search
main
0

Елена ОСТАПЕНКО: Понимание, зачем нужен профсоюз, пришло, когда я работала директором школы

Чем профсоюз может помочь работодателю, а депутатский мандат – профактивисту, что лучше всего мотивирует людей на вступление в профсоюзные ряды, – об этом мы поговорили с лидером Большекаменской городской организации Профсоюза образования (Приморский край), депутатом муниципальной Думы, учителем математики Еленой Остапенко.

 

Елена ОСТАПЕНКО

 

– Понимание того, что без профсоюза никак не обойтись в нашем деле, пришло, когда я была, как ни странно, директором школы, – рассказывает Елена Николаевна. – Мы с коллегами тогда практически реанимировали городскую профорганизацию, в которой на тот момент почти не осталось людей.

Во-первых, так проще коммуницировать с коллективом – через его официального представителя. Во-вторых, так самим директорам образовательных организаций легче решать проблемы своих учреждений.

– Почему и каким образом?

– Потому что директор сам ничем не защищен, и когда ты говоришь «нет» учредителю, а учредитель является твоим работодателем, то он не понимает, как ты можешь сказать это самое «нет». Но при этом у руководителя всегда есть шанс сослаться на законные требования профсоюза. И я увидела, как стали открываться двери, в которые раньше не могла достучаться, как стали выполняться те вещи, которых я для коллектива не могла прежде добиться. Например, это касается вопросов стимулирования труда, награждения педагогов, режима работы и других.

Помню, как-то стояли жуткие холода, и было понятно, что из-за низкого температурного режима надо закрывать школу, а мне говорят – нет, нужно работать. И у меня есть аргумент – ссылаюсь на профсоюз, говорю, что он держит вопрос температурного режима на контроле, и нам идут навстречу.

Или наоборот, летом жарко и нужны кондиционеры, преподаватели же продолжают работать. И снова с помощью профсоюза добиваемся финансирования на эти цели.

Подобных примеров я могу привести множество.

– Вы, кстати, сами ушли с должности директора. Почему?

– Потому что нужно давать дорогу молодым. Не сидеть в директорском кресле по 30-40 лет, как бы это ни было удобно и комфортно, а уступать место тем, кто может привнести в учреждение образования что-то новое, более прогрессивное.

Другое дело, что я уже думала уйти на заслуженный отдых, а меня вдруг в мае 2017‑го избрали председателем городской отраслевой профорганизации, а в сентябре – еще и муниципальным депутатом. Отдохнуть не получилось, но второе – и даже третье – дыхание появилось.

– Депутатский мандат помогает решать профсоюзные вопросы?

– Безусловно. Так, например, в 2022 году большекаменских педагогов обидели. По краю у коллег прошла индексация, а у нас – нет, учредитель решил, что нам она не положена. Мы этот момент оспорили. И в этом как раз помогло наличие депутатского мандата, открывающего любые двери в городской администрации. Параллельно к решению проблемы подключились юристы крайкома профсоюза, мы предали ее огласке в СМИ, и нам выплатили все недополученные средства.

Другой пример. Когда с 1 сентября 2022 года в школах ввели «Разговоры о важном», педагогам дополнительную нагрузку не оплачивали, что несправедливо, ведь это полноценные уроки, к которым надо готовиться. Но мы добились того, что ее протарифицировали, и всем учителям зарплаты пересчитали. В этом также помог мандат, придающий дополнительный вес и авторитет.

После повышения заработной платы с 1 декабря на 18,1% в рамках заседания городской Думы мы скорректировали бюджет на 2024 год. И когда кто-то спросил, а хватит ли у нас денег на это, справимся ли мы с этим в принципе, прозвучал ответ: «Ну, нам же Профсоюз образования не позволит этого не сделать, так ведь, Елена Николаевна?» Я говорю: «Только попробуйте!» (Смеется.)

Помогает депутатская работа и в общении с членами профсоюза. Прекрасно понимая, как устроена бюджетная политика, как идет распределение денежных средств, я могу дать обоснованные ответы на любые вопросы, касающиеся финансирования отрасли.

– Что с численностью городской профорганизации?

– Она постепенно растет, притом что мы никого не загоняем в профсоюз силой. Мне вообще кажется, что мотивировать людей должен не руководитель первичной организации, а сами коллеги, которые скажут: «Иди к нам, у нас здорово!»

У нас, например, действительно здорово. Ежегодное обязательное страхование от несчастного случая всех членов профсоюза, подарки и билеты на представления для детей на Новый год, выезды на концерты, в цирк и экскурсии по краю с предоставлением автобуса, поездки на семинары и форумы в другие регионы. Консультации по вопросам трудовых отношений и юридическая поддержка в суде для членов профорганизаций. Также недавно мы продиагностировали слух почти 90 работникам отрасли, пригласив компанию «Аудионика», партнера проекта «Электронный профсоюзный билет». А за счет средств городской профорганизации установили на школы мемориальные доски педагогам – участникам Великой Отечественной войны.

Люди видят, что они не одни, не брошены, им есть куда обратиться, если случится беда или другой форс-мажор. Ощущение, что ты не один, крайне важно для каждого.

– Над чем работает городская организация профсоюза сегодня?

– Над подписанием отраслевого соглашения с Управлением образования Большого Камня. В крае есть подобный трехсторонний документ на уровне профильного министерства, нужно заключить его и на местном уровне. Это важно, потому что такие соглашения фиксируют обязанности сторон, и ни одна из них не может отказаться от их выполнения.

– Какая из проблем в системе образования Большого Камня стоит особенно остро?

– Дефицит кадров.

– Неожиданно. Казалось бы, в городе полным ходом идет строительство самых разных объектов, приезжают молодые специалисты…

– Приезжают, только не к нам, не в образование, а на эти самые стройки. Более того, у нас даже педагоги по английскому языку, физике и математике уходят туда, потому что там более конкурентная зарплата и сама среда, есть возможность получить арендное жилье. В отрасли образования таких возможностей нет. Работая на одну ставку, арендное жилье не потянешь, а чтобы работать на две, нужны силы и здоровье. Мы, конечно, поднимаем кадровую проблему на трехсторонней комиссии, рассматриваем на уровне управления образования, регулярно обсуждаем с руководством городской администрации, но пока решить вопрос не получается – слишком сильный конкурент. И наша задача – находить какие-то другие мотивационные инструменты, чтобы сохранять педагогов в отрасли и привлекать новых. Для нас это первоочередной вопрос. Над ним и работаем.

Источник: https://fppk.org

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте