search
main
0

Елена КАМБУРОВА: двери театра закрыты для грубости и пошлости

Слово и музыка сделали нашу героиню известной и уникальной в своем жанре – поэтической песни. Актриса, певица, основатель и художественный руководитель Театра музыки и поэзии Елена Камбурова – героиня нового номера «УГ». Она удостоена десятков наград, среди которых звания заслуженной артистки РСФСР (1983), народной артистки Российской Федерации (1995), лауреата Государственной премии РФ (2000) и многие другие. Еще будучи маленькой девочкой, скромной и застенчивой, она мечтала о сцене. Как говорит сама Елена Антоновна: «Меня вел внутренний голос», и именно он привел ее в жанр поэтической песни. Именно с чтения стихов в сопровождении музыки началось ее большое творчество. А потом большое кино, мультипликация, и фамилия Камбуровой стала знакома каждому композитору и кинорежиссеру. И, конечно, зрителю, который влюбился в ее искреннее исполнение в таких картинах, как «Дульсинея Тобосская», «Пеппи Длинныйчулок», «Гардемарины, вперед!» и т. д. Ее творчество оценили Фаина Раневская и Булат Окуджава, с которыми у актрисы завязались теплые отношения. А в январе 2021 года в Театре состоялась долгожданная премьера спектакля о Тонино Гуэрре – известном сценаристе, режиссере и актере, столетие со дня рождения которого отмечалось в минувшем году. Мы обсудили, каков был творческий путь нашей героини и с чем ей пришлось столкнуться, что такое патриотизм и судьба и почему важно любить природу и животных, а также затронули автобиографическую книгу Камбуровой «Совсем другая песня», вышедшую в издательстве «Русский путь» незадолго до нашего интервью.

 

– Елена Антоновна, уже 30 лет вы художественный руководитель собственного Театра музыки и поэзии – места, где слово обретает смысл и содержание. Что менялось за время его существования?

– Когда я начинала, у нас не было ни одного спектакля. И это чудо, что появился театр, у которого не было спектаклей. За это я очень благодарна бывшему мэру Москвы Ю.М.Лужкову. Театр открылся, и постепенно начали появляться спектакли. Часть из них были музыкальными – «Грезы», «Абсент», «Земля». А потом начались и драматические спектакли. В них много света, доброты, тепла, поэтому они сохраняются годами и не исчезают. Например, в спектакле «Капли датского короля» есть две детские роли, и нам приходится менять артистов и вводить новых ребят.

– Почему ваш театр называется именно так, а не наоборот, – поэзии и музыки? Насколько я понимаю, именно слово для вас играет ключевую роль?

– Все просто. Когда я думала о названии, решила, что «Театр музыки и поэзии» будет благозвучнее. Хотя для меня тогда важны были именно чтецкие вечера, когда на сцене в основном звучат стихи или песни на хорошие стихи. Как мы назвали, так и пошло. Музыка в нашем театре играет огромную роль.

– Какой Елена Камбурова руководитель? Как вы общаетесь с коллективом, что за атмосфера в вашем театре?

– Я человек не властный и не жесткий. Это две несовместимые вещи – я и власть. Могу принять решение и не допустить спектакль в нашем театре, сказать, что это нехорошо. Такое было, и мои коллеги мне поверили. Но чтобы кричать, стучать по столу кулаком, это совершенно не моя история. И слава богу, у нас есть режиссеры, например Олег Кудряшов, Иван Поповски, замечательные, талантливые, к которым все прислушиваются. Также Олег Синкин, музыкальный руководитель, часто именно он подает идеи к музыкальным спектаклям. Получается, мы все руководители театра.

– Наверняка вы посещаете и другие театры Москвы. Где вам нравится? Какие постановки удивили за последнее время?

– Мне нравится Театр имени Моссовета. Там играют один из моих любимых спектаклей «Встречайте, мы уходим», абсолютно чудесный, человечный, добрый, искренний. С этим театром я дружна и также дружна с блистательным актером Виктором Сухоруковым. Люблю Театр «Мастерская Петра Фоменко», где играют многие музыканты нашего театра, актеры. На эту тему мы даже шутим, что у нас одна музыкальная часть (улыбается). Мы вместе проводим старый Новый год 13 января.

– Ваш творческий путь долгий. Вас знает и любит вся страна. Как все начиналось?

– Да, действительно, путь насыщенный и долгий. Именно поэтому накануне вышла в свет моя книга «Совсем другая песня». Она издана благодаря Надежде Василевской, которая собрала книгу из интервью и дневниковых записей. Там я и рассказываю о том, с чего начинался мой путь. А началось все на радио, когда я училась в эстрадно-цирковом училище, мне попались песни Новеллы Матвеевой. Я заразилась ими и очаровалась, начала их исполнять.

Вслед за ними последовали песни Булата Окуджавы. И эти песни отличались от эстрадных тем, что в основе были настоящие стихи. Меня зацепило слово, смысл. В это время я как раз очень интересовалась поэзией, много выступала для студентов в вузах. Но публика по-разному принимала меня. Студенты – тепло, с овациями. Другая публика – настороженно. Потому что привыкли, что эстрада есть эстрада. Помню, однажды мне даже сказали: «А почему вы не улыбаетесь во время исполнения?» Это было неким укором.

– Цензура оказала влияние на ваше творчество?

– Конечно. Цензура в то время была серьезная, мои концерты чуть ли не запрещали. Помню разгром моего первого сольного выступления. Тогда выручил Ролан Быков, который позвал комсомольцев, чтобы они посмотрели мою программу. Я показала перед ними ту самую программу, и они встали на мою защиту. А потом еще дали звание лауреата Премии Московского комсомола. Я начала выступать с этим званием, но оказалось, что это еще труднее. Потому что от меня потом все ждали, что я буду исполнять бойкие комсомольские песни, а на самом деле это были мои баллады, музыкальные новеллы. Вот так со своей программой я объездила много городов. Меня хорошо принимали в Минске, Ленинграде, Новосибирске и других крупных городах. Зритель меня очень поддерживал. За пределами СССР меня встречали с овациями в Польше, потому что им это близко, у них были исполнители моего жанра песенной поэзии. Хотя долгое время за рубеж не пускали. Испытать пришлось многое, но я счастлива, что у меня был такой путь.

– Вас укоряли за то, что исполнение не вызывало улыбки. Сегодня песня и сама музыка считаются средством развлечения. Что должны нести в себе музыка, песня? Основной посыл?

– Когда я пела свои песни, параллельно существовала эстрада, но она была добрая. И я никогда не думала, что песня выродится в попсу. Рядом с попсой советская эстрада кажется чудесной, вспомните песни Александры Пахмутовой. От того, что происходит в мире музыки сегодня, мне очень обидно и грустно. Сегодня свобода выразилась во вседозволенность. И поэтому я счастлива, что у меня есть театр, двери которого закрыты для грубости и пошлости.

– Жанр театральной поэтической песни уникальный. Какие его главные составляющие?

– Это стихи, окрыленные музыкой. Когда мне показывают песни, я слушаю и понимаю, если музыка хорошая, а стихи не очень, я не могу это петь. А если достойные стихи и средняя музыка, пытаюсь скорректировать музыку. Это сделать намного легче.

– В вашей биографии значится не одно учебное заведение. Вы пробовали поступить в Театральный институт имени Щукина, не получилось. А потом?

– Я не поступила и находилась в полной растерянности. И одна моя знакомая предложила поступить в Училище циркового и эстрадного искусства, которое всегда до того года было цирковым. Это был первый набор на «эстраду». Я поступила туда с художественным чтением и даже отказывалась от уроков вокала. Помню, что радиостанция «Юность» мне предложила прочитать «Нунчу» М.Горького, а в итоге это явилось предлогом для знакомства с Фаиной Раневской. Она случайно услышала мою запись на радио и написала письмо в редакцию с похвалой моего выступления. Через какое-то время я с ней встретилась, подружилась и была не раз в гостях. Вообще чудо, жизнь меня сводила с легендарными людьми: Фаина Георгиевна, Булат Окуджава…

– Как вы считаете, человек сам творец своей судьбы или есть то, что предписано ­свыше?

– Есть такое понятие – «внутренний голос». Например, я в детстве была очень застенчивая, скромная, но почему-то всегда думала, что буду актрисой. Это сама судьба стучалась ко мне. Наверное, мне на роду было написано, что я буду иметь отношение к сцене.

– Как в вашу жизнь пришли кино и мультипликация? На каком этапе?

– В свое время я очень активно работала с Микаэлом Таривердиевым. Исполняла песни на его творческих вечерах. Он начал писать музыку к кинофильмам. Одним из его первых кинофильмов был «Пассажир с экватора», и он попросил меня записать песню «Маленький принц» на стихи Николая Добронравова. Сейчас эту песню знают все. Вот это был мой дебют в кино, а потом закрутилось…

– В одном из интервью вы сказали, «что люди для вас делятся по принципу их отношения к природе и животным». Откуда у вас любовь ко всему живому? Это привито родителями?

– Это для меня равноценные понятия. И разрушать природу – это страшное преступление. Я особенно нежно отношусь и к траве, и к деревьям. А животные – для меня это драгоценность. Люди, которые не понимают, что животные – это живые существа, что над ними издеваться нельзя, сами как звери. Человек, который не любит животных, непонятен мне. Это не привито родителями, я просто с детства люблю животных, когда вижу собаку, умиляюсь, улыбаюсь.

Раньше я более активно занималась темой защиты животных, мы писали письма, устраивали совещания. Эта тема для меня особенная, болезненная. На награждении Государственной премией я обратилась с этим вопросом к президенту и попросила Владимира Путина, чтобы у нас в стране был принят закон о защите животных. Тогда я сказала, что этот закон позволит человеку стать человеком.

– На ваш взгляд, почему есть такая проблема в нашем обществе?

– Это уровень культуры. Отношение к животным – это мерило человечности. Это не просто отдельная тема.

– На станции метро «Менделеевская» есть необычный памятник собаке, к созданию которого вы имели отношение. Не все наши читатели знают об этом. Расскажите, что за памятник? Кому посвящен?

– Эта скульптура появилась в 2007 году. Представляет собой беспородную собаку, которая мирно лежит на постаменте, почесывая задней лапой ухо. Надпись на памятнике гласит: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к бездомным животным». Это все было непросто. Мы собирали подписи. Памятник – знак того, что нужно любить и уважать животных, особенно бездомных. И головка этой собачки блестит, потому что все подходят и гладят (улыбается).

– Елена Антоновна, а что для вас значит патриотизм?

– Я патриот в определенном смысле, патриот нашей литературы, кино, наших гениальных творческих людей, актеров, режиссеров, художников, скульпторов. В этом смысле мы очень плодовитая страна с невероятно сложной историей, которую надо помнить.

– Несмотря на то что у вас огромное количество наград и заслуг, вы производите впечатление человека скромного и абсолютно нетщеславного. Хотя тщеславие – это неотъемлемая часть артистической профессии…

– Я с самого начала поставила себе цель служить ее величеству поэзии, служить чему-то доброму, светлому.

– Елена Антоновна, сегодня культурная сфера претерпевает кризис. Наша беседа проходит в декабре. Пока не очень понятна ситуация в связи с пандемией во второй половине января, когда увидит свет это интервью, но сегодня максимальное число зрителей в театрах, кинотеатрах и концертных залах не должно превышать 25% общей вместимости зала. Как театр работает в нынешних условиях?

– В нашем театре помимо спектаклей также есть творческие вечера. Вот некоторые из них мы переносим. А спектакли почти все остались. Только что сыграли «Капли датского короля», продолжаем играть спектакль «Маленький принц». Честно говоря, играть, когда совсем мало людей, – это грустно. Но выходить на сцену даже для 10 зрителей лучше, чем вообще не выходить. Нашему театру почти 30 лет. И все спектакли, которые у нас возникли, они не уходят. Например, «Капли датского короля», спектакль по песням и биографии Булата Окуджавы, отыграли 555-й раз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте