в выражении лица? Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас уникален.Игра «Изобрази, угадай эмоцию» (работа с пиктограммами).На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций (приложение 1). Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики. Остальные дети – зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.4-й этап – в пути (10 минут).Задача: дать представление о способах выражения собственных эмоций – слова, интонация, голос.Упражнение «Отгадай загадку». Командам зачитываются загадки (приложение 2).Воспитатель: А как еще мы выражаем свои эмоции? Услышав, что говорит человек, можно определить, какие эмоции он испытывает в данный момент? Конечно! Сейчас мы это проверим.Упражнение «Передай эмоцию». Перед вами изображения сказочных персонажей, каждый из вас по очереди должен рассмотреть свою картинку и голосом и словами, не называя саму эмоцию, передать те чувства, которые вы испытываете по отношению к ней. 5-й этап – прибытие на вторую станцию «Артистическая» (15 минут).Задачи: дать представление о способах выражения эмоций – с помощью тела, жестов; формировать у детей умение осмысливать и проигрывать свои эмоциональные состояния, переживания, чувства.Воспитатель: Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции? Представьте, что вы увидели что-то впервые в своей жизни, например фокус! Вспомните, что вы испытывали в этот момент? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье. Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций, и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили, с помощью выражения лица (или в мимике).А также вы наверняка произнесли что-то вроде «Здорово!», «Класс!», «Вот это да!». Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов и интонаций голоса.И наконец, когда вы, восхищаясь чем-либо, хлопаете в ладоши, то выражаете свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия, движения тела.Вывод: эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.Разыгрывание этюдов. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.Фокус (этюд на выражение удивления).Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.Золушка (этюд на выражение печали).Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.В лесу (внимание – страх – радость).Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (Внимание.) Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток, а вдруг это волк или медведь? (Страх.) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой. (Радость.)6-й этап – в пути (5 минут).Задача: формировать у детей умение осмысливать и проигрывать свои эмоциональные состояния, переживания, чувства.Воспитатель: А теперь немного отдохнем! Я буду читать вам стихотворение, а вы постарайтесь показать его руками и выражением своего лица (приложение 3).7-й этап – прибытие на третью станцию «Командная» (10 минут).Задача: закрепить умение изображать эмоции.Дети делятся на 4 команды.«Создай шедевр» Материалы: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.Инструкция: Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: «Все эти лица радостные». Приступайте к работе.8-й этап – прибытие на заключительную станцию «Изобразительная» (10 минут).Упражнение «Мое настроение сейчас». Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры. Обсуждение рисунков.9-й этап – окончание путешествия (5 минут).Воспитатель: Мы ознакомились с миром эмоций. Исследование эмоциональной сферы человека – очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.- Что особенно понравилось? – А что для вас было самым интересным?Заключительное упражнение. Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.Формы обсуждения игры: В завершение игры обсуждаем вместе с детьми, что делали, как играли. Спрашиваю мнение участников о путешествии. Обязательно обсуждаем, чему научились, что взяли для себя нового, что ребята будут использовать в повседневной жизни. Делюсь с детьми своим мнением, высказываю слова поддержки каждому участнику, благодарю за работу. А вместе с учителем обсуждаем информацию, собранную о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.Читайте электронную «Методическую кухню» www.ug.ruДиана КОШЕЛЕЦ, педагог-психолог детского сада №358 Тракторозаводского района Волгограда
Комментарии