search
main
0

Эмоциональный всплеск

На подмостках школьной сцены

Проект «На подмостках школьной сцены» существует уже много лет как одна из воспитательных практик. К этой работе мы постарались подойти системно и сделать так, чтобы знакомство с основами сценического искусства у ребят проходило поэтапно и динамично.

Идею проекта – постепенное развитие творческого потенциала через сценическое действие – мы раскрываем через вовлечение детей в общешкольные театральные конкурсы на протяжении учебного года. Так, четвертые классы проводят конкурс инсценированных народных сказок, пятые инсценируют литературные авторские сказки, шестые готовят конкурс постановок по произведениям А.С.Пушкина, седьмые проводят конкурс народных традиций и обрядов, восьмые готовятся к общешкольному конкурсу инсценировок литературных произведений-юбиляров, старшие классы готовят и проводят коллективные постановки по разным темам, включая традиционные общешкольные праздники, с использованием формы спектакля. Ведь сценическое действие, как ничто другое, дает возможность ребятам глубже раскрыть свой творческий потенциал, узнать литературно-исторический материал изнутри, избавиться от боязни публичных выступлений, развивает зрительную память, логическое мышление, чувство коллективизма и партнерства, координацию в пространстве, а иногда даже помогает найти путь к профессиональному самоопределению.

В нашей школе за время существования этого проекта было поставлено три авторских мюзикла: «Девочка из цветка», «Сказка о добре и зле», «В поисках Жар-птицы». Этот материал был написан и поставлен специально для участников проекта, и несколько поколений ребят прошли через эти спектакли. С большим интересом ребята относятся всегда к военно-исторической тематике. Когда дети исполняют роли героев войны, они и сами пропитываются чувством патриотизма и ответственности за свои поступки не на словах, а на деле. Очень много было поставлено на нашей сцене военно-патриотических спектаклей, например «На главном рубеже», «Сороковые – роковые», «А зори здесь тихие…», «Горячий снег», «Они сражались за Родину». На таких спектаклях даже зрители, сопереживая актерам на сцене, становились соучастником этого коллективного театрального действия.

Многие наши выпускники, участники этого проекта, окончив педагогические вузы, вернулись в нашу школу в качестве учителей и сами стали уже организаторами этого проекта: Т.А.Понидилок, И.О.Шейхова, С.В.Левдонская, М.В.Льво­ва, Е.И.Радченко, Э.И.Ага­ева, А.В.По­ло­вин­ки­на, А.Д.Аксе­нова, Ю.Н.Годовова, Т.А.Чап­ко­ва, Т.В.Кирдяшкина, Д.В.Афо­ни­на. Некоторые выпускники прошлых лет выбрали вузы с творческой направленностью, например Адриана Цубера, Юля Андрюшина, Алина Хряпкина, Патимат Магомедова, Даша Смекалина, Арина Гамалиенко. Группа участников проекта после военных спектаклей решили связать свою дальнейшую судьбу с военной службой: Владислав Золотухин, Владислав Клочков, Сергей Шимко.

Значение проекта «На подмостках школьной сцены» заключается в том, что он способствует развитию у детей и подростков качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и лидерами во многих начинаниях. Ведь театральное искусство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру, к личности, помогает готовить детей к будущей жизни и к успешной работе в коллективе.

Система воспитательной работы в школе предполагает гармоничное объединение разных форм урочной и внеурочной деятельности. Традиционно в рамках недели русского языка и литературы проходят литературные вечера. Литературный вечер – одна из эффективных форм внеклассной работы, методисты и детские психологи утверждают, что не одно внеклассное мероприятие не может сравниться с литературным вечером по силе влияния на личность ученика: он углубляет полученные на уроке знания, способствует обогащению восприятия литературного произведения, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус. Эстетическое воздействие произведения возрастает, если его восприятие сочетается с художественно-творческой и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Эмоциональный всплеск, переживаемый учащимися, – одно из условий воспитания интереса к литературе как искусству слова.

Тематика литературных вечеров разнообразна. Так, событием школьной жизни стал литературный вечер, приуроченный к юбилею И.С.Тургенева. Многие участники и зрители открыли для себя новые грани таланта этого русского писателя, проникновенного лирика и автора оригинального жанра стихотворений в прозе, прозаика и драматурга. Зрители с удовольствием посмотрели инсценировки из повестей о юношеских чувствах «Первая любовь» и «Ася», которые представили на сцене девятиклассники. Любовь – источник счастья и страдания, тема, близкая их возрасту, поэтому они смогли так глубоко передать переживания главных героев.

Ярким и запоминающимся стал вечер, посвященный С.А.Есенину. Со сцены звучали стихи, старшеклассники продемонстрировали также вокальное и сценическое мастерство. Блистательно была сыграна роль Пугачева учащимся 11‑го класса профильного математического направления. Этот факт убедительно доказывает воспитательную значимость по развитию разносторонних способностей детей. А в прошлом году благодаря поэзии Сергея Есенина мы стали победителями городского конкурса «Духовные скрепы Отечества». И еще ученики 5-11‑х классов с энтузиазмом приняли участие в городском флешмобе к 200‑летию Н.А.Некрасова.

Время подготовки не менее значимо, чем день проведения вечера. В активную работу включаются разные группы учащихся: одни осуществляют музыкальное оформление программы, другие с удовольствием продумывают оформление сцены, создают красочные фоновые презентации, готовят реквизит. Объединение творческих усилий ведет к объединению участников временно сложившегося творческого коллектива. Как правило, создается благоприятная психологическая обстановка, способствующая и самораскрытию личности, и уважительному отношению к другим. Без преувеличения можно назвать такое сообщество родством душ, причем не только детей, но и педагогов.

Единство урочной и внеурочной работы является залогом успеха в реализации труднейшей цели – воспитания духовно развитой личности.

Татьяна КИЗИМ,
педагог дополнительного образования школы №1861 «Загорье»,
член Союза писателей РФ;
Татьяна ВАСЮЧЕНКОВА,
председатель методического объединения учителей русского языка
и литературы школы №1861 «Загорье»,
заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте