search
main
0

Электронный журнал для вуза

Состоялся первый выпуск цифровой кафедры

В Великом Новгороде прошло торжественное вручение дипломов первым выпускникам проекта «Цифровые кафедры». Их оказалось 255 человек. В мероприятии, в частности, приняли участие зампредседателя правительства Новгородской области Оксана Белокрылова, региональный министр цифрового развития и ИКТ Михаил Киблер.

 

«Цифровые кафедры» – новое явление, появившееся в вузах – участниках программы Минобрнауки РФ «Приоритет 2030». Это совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, делающий возможным повышение квалификации и получение новой профессии в сфере информационных технологий. Проект «Цифровые кафедры» реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В проекте «Цифровые кафедры» предусмотрено два направления подготовки: для обучающихся по профильным IT-направлениям и для тех студентов, чья будущая профессия не относится к этой сфере. Таким образом, проект стал уникальной возможностью получения дополнительной квалификации людьми, чье основное образование не связано с программированием.

Обязательным фактором обучения на цифровой кафедре является прохождение практики в профильной сфере. Еще одно необходимое условие для университетов – привлечение работников организаций реального сектора экономики и экспертов-практиков IT-сферы в качестве преподавателей.

Все эти условия были соблюдены в Новгородском государственном университете, участнике проекта «Цифровые кафедры».

– Обучение на цифровой кафедре длилось девять месяцев, – рассказала руководитель Управления развития компетенций НовГУ Инна Андреянова. – Участники одновременно с обучением по программе бакалавриата успешно завершили программы профессиональной переподготовки. Так, учащиеся по программе «Искусственный интеллект и большие данные» получили квалификацию «аналитик данных», а студенты профиля «Управление проектами в области искусственного интеллекта» – квалификацию «менеджер проектов в области искусственного интеллекта».

Партнерами НовГУ в данном проекте стали сотрудники и IT-эксперты из компаний VAS Experts, «Ростелеком» и «Элси». Было соблюдено и обязательное условие практики: студенты прошли ее в лабораториях Передовой инженерной школы НовГУ, в школе №36 Великого Новгорода, центре саморазвития молодежи «На пороге», одном из агентств недвижимости и в городском Центре занятости населения.

Помогли ли студенческие разработки предприятиям и организациям, на которых проходила практика? На этот вопрос Инна Андреянова отвечает:

– Да, этот опыт оказался взаимополезным. Так, администрация и преподаватели школы №36 из десятка студенческих работ выделили самые успешные цифровые продукты, которые учителя уже готовы взять для использования. Среди них, например, онлайн-урок финансовой грамотности, видеопрезентация «Память о Гаврииле Романовиче Державине в современном Великом Новгороде», отметим, что имя Державина носит школа №36 и здесь собрано немало экспонатов, посвященных этой исторической личности. Школе пригодятся созданные студентами динамичные видео для уроков истории и литературы и тесты в интересном формате, а ученикам будет понятна визуализированная в «цифре» учебная информация.

На практике в центре саморазвития молодежи «На пороге» студенты проводили анализ интерфейса цифровых развивающих инструментов, а также разрабатывали варианты продвижения данных продуктов. В центре «На пороге» используют психологические практики саморазвития для молодых людей. Разработки студентов цифровой кафедры помогут продвижению этого востребованного направления, в частности, теперь здесь улучшили интерфейс соответствующего мобильного приложения.

– За период обучения студенты цифровой кафедры разработали шестьдесят проектов, – рассказывает Инна Андреянова. – Шестнадцать из них уже применяются предприятиями-партнерами. Есть среди студенческих идей и те, которые пригодятся… самому НовГУ!

Студенты разработали электронный журнал для организаций высшего образования. Цель проекта – внедрение электронного журнала в постоянное использование администрацией, преподавателями и старостами и отход от бумажных журналов посещаемости.

– Преимуществами нашего проекта является то, что он имеет удобный формат, актуальный в наше время, кроссплатформенное приложение, – рассказала выпускница цифровой кафедры, одна из авторов данной разработки Ксения Кузнецова. – Важно, что методика использования не требует углубленных знаний IT-технологий, а интерфейс прост и понятен буквально каждому.

Кроме того, считают новгородские разработчики электронного журнала для вузов, такой формат направлен на решение глобальных экологических проблем, связанных с использованием бумаги.

– На данный момент мы планируем изучить возможность внесения подписей преподавателей в шаблон журнала для заверения достоверности данных о посещаемости студентов, – отмечает Инна Андреянова. – Этот проект, несомненно, будет внедрен в НовГУ.

А может ли студенческий проект быть интересен большому количеству людей за пределами вуза? А целой стране?

Работа выпускников цифровой кафедры НовГУ Ильи Кондратьева, Никиты Михеева и Екатерины Гуленковой «Трофический статус водоемов Новгородской области», несомненно, заслуживает пристального внимания.

– Эта идея сначала имела статус научного исследования, которое я проводил на втором курсе, потом легла в основу моей научной статьи на третьем курсе, – рассказал лидер проекта Илья Кондратьев. – Обучаясь на цифровой кафедре, я решил, что данная работа может выйти на новый уровень, если представить ее в «цифре». Таким образом, вместе с единомышленниками мы создали сайт. Он предназначен для расчета трофического статуса водоемов области и мониторинга этих данных. Если сказать коротко: трофический статус – понятие, которое характеризует условия питания организмов, живущих в водной среде. То есть определяет, насколько высок или низок уровень питательных веществ для полноценной и комфортной жизнедеятельности водных обитателей. Аналогов данного сайта не существует по одной простой причине: в нашем регионе нет исследований трофического статуса водоемов в принципе. Преимущество самого сайта в возможности быстрого расчета трофического статуса при знании всего двух основных характеристик взятой в водоеме воды.

Данный проект, несомненно, может стать примером для создания аналогичных сайтов для определения трофического статуса водоемов в других регионах РФ или образцом для общей платформы трофических статусов водных объектов РФ.

Первые выпускники цифровой кафедры НовГУ показали высокие результаты работы и защитили ценные, интересные и полезные проекты. Отметим, что в целом, по данным на 2022 год, в Российской Федерации количество зачисленных на обучение в рамках проекта «Цифровые кафедры» составило более 80 тысяч человек. Ожидается, что к 2024 году число участников проекта превысит 147 тысяч.

 

Светлана ПОТАПОВА, Великий Новгород, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте