search
main
0

Электронные учебники: кто будет платить?

С 1 января 2015 года обязательным условием при издании учебников и для включения их в Федеральный перечень учебников стало наличие у учебников электронной версии. При этом электронная копия должна соответствовать бумажной версии издания и дополнять учебник мультимедийными и интерактивными элементами. Таким образом, у учеников и учителей появился выбор. Переход на электронные учебники – общемировая тенденция. По мнению первого заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, бумажные учебники предназначены для «более вдумчивого понимания текста», а электронные версии – «для быстрого восприятия и анализа информации». Сегодня мы расскажем о том, что думают по поводу электронных учебников директора школ, учителя и родители.

Дмитрий СКУРИХИН, директор школы имени А.Некрасова, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2013», г. Кирово-Чепецк Кировской области:- Проблема внедрения электронных учебников очень многоплановая. Если говорить о технологической стороне вопроса, то идеальным видится следующий вариант: электронный учебник – это тонкий, легкий и прочный планшет, который содержит всю учебную информацию по параллели. Даже при таком идеальном варианте есть множество подводных камней: скажем, как осуществить сохранность такого учебника в течение нескольких лет. Ведь учебник такого формата должен быть долговечным, иначе его рентабельность будет очень низка. В любом случае электронный учебник должен производиться в России, и его стоимость не должна зависеть от колебания курсов мировых валют.Другие варианты могут быть дешевыми, но иметь огромные технологические трудности в эксплуатации – если в качестве учебника будет предлагаться компакт-диск или флеш-носитель. Понятно, что каждое рабочее место ученика в таком случае придется оснащать компьютером, а это и дорого, и в ряде случаев просто невозможно. Если рассматривать проблему с точки зрения подготовки персонала, то учителя вполне спокойно обращаются с компьютерной техникой, а методика проведения урока практически не изменится, поэтому внедрение электронных учебников вполне возможно.С точки зрения экономической данный проект, по крайней мере в ближайшей перспективе, выглядит утопией, поскольку школы экономически слабых регионов не могут позволить закупку даже обычных учебников, и если бы не усилия региональных министерств, то и проект ФГОС давно бы уже забуксовал. Они делают все, что можно, но экономическая ситуация настолько сложная, что даже совместных усилий школ и властей в ряде случаев не хватает для решения проблемы. Можно также проанализировать перспективу использования электронных учебников на примере мобильных компьютерных классов. Первое время они эксплуатировались хорошо, но уже после первого полугодия появились технические проблемы: например, несмотря на напоминания учителей, часть учеников не выключали ноутбуки, а просто закрывали крышки, в результате чего вышла из строя едва ли не половина аккумуляторных батарей и эксплуатировать класс в полном объеме оказалось невозможно.Если речь идет об учебниках одинакового содержания для всех категорий детей, то это, безусловно, технологично, но это и несомненный шаг назад. Детям с различными образовательными потребностями такой подход не годится.  Есть опасность, что все возложат на школы. Дело, несомненно, пойдет по крайней мере на бумаге, а на практике оно превратится в еще одну головную боль и очередную потерю эффективности школы. Елена БЛИНОВА, проректор по научно-исследовательской работе Института развития образования Удмуртской Республики, Ижевск:- Конечно, электронный учебник с дидактической точки зрения гораздо лучше учебника бумажного – он дает учителю море возможностей. Это в теории. Как будет на практике, пока трудно сказать. В нынешнем году одно из издательств предложило школам нашей республики поучаствовать в апробации разработанных ими электронных учебников. Мы бросили клич по всем школам, пока ни одна из них не выразила желания участвовать. Те, кто комментировал отказ, ссылались на недостаточную обеспеченность школ компьютерами. У нас есть сельские школы, имеющие два компьютера на класс. Поправить эту ситуацию за счет родителей невозможно. Есть базовые школы, решившие эту проблему в рамках государственной программы. Но это тоже не совсем то, что нужно. Переход к электронным учебникам предполагает, что у каждого ребенка будет планшетник в личном пользовании. За чей счет их покупать? Но это лишь одна сторона проблемы. Вторая – не все учителя готовы работать с ИКТ, то есть может получиться так же, как с интерактивными досками – закупили, установили, но пользуются одной-двумя функциями и не постоянно, а периодически. Так где же ее интерактив?Наталья МАРЧУК, учитель информатики школы №10, г. Чайковский, Пермский край:- Вопрос перехода на электронные учебники недавно обсудила с сыном, он перешел в 8-й класс. Как это ни удивительно, он высказался против таких учебников. По его словам, текстовые носители привычнее, кроме того, их не всегда нужно носить в портфелях.С точки зрения здоровьесбережения переход на электронику тоже, на мой взгляд, не очень хорош. Ребенок в планшете или в телефоне много времени проводит и дома, и на переменах. Если будут ридеры, то время чтения электронных носителей увеличивается, а еще прибавьте к этому экранные средства, которые окружают детей. Таким образом, существенно увеличивается нагрузка на зрение.Я преподаю информатику, мне ридеры особенно не нужны. Если рассматривать переход на электронные учебники с точки зрения управления процессом, то мы не отказались бы от их поставок за счет федеральных источников. Но финансовая сторона – далеко не все. Надо тщательно продумывать структуру урока, чтобы использовать электронные модули на занятиях. С другой стороны, в электронном учебнике интерактивность присутствует, и книгой ее не заменишь. В этом несомненный плюс. Но в любом случае при переходе на электронные учебники должен быть продуманный подход.Наталья НИКИФОРОВА, директор средней школы №5 с углубленным изучением математики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2006», Магнитогорск, Челябинская область:- Прежде всего встает вопрос готовности учителей к переходу на электронные учебники: не все хотят и не все умеют. Значит, появляются проблемы мотивации и повышения квалификации. Очень сложен вопрос финансирования: за чей счет будут закуплены планшеты/ридеры, которые потребуются для использования электронных учебников? И третий – вопрос целесообразности.  Насколько все затраты оправдаются? У меня нет уверенности, что, например, электронный учебник по математике в старших классах будет способствовать  повышению качества образования. Ирина ЮРЬЕВА, домохозяйка, Москва:- Мои старшие дети учатся в начальных классах, и нам в школе пока еще ничего не говорили о том, что вскоре помимо традиционных учебников у нас появятся еще и электронные. Я даже не очень понимаю, как они будут выглядеть, в чем их отличие от классических пособий. Но тенденция очевидна, думаю, это вопрос времени. Сама я, конечно же, поклонница «бумажной» литературы, однако в электронике вижу свои плюсы. Не секрет, например, что многие школьники не учат физику и химию просто потому, что не понимают абстрактных объяснений, а цифровым технологиям под силу сделать эти важнейшие и интереснейшие науки более зримыми, наглядными, доступными. Поэтому мне интересно, предусматривают ли разработчики электронных учебников «живые картинки», возможность наяву увидеть какие-то яркие явления, опыты? Если так – было бы здорово! Но все предметы я бы не стала переводить на электронные носители, думаю, важно соблюдать баланс виртуального и реального.Еще один немаловажный вопрос: кто будет платить за электронные носители и всю «начинку»? У нас многодетная семья, обеспечить каждого ребенка планшетом или ридером, да еще и закупить электронные учебники по всем дисциплинам, будет непросто. Надо иметь в виду, что дети – народ не слишком аккуратный, техника в их руках часто «горит», бьется и ломается. Кроме того, программное оборудование быстро устаревает, да и срок лицензии, как мне кажется, будет ограниченным, а значит, младшие вряд ли смогут воспользоваться электронными учебниками старших. И конечно, меня беспокоит здоровье детей. Да, планшет легче книги, носить его проще, но излучение от экрана портит зрение, а я не хочу, чтобы мои дети уже в школе надели очки.  Электронные учебники – это реальность сегодняшнего дня. Разумеется, они дают учителю больше возможностей, позволяют сделать обучение более увлекательным и наглядным. Однако при переходе на эти учебники сегодня возникает масса вопросов: кто будет платить за электронные носители и «начинку», как избежать поломок, смогут  ли учителя работать по ним? Есть еще и такие педагоги, которые не хотят или не могут переходить на электронные учебники. С другой стороны, в электронном учебнике, как пишут наши эксперты, есть «интерактивность, которую книгой не заменишь». В любом случае нужен взвешенный и продуманный подход. Важно, чтобы эта идея не превратилась в еще одну головную боль для директоров школ и новую форму отчетности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте