search
main
0

Электронная столица Москва делает ставку на ключевые технологии

Программа “Развитие единой образовательной информационной среды” разрабатывалась параллельно для всей страны и Москвы как региона. Это позволило учесть подходы федеральной программы в аналогичной московской. С другой стороны, федеральная целевая программа в какой-то степени строилась на московском опыте, с учетом, конечно, наработок других регионов и мировой практики.

Уже в конце 80-х годов Комитет образования города Москвы, делая ставку на ключевые технологии ХХI века, поставил задачу обеспечить освоение всеми школьниками “компьютерной грамотности”, понимавшейся как умение осуществлять простейшие операции с компьютером и освоение соответствующих разделов математики. Не случайно именно в столице был создан первый учебник по основам информатики и вычислительной техники, вошли в жизнь школы первые телекоммуникационные проекты.
Сегодня во главу угла ставится повышение эффективности и качества всего образовательного процесса средствами информационных и коммуникационных технологий. С каждым годом увеличивается число классов в московских школах, где уроки проходят с компьютерным сопровождением, а ребята пишут исследовательские работы, базирующиеся на цифровых технологиях.
В июне 2000 года вышло постановление Правительства Москвы за номером 449, которое стало важным этапом в развитии информатизации городского образования. В нем были поставлены задачи оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением. Комитет образования ведет работу и по привлечению дополнительного многоканального финансирования. Вот уже 4 года услуги бесплатного выхода в интернет для московских школ предоставляет компания МТУ-Информ.
Программа информатизации региона, созданная и апробированная с учетом всего богатства и специфики системы московского образования (она была удостоена Премии Президента РФ в области образования за 1998 год), нашла свое продолжение в целевой программе Правительства Москвы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы” (2001-й год). В ее разработке активное участие принимали представители системы образования и повышения квалификации и переподготовки кадров этой отрасли.
Важным параметром и федеральной, и московской программы РЕОИС является то, что они не ограничиваются одной поставкой компьютеров. Они дают четкое представление о том, что работа по информатизации и построению РЕОИС в образовании – это процесс, включающий в себя разные направления деятельности. В регионах и по стране в целом они достаточно похожи и, более того, аналогичны с практикой внедрения в школу информационных технологий в разных странах мира.
Уже почти два года ведется разработка правительственной программы “Электронная Москва”, принятие которой ожидается со дня на день. Как считают в Департаменте образования Москвы, она даст основу для формирования общей для всего города информационной среды и в тесном взаимодействии с программой РЕОИС будет решать насущные вопросы образования, такие, как доступ в информационное образовательное пространство, организация самого этого пространства, обеспечение каналов постоянного доступа к интернету детей-инвалидов и тех, кто не может посещать школу, обеспечение образовательных учреждений расходными материалами, оплата услуг интернета, обслуживание техники, формирование московского информационного ресурса для образования и многие другие.
Несмотря на существенные подвижки в процессе информатизации в московском образовании остаются нерешенными многие принципиальные вопросы. И связано это не столько с техническим и программным обеспечением, сколько с человеческим фактором.
Суть модернизации, как известно, заключается в пересмотре системы приоритетов образования. А информатизация отрасли непосредственно связана с изменением целей образования, содержанием, педагогическими технологиями. Но иногда даже при положительном отношении к идее широкого использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий эту идею сводят к внешним проявлениям их достоинств. Вместо серьезного и глубокого применения информационных инструментов и ресурсов для развития детей – автоматизация учебного процесса и электронные учебники, вместо интеграции информационных технологий – инерция преподавания информатики.
– Я убежден, что “железо” не решает проблемы, что с информатизацией изменяется система образования, технология проведения урока, – говорит ректор Московского института открытого образования, один из разработчиков федеральной и московской программ РЕОИС профессор Алексей Семенов. – Можно научить педагога работать на компьютере – это хорошо. Но учить, конечно, нужно не только этому. Радует, в частности, что Федерация Интернет Образования прошла большой путь от технологического к педагогическому принципу обучения учителей. Однако в своем большинстве технические центры и вузы дают знания чисто по технологиям, а вот то, что происходит с образовательным процессом, к сожалению, остается за кадром.
В Москве большую работу по повышению квалификации учителей ведет Центр информационных технологий и учебного оборудования. В общегородской системе повышения квалификации работников образования ежегодно он готовит к работе по новейшим технологиям до пяти тысяч учителей.
Деньги на информационные технологии, приобретение оборудования для столичных школ Правительство Москвы последние два года (под целевую программу РЕОИС) выделяет, правда, меньше, чем планировалось. Но проблема в том, что на компьютеризацию средства идут, а на обслуживание, телекоммуникацию, повышение квалификации работников образования их заложить не удается. Надежда на “Электронную Москву”.
В конце прошлого года запущена очень важная для города программа по обеспечению информационной среды для детей-инвалидов и детей, которые не могут посещать школу в силу тех или иных заболеваний. Каждый такой ребенок получит (уже начали получать) ноутбук, дополнительное оборудование к нему и высокоскоростной канал выхода в интернет. Ученик, обучающийся на дому, сможет связываться с учителем на высокой интернет-скорости и оперативно получать учебные материалы. Учителям также вручается компьютер.
Социальную значимость и человеческий смысл этой акции трудно переоценить. С одной стороны, она закладывает будущее ребенка с ограниченными возможностями, с другой – с нее начинается новая для нас программа дистанционного обучения. Пока такая программ идет только для учителей и детей соотечественников за рубежом.
Как же организационно в Москве решается проблема информационных и коммуникационных технологий и единой образовательной среды?
Как выяснилось, задача поставить в каждое образовательное учреждение по одинаковому стандартному компьютерному классу отнюдь не ставится. “Это крайне неэффективно! – говорят в Центре информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования Москвы и поясняют: – Люди будут еще не готовы к их эффективному использованию, между тем компьютеры начнут устаревать”.
– Мы стараемся проводить в жизнь такую политику, чтобы каждое образовательное учреждение имело бы свою программу развития образовательной информационной среды и информационных технологий. Если школа в состоянии продумать и написать такой документ, у нее появляется приоритет в получении компьютерной техники, – рассказывает директор центра Елена Булин-Соколова.
В Москве в каждом из десяти округов есть свой ресурсный центр информатизации и опорные школы, играющие ключевую роль в процессе информатизации образовательных учреждений округа.

Ирина КАМИНСКАЯ

Статфакт

Более чем в 45% московских школ сегодня установлено современное оборудование: компьютеры с современной операционной системой Windows или Макинтош. В ряде округов (Южный, Юго-Западный, Центральный, Западный) еще более высокий показатель охвата школ компьютерами последнего поколения. Вместе с тем около 20% школ используют ранние версии Windows, старые процессоры, а в 25% общеобразовательных учреждений дети учатся по устаревшим компьютерам на основе процессоров типа Интел 286-386. В 10% школ компьютеры в учебном процессе не задействованы.

Инновационная сеть городской экспериментальной площадки “Школьное информационное пространство” включает в себя более 60 учреждений образования. За два года действия целевой московской программы РЕОИС в школы столицы поставлено более 700 компьютерных классов, свыше 500 автоматизированных рабочих мест (АРМ) для учителей-предметников и столько же – для администраторов. Кроме того, более 400 АРМов пришло в школьные библиотеки. Однако только для выполнения обязательного минимума по информатике (по 2 часа в течение 2 лет) нехватка современных компьютеров составляет около 10 тысяч.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте